Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках в начальной школе. | Екатерина Яковлевна Пантелеева. Работа №252359

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Екатерина Яковлевна Пантелеева
На сегодняшний день требования стандарта таковы, что необходимо развивать функциональную грамотность на всех уроках. В данной статье показаны приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения и окружающего мира. Приведены интересные приёмы, которые помогают детям самостоятельно добывать знания.

Формирование функциональной грамотности 
школьников на уроках в начальной школе.

 

На сегодняшний день требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». 
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены учащимися при условиях, если:

- обучение носит деятельностный характер;

- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

- предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели; правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;

- используются продуктивные формы групповой работы.

Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия. И в зависимости от каждодневной работы учителя, образовательных технологий, которые он выбирает, формируется функциональная грамотность младших школьников, соответствующая их возрастной ступени.


Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.( Изучать. Искать. Думать. Сотрудничать. Приниматься за дело.)

Конкретно разберёмся, в чем же заключается содержание функциональной грамотности…
Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классах, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. 
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов. 
Одним из эффективных подходов к составлению заданий на развитие функциональной грамотности является использование теоретической модели таксономии Блума – американского учёного.( Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности Лоуренцом (1999), предложена новая концепция Р. Марцано и др.

В своей книге «Таксономия образовательных целей» Блум выделил шесть уровней познавательной деятельности, а так же классифицировал их в порядке возрастания сложности:

знание (механическое запоминание информации - фактов, терминов, процессов и т.п.);

понимание (способность объяснить факты, интерпретировать, перефразировать материал);

применение (умение использовать знания в новых ситуациях);

анализ (способность разделять целое на части для лучшего понимания);

синтез (умение комбинировать элементы для создания нового целого);

оценка (способность оценивать значение или использование информации на основе определенных стандартов)

Здесь можно выделить следующие задания, соответствующие логическим приёмам:

Логические приемы Примеры заданий 
1. Уровень – знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать 
2. Уровень – понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 
3. Уровень – использование Применить, проиллюстрировать, решить 
4. Уровень – анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 
5. Уровень – синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план(пересказа) 
6. Уровень – оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать 
Самый высокий уровень – это оценка. Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить ребёнка. Что значит развить мышление? Из наглядно-действенного перевести в абстрактно-логическое: развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, развить фантазию и воображение, пространственное восприятие, развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику, так как развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность. Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением. 
При формировании функциональной грамотности важно помнить, что концепция функциональной грамотности основывается на одном из наиболее известных международных оценочных исследований – «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA)», которая оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях,

Одним из инновационных методов в формировании функциональной грамотности по чтению является критическое мышление. Критическое мышление предполагает использование на уроке 3-хступеней развития мышления: «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной теме; «Осмысление» - ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (Что хочу знать?), и «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной теме.

В ходе различных тестирований оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность. 
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. 
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. 

Приведу пример.
Результаты участия Казахстана в PISA и TIMSS показывают, что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. Выпускники школ в большинстве своем не готовы к свободному использованию в повседневной жизни полученных в школе знаний и умений. 
Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью. В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы. 
Большинству детей в начальных классах свойственно допускать ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей. Это то, что предполагает проблемное обучение. 
Вся система орфографических работ строится на проблемных методах. 
Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания. 
Как добиться, чтобы ученик умело не только заучивал правило, но и видел орфограмму. 

-Письмо с проговариванием. 
-Списывание.. 
-Комментированное письмо. 
-Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. 
-Письмо по памяти. 
-Творческие работы. 
-Выборочное списывание. 
-Чтобы вызвать интерес к уроку можно использовать стихотворные упражнения по орфографии. 
-Словарная работа 
-Работа над ошибками.
Свои знания могут успешно применять и на других уроках.

Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища; умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному. 

Главной задачей уроков математики является развитие словесно логического мышления. Математика - это теоретическая наука, в которой естественным способом изложения является способ восхождения от абстрактного к конкретному.

Математический стиль мышления характеризуется следующими особенностями:

мением рассуждать,

-стремлением находить кратчайший путь решения задачи.

Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; практическое умение ориентироваться во времени, и, конечно же, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

В связи с этим давайте все запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»

Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей:

1. Работа над решенной задачей. 
2. Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем. 
3. Правильно организованный способ анализа задачи – от вопроса или от данных к вопросу. 
4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать «картинку»). Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка. 
5. Самостоятельное составление задач учащимися. 
6. Решение задач с недостающими данными. 
7. Изменение вопроса задачи. 
8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи. 
9. Объяснение готового решения задачи. 
10. Использование приема сравнения задач и их решений. 
11. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного. 
12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием. 
13. Закончить решение задачи. 
14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче). 
15. Составление аналогичной задачи с измененными данными. 
16. Решение обратных задач. 
Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности.

Практика школы показывает, что порой работа с текстом на уроках курса «Окружающий мир» сводится к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала, знакомого ученикам. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета.

Поэтому на уроках особое внимание должно уделяться умениям смыслового чтения и работе с текстом:

-понимать цель чтения и осмысливать прочитанное;

-находить факты, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;

-читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

-отделять новое от известного;

-выделять главное.

У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

Вот сегодня я предлагаю вам стать учениками и на конкретных заданиях применить некоторые, на мой взгляд, интересные приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения и окружающего мира.

Сама по себе предлагаемая тема, конечно, не является новой. Все вы, без сомнения, организуете работу с текстом на своих уроках. Сегодня на уроках актуальным становится исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ученик «открывает» знания, а не получает их в готовом виде. Только в этом случае можно говорить о создании индивидуальной образовательной траектории, позволяющей каждому ученику реализовать свои возможности. Немаловажную роль в решении этой задачи играет освоение стратегии работы с текстом. Использование текста в качестве главного методического средства на уроке помогает в единстве реализовать цели: образовательную, развивающую и воспитывающую, коммуникативную.

  Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения и окружающего мира. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности  младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Работа с текстом является одной из главных задач на любом уроке. Недостаточно просто попросить учащихся открыть книгу на нужной странице, прочитать материал и ответить на поставленный вопрос. Это приведет к отсутствию необходимого результата и бессмысленной потере времени на уроке. Большей частью такая работа проводится дома, и, придя на урок, ученик не может ответить на элементарные вопросы. С этим столкнулась и я и решила перестроить свою работу на уроке. Конечно, при этом иногда страдает техника чтения.

Один и тот же вид деятельности в рамках урока можно построить по-разному, чтобы он стал не просто результативным, а интересным и мотивирующим для учащихся. Чтобы чтение стало продуктивным, ученики должны занимать активную позицию, осуществляя разнообразные мыслительные операции. При работе над текстом важно применять различные приёмы чтения, преследующие разные цели.

Иногда дети, прочитав рассказ, не могут не то, чтобы определить главную мысль, а элементарно сказать, о чем или о ком говорится в нем.

Сегодня я вам предлагаю следующую работу.

Приём «Мои аргументы»

Данный приём для двух отрывков на уроке литературного чтения направлен на развитие внимания и логики. Ребёнок обязан внимательно прочитать текст, чтобы выполнить предложенное задание.

Эта работа проводится не при первичном чтении, а при глубоком анализе текста. Здесь предполагается работа в паре, потому что концентрация внимания будет недостаточной.

Прием «Мои аргументы»-Учащиеся получают задание, а затем подбирают слова, факты из текста в пользу своей точки зрения.

Отрывок рассказа А.Куприна «Барбос и Жулька»

Задание: - Основной чертой Жульки была её природная деликатность.

- Приведи свои аргументы в подтверждение данного утверждения (подчеркнуть)

«…Между ним и Жулькой царствовало редкое согласие и самая нежная любовь. Может быть, втайне Жулька осуждала своего друга за буйный нрав и дурные манеры, но во всяком случае явно она никогда этого не высказывала. Она даже и тогда сдерживала свое неудовольствие, когда Барбос, проглотив в несколько приемов свой завтрак, нагло облизываясь, подходил к Жулькиной миске и засовывал в нее свою мокрую мохнатую морду. Вечером, когда солнце жгло не так сильно, обе собаки любили поиграть и повозиться на дворе. Они то бегали одна от другой, то устраивали засады, то с притворно-сердитым рычанием делали вид, что ожесточенно грызутся между собой…»

Отрывок рассказа Д.Н.М-Сибиряк «Приёмыш»

« …Избушка оказалась пустой. Хозяина не было, то есть он, вероятно, отправился на озеро осматривать какую-нибудь рыболовную снасть.

