Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование функциональной грамотности у слабослышащих младших школьников. | Сергина Елена Викторовна. Работа №349955

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье говорится о формировании функциональной грамотности у слабослышащих младших школьников и роли осмысленного чтения для обучающихся с нарушениями слуха; основных затруднениях, с которыми приходится сталкиваться учителю и детям в процессе работы по освоению функциональной грамотности, а так же путях их преодоения.

Формирование функциональной грамотности у слабослышащих младших школьников.

Сергина Е.В.,

учитель начальных классов

ОГКОУ «Школы-интернат № 92»

 

Концепцией специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в структуре содержания образования определены два взаимосвязанных компонента:

а

кадемический

н

акопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем

;

жизненные

компетенции

овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми реб

ё

нку в

повседневной

жизни

.

Основа жизненных компетенций - функциональная грамотность (ФГ), которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах повседневной деятельности, оперируя текстовой, числовой и графической информацией.

Уровень сформированности функциональной грамотности учащегося с ОВЗ можно определить по следующим критериям:

ребёнок

применяет,

имеющиеся у него знания

, умения

и навыки в простейших

неучебных

ситуациях;

учащийся

проявляет способность

использовать

свои

знания и умения для получения новой необходимой информации;

действуя

как в типичных, так и нестандартных условиях ребёнок

мыслит самостоятельно.

Успешное формирование ФГ не возможно без овладения читательской грамотностью совокупностью умений и навыков, отражающих потребность в читательской деятельности для достижения своих целей, расширения своих возможностей в получении образования, участия в социальной жизни. Владение читательской грамотностью способствует успешному смысловому чтению:

восприятию

письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;

умению

извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей;

ориентироваться

с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях

.

Для детей с нарушениями слуха чтение имеет исключительно важное значение. Оно вводит их в жизнь, помогая понять (правильно оценить) общественные явления, осознать себя как личность и найти своё место в жизни. Однако, снижение слуховой функции затрудняет формирование у учащихся читательской грамотности. Сложности в понимании прочитанного текста могут возникать из-за следующих факторов:

нарушение

слухового восприятия

,

речевое

недоразвитие

,

о

собенности

развития мыслительных процессов

слабослышащих учащихся,

особенности

осмысления читаемых

обучающимися

текстов

.

Проблема осознанного чтения текста – одна из актуальных междисциплинарных проблем на уроках в школе для детей с нарушением слуха, которая должна преодолевается посредством целенаправленной педагогической деятельности.

На пути разрешения имеющихся затруднений учёными, работавшими в данной сфере, определены особенности речевого развития слабослышащих, выявлены трудности осмысления прочитанного, намечены направления коррекционной работы. Значительные успехи достигнуты в методике, сочетающей различные методы работы при изучении текстов, выявлены уровни восприятия литературных произведений слабослышащими обучающимися (более подробно с данной информацией можно ознакомиться в работах Боскис Р. М., Николаевой Л. В., Назаровой Л. В., Комарова К. В., Никитиной М. И.).

Тем не менее, говорить о едином подходе к целенаправленной деятельности по формированию читательской грамотности слабослышащих школьников пока не приходится. Недостаточная теоретическая разработанность в данной сфере и, как следствие, отсутствие необходимого методического оснащения, делает чрезвычайно сложным для учителя специальной школы решение задачи формирования навыков читательской деятельности в направлении развития читательской грамотности.

Однако, давно зарекомендовавшие себя методики в купе с новыми подходами, позволяю достаточно эффективно вести педагогическую деятельность по формированию и развитию навыка осмысленного, осознанного чтения текста за счет:

соблюдения

методики обучения детей с нарушениями слуха

(

включение в содержание ежедневной фонетической зарядки речевого материала, связанного с изучаемым автором и произведением

,

составление плана работы на уроке

и представление его

на доске

,

повторение основных правил работы

на уроке

, наглядное представление словаря по теме урока + различные формы работы с ним

и ряд других особенностей

);

реализации

работы коррекционной направленности

(

проведении специальной работы, направленной на обогащение словаря, развитие связной устной и письменной речи, слухового восприятия

, а так же

задания на развитие логического мышления учеников, их творческого воображения, эмоционально волевой сферы

);

подбора наиболее подходящих для каждого урока и класса методов и приёмов, способствующих повышению мотивации учащихся и качества усвоения, а так же разнообразию образовательного процесса (работа с труднопроизносимыми словами, чтение с соблюдением правил орфоэпии, словесного и логического ударения, различение на слух предложений, фраз, отдельных слов; многократное чтение текста в различных вариантах, аналитическое чтение, иллюстрирование текста или отдельных отрывков, показ действий персонажа по аппликации или макету, составление картинного, словесного плана прочитанного, сопоставление текста с иллюстрацией, упражнения в тренировке техники чтения, ответы на вопросы к отдельным словам предложения, заучивание наизусть, коллективная декламация…);

учёта

специфических факторов при работе со слабослышащими обучающимися

(мотивация обучающихся, пр

едварительная подготовка к изучению произведения

, эмоциональный настрой, доступность и посильность, о

пора на наглядность

, умение слушать, многократное

проговаривание ключевых ответов на вопросы

и

выводов

, с

вязь с жизнью

, продуманность домашнего задания, ор

ганизация работы обучающихся с домашним з

аданием во время самоподготовки, г

рамотная организация этапа повторения на каждом уроке

).

 

Список использованной литературы:

Виноградова Н. Ф. Функциональная грамотность младшего

школьника

: книга для учителя

под ред. Н. Ф. Виноградовой. -

М. :

Российский учебник :

Вентана

-Граф, 2018.

Боскис

Р. М. Учителю о детях с нарушенн

ым слухом. М: Просвещение, 1988.

Красильникова О. А. Концепция литературного развития младших слабослышащих школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 14 / том 6 / 2006.

Красильникова О. А. Система работы по формированию умений глухих школьников создавать высказывание с элементами рассуждения на уроках чтения в начальной школе // Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом.

СПб.:

Образование, 1997.

Красильникова О. А. Обучение чтению школьников с наруше

ниями слуха. М.: Академия, 2005

.

Н

икитина М. И. Пути совершенствования литературного образования слабослышащих учащихся. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979.

Никитина М.И. Уроки чтения в школе для слабослышащих детей: Пособие для учителя. – 2-е изд.,

перераб

. – М.: Просвещение, 1991.

Багрова И. Г. Сурдопедагогика: учебник для студ.

высш

.

пед

. учеб.

з

аведений под ред.

Е.Г.Речицкой

. – М.: ВЛАДОС, 2004.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×