Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование функциональной грамотности в процессе обучения географии | Меньшикова Олеся Михайловна. Работа №346974. Номер работы: №346974

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена формированию функциональной грамотности учащихся в процессе обучения географии. Рассматривается значимость этого процесса в условиях современной образовательной системы, где главной задачей становится не только передача знаний, но и развитие способностей применять их в реальной жизни. Описываются основные составляющие функциональной грамотности, такие как читательская, математическая, естественнонаучная и глобальная компетенции, которые развиваются на уроках географии. Статья также включает примеры методов и заданий, способствующих развитию функциональной грамотности в рамках преподавания курса географии.

         Ключевые слова: функциональная грамотность, география, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, математическая грамотность, глобальная компетенция, навыки 21 века, критическое мышление.

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

 

Меньшикова Олеся Михайловна, учитель

МАОУ гимназия №23

 

Аннотация: Статья посвящена формированию функциональной грамотности учащихся в процессе обучения географии. Рассматривается значимость этого процесса в условиях современной образовательной системы, где главной задачей становится не только передача знаний, но и развитие способностей применять их в реальной жизни. Описываются основные составляющие функциональной грамотности, такие как читательская, математическая, естественнонаучная и глобальная компетенции, которые развиваются на уроках географии. Статья также включает примеры методов и заданий, способствующих развитию функциональной грамотности в рамках преподавания курса географии.

Ключевые слова: функциональная грамотность, география, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, математическая грамотность, глобальная компетенция, навыки 21 века, критическое мышление.

 

В современном образовательном процессе формирование функциональной грамотности становится одной из ключевых задач учителя. В отличие от традиционного подхода, направленного на запоминание и воспроизведение знаний, функциональная грамотность предполагает способность использовать полученные знания для решения практических задач и адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни. География как учебный предмет предоставляет широкие возможности для развития у учащихся таких важных навыков, как критическое мышление, умение анализировать данные, осмысливать глобальные процессы и принимать обоснованные решения.

Функциональная грамотность включает несколько аспектов: читательскую, математическую, естественнонаучную и глобальную компетенции. Эти составляющие развиваются через практическую деятельность и междисциплинарные подходы, которые можно успешно интегрировать в процесс обучения географии.

Читательская грамотность — это способность понимать и критически оценивать информацию, содержащуюся в текстах. На уроках географии ученики работают с разнообразными источниками информации, такими как научные статьи, карты, таблицы, графики. Важно научить учащихся извлекать из текстов нужные данные, анализировать их и формировать собственные выводы. Например, при изучении климатических зон или демографической ситуации в мире школьники учатся интерпретировать статистику и делать на её основе выводы о том, как климатические условия или социально-экономические факторы влияют на жизнь населения.

Математическая грамотность формируется через задания, требующие проведения расчетов, анализа данных и интерпретации результатов. География тесно связана с математическими расчетами при изучении таких тем, как географические координаты, демография, использование природных ресурсов. Учащиеся могут решать задачи на вычисление расстояний по картам, анализировать динамику численности населения или изменения площади лесных массивов. Эти задания способствуют развитию у школьников навыков применения математических знаний в практической деятельности.

Естественнонаучная грамотность — это способность понимать научные факты и процессы, а также применять их для объяснения природных явлений. На уроках географии школьники изучают атмосферные процессы, климатические изменения, землетрясения, вулканическую активность и другие природные явления. Например, изучение причин глобального потепления или изменений в экосистемах позволяет школьникам не только понять суть научных явлений, но и осмыслить их последствия для человечества. Педагогические методы, направленные на формирование естественнонаучной грамотности, включают проведение исследований, моделирование природных процессов и выполнение лабораторных работ.

Особое внимание в процессе обучения географии уделяется развитию глобальной компетенции. Это способность понимать и оценивать глобальные процессы, происходящие в мире, и уметь взаимодействовать с людьми из разных культур. География как учебная дисциплина дает ученикам возможность осознавать взаимосвязи между природными и социальными процессами, учит анализировать глобальные проблемы, такие как изменение климата, миграция, неравенство в распределении ресурсов. Это способствует формированию у школьников чувства гражданской ответственности и осознания важности устойчивого развития.

Формирование функциональной грамотности на уроках географии требует применения разнообразных педагогических методов, направленных на активное вовлечение учеников в процесс познания. Одним из таких методов является проектная деятельность. Ученики могут разрабатывать проекты, связанные с экологическими проблемами родного региона, анализировать влияние климатических изменений на экономику или создавать карту природных ресурсов своей страны. Проектная деятельность способствует развитию у учащихся навыков самостоятельного поиска и анализа информации, работы в команде, а также презентации своих результатов.

Также важным методом является проблемное обучение, когда учитель ставит перед учениками вопросы, требующие глубокого анализа и поиска решений. Например, можно задать вопрос: «Как урбанизация влияет на природные ресурсы?» или «Какие меры могут помочь уменьшить последствия изменения климата?». Такие вопросы стимулируют критическое мышление и заставляют учащихся искать причинно-следственные связи, анализировать различные точки зрения и принимать обоснованные решения.

Использование цифровых технологий в обучении географии также способствует развитию функциональной грамотности. Работа с геоинформационными системами (ГИС), онлайн-картами, интерактивными заданиями помогает учащимся получать доступ к актуальным данным, анализировать их и делать выводы. Например, с помощью ГИС можно отслеживать изменение лесного покрова на планете или анализировать миграционные потоки. Это развивает у школьников навыки работы с информацией и учит применять цифровые инструменты в учебной и повседневной деятельности.

Важным аспектом формирования функциональной грамотности является интеграция географии с другими учебными предметами. Например, при изучении вопросов демографии или экономической географии можно использовать математические данные и статистику, при изучении природных явлений — знания из области физики и биологии. Это способствует развитию у школьников комплексного восприятия мира и помогает применять знания из разных областей для решения практических задач.

Таким образом, формирование функциональной грамотности на уроках географии — это многоплановый процесс, который включает в себя развитие у школьников способности анализировать информацию, принимать решения и взаимодействовать с окружающим миром. Использование активных методов обучения, таких как проектная деятельность, проблемное обучение, работа с цифровыми ресурсами, позволяет учащимся не только овладеть знаниями о природе и обществе, но и научиться применять эти знания для решения реальных жизненных задач. В условиях глобальных вызовов, с которыми сталкивается современное общество, такие навыки становятся основой для успешной социализации школьников и их дальнейшего личностного и профессионального развития.

 

Список литературы

 

Баянова

, Д. Н. Функциональная грамотность на уроках географии в 8-м классе / Д. Н.

Баянова

. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 283-285. — URL: https://moluch.ru/archive/420/91957/ (дата обращения: 11.10.2024).

Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 360 с.

Пятунин В

.

Б

.

, Летягин А

.

А

.

Развитие функциональной грамотности школьников в процессе обучения географии

// Наука и школа. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti-shkolnikov-v-protsesse-obucheniya-geografii (дата обращения: 11.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×