Сняв намокшую куртку и развесив охотничьи доспехи по стенке, я принялся разводить огонь. Соболько вертелся около меня, предчувствуя какую-нибудь поживу. Весело разгорелся огонёк, пустив кверху синюю струйку дыма.

В ожидании старика я прикрепил на длинной палке медный походный чайник с водой и повесил его над огнём. Вода уже начинала кипеть, а старика всё не было…»

Вопрос:- Какие слова , предложения подтверждают то, что автор уже когда-то был здесь?

Если мы зададим вопрос детям, а при этом книга закрыта, то не каждый ребёнок сразу сможет ответить на вопрос, а при самостоятельном поиске результат будет другим.

Работа с текстом не должна ограничиваться только уроком литературного чтения. Много времени этому уделяю на уроке окружающего мира, особенно, в 4 классе. Здесь очень хороший материал для активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Например: окр. мир 4 класс М.В.Ломоносов.

Нет необходимости учителю преподносить готовые знания по данной теме. Достаточно направить детей на самостоятельное добывание знаний.

Приём «Поиск информации» Задача учащихся- извлечь необходимую информацию из представленного текста. «О чём говорят числа?». Здесь желательно работать в тетради кратко.

1.1711г

2.10лет - Чем интересовался мальчик в 10 лет?

3.13-14лет (скрытые числа)-самое сложное. Можно натолкнуть на 11-12лет

-Как понимаете «Лучший чтец»?, -Назовите первые учебники М.Ломоносова.

4.19лет и 1730г очему вместе? –Что помогло ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию? Как вы думаете почему? –Обман был оправданным?– В чем была трудность обучения на первых порах?

5.1735г то вы можете сказать о М.Ломоносове(о его чертах характера)?

6.1755г - Почему университет носит имя М.В.Ломоносова?

Дети после подготовки выступают по пунктам плана. Получается сжатый текст.

Попутно здесь можно использовать приём «Тонкие» и «толстые» вопросы.

Наша задача- обобщить, систематизировать весь материал.

Потрясающий результат работы, даже если и не все успели сделать.

Этот же приём «Толстые и тонкие вопросы» хорошо применить при работе с текстом Астафьева «Стрижонок Скрип». Здесь два варианта работы.1)Вопросы может предлагать учитель 2) Если дети хорошо справляются с этой задачей, то будет замечательно, чтобы они сами предлагали свои вопросы.

«…Побольше подрос Скрип, догадываться об этом стал. Ему делалось жутко, когда там, за норкой, раздавалось пронзительное «тиу!». Тогда мама-стрижиха бросала всё, даже мошку или каплю воды, и, тоже крикнув грозное «тиу!», мчалась из норки.

И все стрижи с криком «тиу!» высыпали из норок и набрасывались на врага. Пусть этот враг хоть сокол, хоть коршун, хоть кто, пусть он хоть в сто раз больше стрижей, они всё равно не боялись его. Дружно налетали стрижи, все как один. Коршун и ворона скорей-скорей убирались в лес, а гадюка пряталась под камень и со страху шипела…»

Например: ама- стрижиха , бросив всё, как и все стрижи мчалась из норки на врага. Кто мог быть врагом стрижей?(тонкий)

-Почему стрижи не боялись врага, даже если он в сто раз их больше?(толстый)

-Что для вас показалось очень важным в этом отрывке?(толстый)

Очевидно, что вышеуказанные приёмы работы могут быть использованы для развития смыслового чтения.

Нетрадиционные приёмы работы с текстом предлагает нам технология развития критического мышления

Прием “Составление кластера”

Например: Окр. мир 4 класс «Петр Великий»

Царь- преобразователь

Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания и открыть новые.

Очень хорошая работа по сопоставлению / нахождению сходств и различий. Используется приём , основанный на сравнении двух или более объектов, персонажей. Важно уяснить, что не каждый текст подойдет для такой работы. Здесь нужен очень благодатный материал.

