Формирование функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ | Мо кабинет. Работа №350685
В данной статье рассматривается актуальность и возможности развития функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания,а у детей с ОВЗ особенно. В статье раскрываются понятия: что такое функциональная грамотность дошкольника, как ее развивать у детей с ОВЗ, на каком содержании дошкольного образования, как это делают педагоги сада.
Формирование функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ
Понятие «функциональная грамотность» вошло в обиход в 1975 году с подачи ЮНЕСКО. Сначала этот термин понимался как устранение безграмотности, в настоящее время она воспринимается в более широком смысле - как способность применять знания для решения любых жизненных задач. Поэтому уделяется пристальное внимание к уровню образованности и формированию функциональной грамотной личности.
Поскольку наша страна входит в мировое образовательное пространство, то формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач образования.
Функциональная грамотность–это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях, для решения разнообразных жизненных задач.
Начинать формировать функциональную грамотность уже с дошкольного возраста – это необходимость нашего времени, способствующая активному участию ребенка во всех видах деятельности, для формирования его личности и высокого уровня общения и социальных отношений.
Функциональная грамотность связана с готовностью:
– Добывать знания
– Применять знания и умения
– Оценивать знания и умения
– Осуществлять саморазвитие
Компетенции, определяющие функциональную грамотность:
Это способность действовать индивидуально в зависимости от различных ситуаций, которые могут быть связаны и с математической грамотностью, с читательской, естественнонаучной и социально-коммуникативной грамотностью, а также умением работать в команде. Поэтому одна из актуальных задач дошкольного образования – формирование функционально грамотных людей, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период.
Формирование функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ актуальна для детей нашего ДОУ, так как наше дошкольное учреждение комбинированного вида имеет группу для детей с разными сочетанными нарушениями. Решение этой задачи мотивирует педагогов на постоянный поиск новых идей и технологий. Задача педагога сопровождать, поддерживать дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в процессе его развития и самореализации.
Зачатки функциональной грамотности у детей с нарушениями развития формируются уже в дошкольном возрасте при соблюдении некоторых условии: коллективная работа и полное взаимодействие всех педагогов МБДОУ, интеграции образовательных областей, активное вовлечение родителей.
Развивая функциональную грамотность у дошкольников с ОВЗ мы сочетаем в работе различные коррекционно - развивающие технологии, методы и приемы, такие как: мнемотехника, метод синквейна, сказкотерапия, проблемно-ориентированные обучающие и исследовательские ситуации, экспериментирование, проектную и театрализованную деятельность, дидактические игры на развитие функциональной грамотности, зрительные гимнастики, пальчиковые игры, лого ритмику, интерактивные игры, обучающие видео, здоровьесберегающие технологии, кейс-метод.
Такая форма работы позволяет создать условия для проявления активности, самостоятельности, креативности дошкольников. Особое внимание уделяется созданию проблемно-ориентированных обучающих ситуаций, в ходе которых дошкольники совместно с педагогом ищут пути их решения. Решение проблемной ситуации детьми требует активизации всех знаний, умений и навыков и способствует поиску новых решений.
Проблемные ситуации создаются педагогами исходя из возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников с ОВЗ. Такие ситуации проводятся с детьми вовремя непосредственно образовательной и совместной деятельности. Например, во время дежурства. У ребенка в руке ложки. Вопрос: Как ты думаешь, хватит ли ложек на всех ребят? Ребенок самостоятельно находит решение в данной проблемной ситуации.
Применяются игры, направленные на социализацию и адаптацию будущих первоклассников, такие как: «Комплименты", "Клубочек", "Поварята", "Давайте поздороваемся", "Добрые волшебник".
На логопедических занятиях дети учатся образовывать слова, составлять предложения и в дальнейшем переносят свои умения в повседневную жизнь. Вместе с логопедом через сюжетно-ролевые игры учатся произносить звуки раннего и позднего онтогенеза, осваивают грамматический строй, лексические обороты и совершенствуют полученные навыки в игре.
Важное значение при формировании функциональной грамотности играет тесное взаимоотношение с родителями воспитанников, которое осуществляется через родительские собрания, такие как: «Формирование функциональной грамотности посредством игровой деятельности у детей с ОВЗ», «Необычное в обычном» и др., круглые столы, консультации (индивидуальные и групповые, плановые и по запросу). Данная работа способствует созданию условий для овладения родителями знаниями о функциональной грамотности, умении применять знания на практике в повседневной жизни с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ.
С целью повышения профессиональных компетенций педагогов по озвученной проблеме, в годовой план работы учреждения на 2024-2025 учебный год включены: педагогический совет на тему «Формирование предпосылок функциональной грамотности как одно из условий социальной адаптации детей с ОВЗ», семинар-практикум «Кейс-технология как инновационная форма образовательной деятельности для формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников».
Применение практико-ориентированных проблемно-обучающих ситуаций в работе с воспитанниками с ОВЗ позволяет сформировать у воспитанников самостоятельность, инициативность, умение общаться со сверстниками и взрослыми, договариваться, находить пути решения проблем, что создает условия для формирования функциональной грамотности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и их последующей успешной социализации.