Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии | Сергеева Ольга Николаевна. Работа №350215
Ежедневно все мы сталкиваемся с необходимостью решения нестандартных задач в, казалось бы, обыденных ситуациях, с необходимостью осмыслить информацию для того, чтобы сделать правильный выбор, принять правильное решение. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.
Для детей это служит гарантом успешности. Поэтому в каждый урок я включаю задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности. Задания не должны занимать большую часть урока, но могут использоваться на разных этапах работы.
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии
«Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Алексей Леонтьев
Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, нам требуется.
Функциональная грамотность – понятие без возраста. Ежедневно все мы сталкиваемся с необходимостью решения нестандартных задач в, казалось бы, обыденных ситуациях, с необходимостью осмыслить информацию для того, чтобы сделать правильный выбор, принять правильное решение. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.
Для детей это служит гарантом успешности. Поэтому в каждый урок я включаю задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности. Задания не должны занимать большую часть урока, но могут использоваться на разных этапах работы.
Примерный перечень умений и навыков школьников в развитии естественнонаучной функциональной грамотности следующий:
1. Использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях.
2. Выявлять особенности естественнонаучного исследования.
3. Делать выводы, формулировать ответ в понятной форме.
4. Уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления.
5. Уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы.
6. Понимать методы научных исследований.
7. Выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.
8. Перечислять явления, факты, события.
9. Сравнивать объекты, события, факты.
10. Объяснять явления, события, факты.
11. Характеризовать объекты, события, факты.
12. Анализировать события, явления и т.д
13. Видеть суть проблемы.
14. Составлять конспект, план.
Я хочу рассказать о наиболее часто используемых приемах работы на уроках биологии по формированию функциональной грамотности учащихся.
Работа с текстом. Одна из проблем, существующих сегодня на уроке биологии, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. А целью читательской грамотности является понимание текстов, ориентирование в них, формулировке выводов.
комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное
составление простой таблицы на основе параграфа учебника
составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия биологических объектов или явлений
высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы
составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание - написание текста по указанной схеме
составление развернутых планов и конспектов параграфов
создание схематичного рисунка по тексту
нахождение биологических ошибок в предложенном тексте
заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу
составление кроссвордов
чтение и анализ художественного текста из произведений.
КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ
Артерии и вены − крупные кровеносные сосуды. Их внутренний слой образован плоскими плотно прилегающими друг к другу клетками. Средний слой состоит из эластичных волокон и гладких мышц. Их сокращение и расслабление влияет на объем крови, протекающей в сосуде. Это обеспечивает приспособленность организма к физическим и психическим нагрузкам. Наружный слой образован соединительной тканью.
Артерии − сосуды, по которым кровь движется от сердца. Самая крупная артерия − аорта, скорость крови в ней примерно 0,5 м/с. Стенки артерий образованы большим количеством эластических волокон и толстым мышечным слоем. На ощупь они плотные и упругие, не спадающие, выдерживают высокое давление крови, которое в спокойном состоянии составляет около 120 мм рт. ст. Артерии разветвляются на более мелкие сосуды − артериолы, плавно переходящие в тончайшие сосуды − капилляры. Стенки капилляров состоят из одного слоя клеток, и через них легко происходит обмен веществ и газов между кровью и тканевой жидкостью.
Из капилляров кровь собирается сначала в мелкие, затем в крупные вены − сосуды, по которым кровь течет к сердцу. Стенки вен тонки и растяжимы, содержат мало гладкомышечных клеток, поэтому в них накапливается значительная часть крови. Скорость крови в венах нарастает и составляет 6−25 см/с, а давление падает. В стенках крупных вен имеются особые складки − клапаны. Они предотвращают обратный ток крови.
Используя содержание текста «Кровеносные сосуды», ответьте на вопросы и решите задачу.
1) Какие свойства характерны для артерий?
2) Зная скорость течения крови в аорте, рассчитайте примерную скорость тока крови в капиллярах, если известно, что суммарный просвет капилляров в 1000 раз больше, чем просвет аорты.
3) Какое биологическое значение имеет такая скорость кровотока для дыхания?
Работа со статистическим материалом. К статистическим материалам мы, как правило, относим графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т.п. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.
преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему
преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача - преобразование таблицы в набор диаграмм
решение различных биологических задач
работа со статистической матрицей данных - распределить объекты из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями, указанным в таблице, посчитать определенные статистические показатели.
Пищевая ценность некоторых рыб
Названия рыб
% белков
% жиров
Калорий в 100 г
Вобла
18
2,8
95
Окунь
17
0,6
73
Карась
17
0,5
74
Шпрот
17
7,6
136
Лосось
24
12
200
Стерлядь
17
6
116
Карп
20
1,5
94
1)
В
какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?
2) Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведет малоподвижный образ жизни?
3) У каких двух рыб наиболее сбалансированный состав белков и жиров?
Выявление сходства и различий процессов и объектов.
Заполнение таблиц сравнительных помогает учащимся систематизировать информацию.
Митоз
Линия сравнения
Мейоз
Где происходит
Какой процесс в основе
Количество делений
Фазы
Особенности деления
Результат
Еще одним эффективным приемом, направленным на формирование функциональной грамотности, является решение практико-ориентированных задач. Это задания, требующие применения знаний и умений и связанные с учебной, производственной, бытовой или иной сферой деятельности человека.
У человека обнаружены больные почки, а врач рекомендует ему лечить гнилые зубы и воспаление лимфатических узлов в глотке- ангину. Объясните, почему врач дает такую рекомендацию больному?
Опыт и эксперимент – это методы исследования в управляемых условиях. Они помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинно-следственную связь этих явлений, развивают наблюдательность и мышление учащихся.
Жизнь требует решения открытых задач, допускающих разные подходы к решению, разную степень углубления в сущность проблемы, разные подходы к решению, разные варианты ответов. Ученики не должны бояться предлагать и принимать разные варианты решений. Поэтому кроме обязательной части домашнего задания, предлагаю решить задачи.
На Крайнем Севере, в условиях полярной ночи и вечной мерзлоты, в теплицах выращивают огурцы и помидоры. Кругом снег, а в теплице зреют плоды. Каким образом создаются необходимые условия для выращивания данных овощей?
Таким образом, на уроках биологии есть много возможностей формирования естественнонаучной, читательской грамотности, глобальных компетенций у обучающихся. Использование вышеперечисленных методов и приёмов, их сочетание на уроках биологии существенно повышает уровень функциональной грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным.