Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование функциональной грамотности в начальной школе | Булкова Евгения Александровна. Работа №342254. Номер работы: №342254

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье анализируется концепция функциональной грамотности как основы успешного обучения и социализации детей. Описываются стратегии и техники, направленные на развитие читательской, математической и цифровой грамотности. Рассматриваются примеры практических заданий, способствующих формированию функциональной грамотности в контексте учебного процесса.

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, математическая грамотность, цифровая грамотность, стратегии, практические задания, социализация.

Формирование функциональной грамотности в начальной школе

 

Булкова Евгения Александровна, учитель начальных классов

МБОУ "СОШ № 59" города Кургана

 

Аннотация. В статье анализируется концепция функциональной грамотности как основы успешного обучения и социализации детей. Описываются стратегии и техники, направленные на развитие читательской, математической и цифровой грамотности. Рассматриваются примеры практических заданий, способствующих формированию функциональной грамотности в контексте учебного процесса.

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, математическая грамотность, цифровая грамотность, стратегии, практические задания, социализация.

 

Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы стало неотъемлемой частью современного образовательного процесса. В условиях быстрого изменения технологий и информации образование должно быть направлено не только на передачу знаний, но и на развитие способности их использовать в реальной жизни. Функциональная грамотность охватывает не только умение читать и писать, но и способность анализировать, интерпретировать и применять информацию в различных контекстах. Это особенно актуально для младших школьников, которые уже начинают сталкиваться с многогранностью информации в повседневной жизни и нуждаются в навыках, которые позволят им успешно адаптироваться к окружающему миру.

Одним из основных аспектов формирования функциональной грамотности является создание интегрированного подхода в обучении, где различные предметы переплетаются и дополняют друг друга. Например, во время изучения темы «Природа» на уроках окружающего мира можно использовать литературные источники, чтобы дети учились соотносить текстовые и визуальные данные. Чтение художественной литературы, посвященной природным явлениям, не только расширяет кругозор ребенка, но и учит его выявлять главную мысль текста, сопоставлять информацию и формировать собственное мнение. Умение работать с информацией и задавать правильные вопросы является необходимым компонентом функциональной грамотности.

Важным элементом формирования функциональной грамотности является организация деятельностного подхода на уроках. Дети должны активно участвовать в процессе обучения, а не быть пассивными слушателями. Это можно реализовать через проектную деятельность, в течение которой ученики выдвигают гипотезы, собирают информацию, работают в группах и представляют свои находки. Проекты могут быть связаны с реальными проблемами и вопросами, актуальными в их окружении. Например, проект «Как сохранить природу в нашем городе?» позволит детям не только повысить свою экологическую грамотность, но и развить навыки совместного решения задач. В процессе работы над проектом учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом, берут на себя ответственность за результаты работы, а также учатся критически оценивать информацию.

Современному образованию требуется использование новых технологий, которые помогут разнообразить учебный процесс и повысить его эффективность. Применение интерактивных методов обучения, таких как использование мультимедийных средств, онлайн-ресурсов и образовательных программ, дает детям возможность по-новому подойти к изучаемым темам. Например, уроки, в которых используются электронные книги и образовательные платформы, позволяют детям взаимодействовать с информацией в более удобной и интересной формации. При этом важно, чтобы использование технологий было обосновано и способствовало достижению учебных целей, а не отвлекало от них.

Также стоит отметить, что важно активно привлекать родителей к процессу формирования функциональной грамотности у детей. Семья играет значительную роль в образовательном процессе, и совместные мероприятия, такие как «Семейные чтения» или «Вечера вопросов и ответов», могут стать отличной возможностью для родителей и детей обмениваться знаниями. Это способствует созданию благоприятной образовательной среды и укреплению связи между учебным заведением и домом. Вовлечение родителей в образовательный процесс также позволяет родителям лучше понимать, как они могут поддержать своих детей в развитии функциональной грамотности.

В процессе формирования функциональной грамотности следует также акцентировать внимание на развитии критического мышления. Учащиеся должны уметь не только получать информацию, но и решать, насколько она достоверна, и как ее можно использовать. Это важно для грамотного выбора источников информации, особенно в условиях обилия данных, с которыми сегодня сталкиваются дети. Учитель может создавать ситуации, в которых учащиеся должны сравнивать различные источники информации, выделять ключевые факты и делать выводы на основе анализа.

Подводя итоги, можно сказать, что формирование функциональной грамотности в начальной школе — это комплексный и многогранный процесс, который требует интеграции различных подходов и методик. Учащиеся должны получать возможность не только осваивать знания, но и развивать навыки, которые помогут им активно и эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Это создаст основу для их успешного обучения в будущем и станет важным шагом к подготовке их к взрослой жизни. Важно, чтобы процесс формирования функциональной грамотности был интересным, практико-ориентированным и доступным, позволяющим детям использовать свои знания в реальных жизненных ситуациях.

 

Список литературы

Виноградова Н. Ф. Функциональная грамотность младшего школьника / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Российский учебник:

Вентана

-Граф, 2018. — 288 с.

Зотова О.В. Формирование функциональной грамотности через учебную деятельность / О. В. Зотова, С. А. Калинина, М. Р. Низамова [и др.]. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 48-53.

Пичугин С. С., Громова Л. А.,

Самкова

В. А., Красноперова В. Ф. Формирование функциональной грамотности в начальной школе / Инновационные проекты и программы в образовании № 3, 2021. — С. 49-56.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X