Формирование функциональной грамотности в процессе обучения географии | Орлова Ирина Анатольевна. Работа №338354. Номер работы: №338354
Аннотация. Статья рассматривает важность функциональной грамотности в обучении географии в современном информационном обществе. Автор подчеркивает необходимость умения учеников анализировать картографические материалы, работать с географическими данными и использовать географические информационные технологии. Статья также рассматривает методы формирования функциональной грамотности, включая использование геоинформационных систем и проектной деятельности, и предлагает практические задания для развития навыков работы с географической информацией.
Ключевые слова: функциональная грамотность, обучение географии, картографические материалы, географические данные, информационные технологии, геоинформационные системы, проектная деятельность, анализ данных, принятие решений, практические задания.
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
Орлова Ирина Анатольевна, учитель географии
ГБОУ ЛНР «Антрацитовская Основная Школа №1-Лицей им. О. Кошевого»
Аннотация. Статья рассматривает важность функциональной грамотности в обучении географии в современном информационном обществе. Автор подчеркивает необходимость умения учеников анализировать картографические материалы, работать с географическими данными и использовать географические информационные технологии. Статья также рассматривает методы формирования функциональной грамотности, включая использование геоинформационных систем и проектной деятельности, и предлагает практические задания для развития навыков работы с географической информацией.
Ключевые слова: функциональная грамотность, обучение географии, картографические материалы, географические данные, информационные технологии, геоинформационные системы, проектная деятельность, анализ данных, принятие решений, практические задания.
Функциональная грамотность играет важную роль в обучении географии. Это связано с тем, что в современном информационном обществе, умение работать с различными типами географической информации является неотъемлемой частью формирования компетентности обучающихся в данном предмете.
Первое, что следует отметить, это значимость умений анализировать картографические материалы. В современной географии огромное количество информации представлено в виде карт и диаграмм. Ученикам необходимо уметь читать, анализировать и интерпретировать карты, чтобы понимать пространственные взаимосвязи и тенденции в географическом развитии. Функциональная грамотность позволяет ученикам эффективно использовать карты как инструмент для получения и обработки географической информации.
Второе, что стоит отметить, это важность умения работать с географическими данными. В современном мире информация представлена в разнообразных форматах: текстах, таблицах, графиках и т. д. Ученикам нужно уметь читать, анализировать и интерпретировать данные, чтобы понимать социально-экономические и природные процессы. Функциональная грамотность в этом случае позволяет ученикам эффективно использовать географические данные для анализа и принятия решений.
Третье, значимость функциональной грамотности проявляется в умении использовать географические информационные технологии. В современном обучении географии все больше используются компьютерные программы, интерактивные карты и географические информационные системы. Ученикам нужно уметь работать с такими технологиями и использовать их для сбора, обработки и анализа географической информации. Функциональная грамотность обеспечивает ученикам необходимые навыки для работы с географическими информационными технологиями.
Методы и подходы к формированию функциональной грамотности в процессе обучения географии являются важным аспектом развития обучающихся и их успешной адаптации в современном информационном обществе. Функциональная грамотность включает в себя умение находить, анализировать и интерпретировать географическую информацию, а также применять полученные знания и навыки для решения практических задач и принятия осознанных решений.
Один из методов формирования функциональной грамотности в географии - использование геоинформационных систем (ГИС). ГИС позволяют ученикам работать с различными картами, снимками спутников, базами данных и моделями, а также проводить пространственный анализ и визуализацию географической информации. В процессе работы с ГИС ученики развивают навыки работы с компьютером, критического мышления и проблемного подхода, а также учатся формулировать и проверять гипотезы.
Другой метод - использование проектной деятельности. Ученики могут создавать географические проекты, исследования и презентации, которые требуют умения собирать и анализировать информацию, использовать географические понятия и методы, а также представлять результаты своей работы. Проектная деятельность стимулирует самостоятельность, креативность и коммуникативные навыки учеников, а также помогает им лучше понять и запомнить географические факты и связи между ними.
Примеры практических заданий и упражнений для развития функциональной грамотности в географии:
1. Использование карт и географических данных.
- Построение маршрутов: ученикам дается задание спланировать путешествие по определенному региону, используя карты и информацию о достопримечательностях. Это упражнение развивает умение анализировать географическую информацию и принимать решения на основе необходимых данных.
- Сравнение данных: ученикам предлагается рассмотреть несколько карт и сравнить различные географические данные (например, население, климат, рельеф) для разных регионов. Задание помогает ученикам развить навыки анализа данных и сопоставления информации.
2. Исследование тематических карт и графиков.
- Анализ диаграмм: ученикам предлагается исследовать диаграммы, отображающие географические данные, например, уровень безработицы или температуру. Задание помогает ученикам развить навыки интерпретации графической информации и сопоставления данных.
- Изучение тематической карты: ученикам предлагается изучить тематическую карту, отображающую определенные географические характеристики (например, густоту населения или распределение растительности). Задание помогает ученикам развить умение анализировать картографическую информацию и делать выводы на основе предоставленных данных.
3. Анализ географических текстов и статей.
- Критическое чтение: ученикам предлагается прочитать статью о географической теме и ответить на вопросы, проверяющие их понимание и доказательство. Задание помогает ученикам развить навыки критического чтения и анализа текста.
- Составление резюме: ученикам предлагается прочитать несколько географических статей и составить резюме каждой из них. Задание помогает ученикам развить умение извлекать главную информацию из текста и формулировать ее кратко и ясно.
Эти примеры заданий и упражнений способствуют развитию функциональной грамотности в процессе обучения географии и помогают ученикам развить навыки работы с географической информацией, анализа данных и коммуникации.
Таким образом, формирование функциональной грамотности в процессе обучения географии необходимо и актуально. Развитие функциональной грамотности должно стать одной из основных задач географического образования, чтобы обеспечить успешное и полноценное обучение учеников и помочь им стать активными и грамотными гражданами.
Список литературы
1. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: учеб.-метод. пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. СПб.: КАРО, 2019. 160 с.
2. Пятунин В. Б. Предметные и метапредметные результаты обучения географии и их оценивание с использованием современного учебно-методического комплекса: моногр. М.: Экон-Информ, 2016. 227 с.