Идеальный вариант рассказ А.Куприна «Барбос и Жулька».

Детям предлагается найти отрывки в тексте, где точно, ёмко характеризуются собаки, при этом использовать приём « синквейн» для составления подробной характеристики героев.

Перед составлением синквейна дети получают установку, что слова каждой строчки должны быть подобраны так, чтобы более полно, ёмко раскрыть внешние данные и характер героя .Обращаю внимание на форму слова. Сначала ребята работают самостоятельно. После того, как синквейны составлены, если позволяет время, дети анализируют их( уточняют, что-то меняют,добавляют…) Мы сегодня только составим синквейны.

«…Жулька также принадлежала к очень распространенной породе маленьких собак, тех тонконогих собачек с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди, которых так любят отставные чиновницы. Основной чертой ее характера была деликатная, почти застенчивая вежливость. Это не значит, чтобы она тотчас же перевертывалась на спину, начинала улыбаться или униженно ползала на животе, как только с ней заговаривал человек (так поступают все лицемерные, льстивые и трусливые собачонки). Нет, к доброму человеку она подходила с свойственной ей смелой доверчивостью, опиралась на его колено своими передними лапками и нежно протягивала мордочку, требуя ласки…»

«…Во-первых, он имел весьма смутные понятия о праве собственности (особенно если дело касалось съестных припасов), а во-вторых, не отличался аккуратностью в туалете. Этому разбойнику ничего не стоило стрескать в один присест добрую половину жареного пасхального индюка,

Едва только на улице против нашего дома показывалась собачья фигура. Барбос стремительно скатывался с окошка, проскальзывал на брюхе в подворотню и полным карьером несся на дерзкого нарушителя территориальных законов. Он твердо памятовал великий закон всех единоборств и сражений: бей первый, если не хочешь быть битым, и поэтому наотрез отказывался от всяких принятых в собачьем мире дипломатических приемов, вроде предварительного взаимного обнюхивания, угрожающего рычания, завивания хвоста кольцом и так далее. Барбос, как молния, настигал соперника, грудью сшибал его с ног и начинал грызню…»

(После этого группы выступают)

Закончить свое выступление хочу притчей «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность создать такую атмосферу на уроке, чтобы каждому было интересно, чтобы дети ушли с урока с запасом знаний и помнили, что «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».

А я всегда говорю своим детям: «Мы не волшебники, мы только учимся».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Онохойская средняя общеобразовательная школа №2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование функциональной грамотности 
учащихся на уроках

в начальной школе.

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Пантелеева Е.Я.,учитель начальных классов

2020г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На каждом уровне учащийся побуждается к действию. Для этого используются специальные глаголы таксономии Блума. Обучение выглядит так:

Уровень пирамиды

Определение

Действия педагога

Действия ученика

Глаголы

Знание

Выделение важной информации

Рассказать, показать, при необходимости направить

Принять, запомнить, распознать

Перечислить, запомнить, назвать

Понимание

Понимание полученной информации, объяснение своими словами

Сравнить, противопоставить, продемонстрировать

Объяснить, преобразовать, продемонстрировать

Обсудить, определить, рассказать

Применение

Применение новых знаний в конкретных ситуациях

Наблюдать, помогать, критиковать

Показать знания, решить поставленные задачи

Применить, вычислить, изменить, выбрать, классифицировать, завершить, инсценировать, провести эксперимент, соотнести, спланировать, решить, использовать

Анализ

Разделение информации на отдельные, связанные между собой части

Направить, исследовать, проинформировать

Разделить, обсудить, раскрыть

Проанализировать, сгруппировать, сравнить, связать, упорядочить, проверить

Синтез

Обобщение информации

Обобщить, оценить, порассуждать

Обобщить, сформулировать, спланировать

Сгруппировать, скомбинировать, разработать, предложить, перегруппировать, установить, заменить

Оценка

Оценивание знания согласно определенным критериям

Уточнить, допустить, гармонизировать

Провести дискуссию, оценить, выбрать

Доказать, сделать выводы, обосновать, порекомендовать, суммировать, проверить, оценить

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×