Формирование функциональной грамотности у слабослышащих младших школьников. | Сергина Елена Викторовна. Работа №349955
В статье говорится о формировании функциональной грамотности у слабослышащих младших школьников и роли осмысленного чтения для обучающихся с нарушениями слуха; основных затруднениях, с которыми приходится сталкиваться учителю и детям в процессе работы по освоению функциональной грамотности, а так же путях их преодоения.
Формирование функциональной грамотности у слабослышащих младших школьников.
Сергина Е.В.,
учитель начальных классов
ОГКОУ «Школы-интернат № 92»
Концепцией специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в структуре содержания образования определены два взаимосвязанных компонента:
а
кадемический
–
н
акопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем
;
жизненные
компетенции
–
овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми реб
ё
нку в
повседневной
жизни
.
Основа жизненных компетенций - функциональная грамотность (ФГ), которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах повседневной деятельности, оперируя текстовой, числовой и графической информацией.
Уровень сформированности функциональной грамотности учащегося с ОВЗ можно определить по следующим критериям:
ребёнок
применяет,
имеющиеся у него знания
, умения
и навыки в простейших
неучебных
ситуациях;
учащийся
проявляет способность
использовать
свои
знания и умения для получения новой необходимой информации;
действуя
как в типичных, так и нестандартных условиях ребёнок
мыслит самостоятельно.
Успешное формирование ФГ не возможно без овладения читательской грамотностью – совокупностью умений и навыков, отражающих потребность в читательской деятельности для достижения своих целей, расширения своих возможностей в получении образования, участия в социальной жизни. Владение читательской грамотностью способствует успешному смысловому чтению:
восприятию
письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;
умению
извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей;
ориентироваться
с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях
.
Для детей с нарушениями слуха чтение имеет исключительно важное значение. Оно вводит их в жизнь, помогая понять (правильно оценить) общественные явления, осознать себя как личность и найти своё место в жизни. Однако, снижение слуховой функции затрудняет формирование у учащихся читательской грамотности. Сложности в понимании прочитанного текста могут возникать из-за следующих факторов:
нарушение
слухового восприятия
,
речевое
недоразвитие
,
о
собенности
развития мыслительных процессов
слабослышащих учащихся,
особенности
осмысления читаемых
обучающимися
текстов
.
Проблема осознанного чтения текста – одна из актуальных междисциплинарных проблем на уроках в школе для детей с нарушением слуха, которая должна преодолевается посредством целенаправленной педагогической деятельности.
На пути разрешения имеющихся затруднений учёными, работавшими в данной сфере, определены особенности речевого развития слабослышащих, выявлены трудности осмысления прочитанного, намечены направления коррекционной работы. Значительные успехи достигнуты в методике, сочетающей различные методы работы при изучении текстов, выявлены уровни восприятия литературных произведений слабослышащими обучающимися (более подробно с данной информацией можно ознакомиться в работах Боскис Р. М., Николаевой Л. В., Назаровой Л. В., Комарова К. В., Никитиной М. И.).
Тем не менее, говорить о едином подходе к целенаправленной деятельности по формированию читательской грамотности слабослышащих школьников пока не приходится. Недостаточная теоретическая разработанность в данной сфере и, как следствие, отсутствие необходимого методического оснащения, делает чрезвычайно сложным для учителя специальной школы решение задачи формирования навыков читательской деятельности в направлении развития читательской грамотности.
Однако, давно зарекомендовавшие себя методики в купе с новыми подходами, позволяю достаточно эффективно вести педагогическую деятельность по формированию и развитию навыка осмысленного, осознанного чтения текста за счет:
соблюдения
методики обучения детей с нарушениями слуха
(
включение в содержание ежедневной фонетической зарядки речевого материала, связанного с изучаемым автором и произведением
,
составление плана работы на уроке
и представление его
на доске
,
повторение основных правил работы
на уроке
, наглядное представление словаря по теме урока + различные формы работы с ним
и ряд других особенностей
);
реализации
работы коррекционной направленности
(
проведении специальной работы, направленной на обогащение словаря, развитие связной устной и письменной речи, слухового восприятия
, а так же
задания на развитие логического мышления учеников, их творческого воображения, эмоционально волевой сферы
);
подбора наиболее подходящих для каждого урока и класса методов и приёмов, способствующих повышению мотивации учащихся и качества усвоения, а так же разнообразию образовательного процесса (работа с труднопроизносимыми словами, чтение с соблюдением правил орфоэпии, словесного и логического ударения, различение на слух предложений, фраз, отдельных слов; многократное чтение текста в различных вариантах, аналитическое чтение, иллюстрирование текста или отдельных отрывков, показ действий персонажа по аппликации или макету, составление картинного, словесного плана прочитанного, сопоставление текста с иллюстрацией, упражнения в тренировке техники чтения, ответы на вопросы к отдельным словам предложения, заучивание наизусть, коллективная декламация…);
учёта
специфических факторов при работе со слабослышащими обучающимися
(мотивация обучающихся, пр
едварительная подготовка к изучению произведения
, эмоциональный настрой, доступность и посильность, о
пора на наглядность
, умение слушать, многократное
проговаривание ключевых ответов на вопросы
и
выводов
, с
вязь с жизнью
, продуманность домашнего задания, ор
ганизация работы обучающихся с домашним з
аданием во время самоподготовки, г
рамотная организация этапа повторения на каждом уроке
).
Список использованной литературы:
Виноградова Н. Ф. Функциональная грамотность младшего
школьника
: книга для учителя
под ред. Н. Ф. Виноградовой. -
М. :
Российский учебник :
Вентана
-Граф, 2018.
Боскис
Р. М. Учителю о детях с нарушенн
ым слухом. М: Просвещение, 1988.
Красильникова О. А. Концепция литературного развития младших слабослышащих школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 14 / том 6 / 2006.
Красильникова О. А. Система работы по формированию умений глухих школьников создавать высказывание с элементами рассуждения на уроках чтения в начальной школе // Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом.
СПб.:
Образование, 1997.
Красильникова О. А. Обучение чтению школьников с наруше
ниями слуха. М.: Академия, 2005
.
Н
икитина М. И. Пути совершенствования литературного образования слабослышащих учащихся. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979.
Никитина М.И. Уроки чтения в школе для слабослышащих детей: Пособие для учителя. – 2-е изд.,
перераб
. – М.: Просвещение, 1991.
Багрова И. Г. Сурдопедагогика: учебник для студ.
высш
.
пед
. учеб.
з
аведений под ред.
Е.Г.Речицкой
. – М.: ВЛАДОС, 2004.