Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста | Коломыцева Ирина Владимировна. Работа №351836

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста, являющемуся важным аспектом их личностного и социального развития. Раскрывается содержание гендерной идентичности как психологического и социального явления, подчеркивается роль детского сада в формировании адекватного восприятия детьми своей принадлежности к определенному полу. Рассматриваются педагогические подходы и условия, способствующие гармоничному развитию гендерной идентичности в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: гендерная идентичность, дошкольное воспитание, старший дошкольный возраст, социальное развитие, педагогика, гендерное воспитание.

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Коломыцева Ирина Владимировна, воспитатель

МОУ Иркутского районного муниципального образования «Бурдаковская начальная школа-детский сад», д. Бурдаковка

Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста, являющемуся важным аспектом их личностного и социального развития. Раскрывается содержание гендерной идентичности как психологического и социального явления, подчеркивается роль детского сада в формировании адекватного восприятия детьми своей принадлежности к определенному полу. Рассматриваются педагогические подходы и условия, способствующие гармоничному развитию гендерной идентичности в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: гендерная идентичность, дошкольное воспитание, старший дошкольный возраст, социальное развитие, педагогика, гендерное воспитание.

 

Формирование гендерной идентичности у детей является важной частью их личностного развития, закладывающей основу для дальнейшего осознания себя в обществе. В старшем дошкольном возрасте дети активно исследуют мир вокруг себя, стремясь понять, кто они, в том числе в контексте своей принадлежности к мужскому или женскому полу. Этот процесс является как биологически, так и социально обусловленным, а детский сад играет ключевую роль в его поддержке и направленности.

Гендерная идентичность представляет собой осознание ребенком своей принадлежности к определенному полу, принятие соответствующих социальных ролей, норм и ожиданий. В дошкольном возрасте дети начинают осознавать различия между мальчиками и девочками, воспринимая их через поведение взрослых, игру, мультфильмы и книги. Эти различия постепенно становятся основой для формирования у ребенка гендерного самовосприятия, которое влияет на выбор деятельности, общения и даже будущие профессиональные устремления.

Роль воспитателя в формировании гендерной идентичности заключается в создании условий для свободного и гармоничного принятия ребенком своей половой принадлежности. Детский сад предоставляет множество возможностей для изучения мира, включая гендерные аспекты. Здесь важно избегать стереотипного подхода, который может ограничивать развитие ребенка, навязывая ему жёсткие рамки поведения. Вместо этого следует стремиться к созданию атмосферы, где каждый ребенок чувствует себя комфортно, понимая и принимая как свои особенности, так и особенности окружающих.

Одним из ключевых аспектов работы воспитателя является использование игровых и образовательных ситуаций, способствующих осознанию ребенком себя как мальчика или девочки. Например, сюжетно-ролевые игры, где дети могут примерять на себя различные социальные роли, помогают им понять, как те или иные действия связаны с их гендерной принадлежностью. При этом важно следить за тем, чтобы игры не закрепляли стереотипы, а способствовали развитию у детей эмпатии и понимания равенства.

Большое значение имеет личный пример воспитателя, который должен демонстрировать уважение к различиям и одинаково доброжелательное отношение к детям обоих полов. Дети подражают взрослым, и их восприятие гендерных ролей часто формируется на основе наблюдений за поведением значимых людей. Если воспитатель активно поддерживает инициативы всех детей, независимо от их пола, он способствует формированию у дошкольников гибкого и гармоничного представления о гендерных ролях.

Кроме того, образовательный процесс в детском саду должен включать материалы, направленные на развитие уважения к различиям и понимания равноправия. Например, чтение сказок и обсуждение историй, в которых персонажи демонстрируют разнообразные качества, выходящие за рамки традиционных гендерных стереотипов, позволяет детям лучше понять, что их интересы и способности не зависят от пола.

Особое внимание следует уделять взаимодействию с родителями, так как семейное воспитание оказывает значительное влияние на формирование гендерной идентичности. Родители часто бессознательно передают детям свои представления о гендерных ролях, что может либо способствовать гармоничному развитию, либо закреплять стереотипные установки. Задача воспитателя — информировать родителей о значении гендерного воспитания, предлагать подходящие игры и книги, а также обсуждать их влияние на развитие ребенка.

Формирование гендерной идентичности — это сложный процесс, который требует от воспитателя внимательного и чуткого подхода. Каждый ребенок уникален, и его восприятие своей половой принадлежности может развиваться по-разному. Важно предоставлять детям возможность свободного самовыражения, не ограничивая их выбор интересов и действий рамками традиционных гендерных ожиданий.

Таким образом, работа по формированию гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста направлена на поддержку их осознания себя как уникальной личности в контексте своей половой принадлежности. Гармоничное развитие гендерной идентичности способствует эмоциональному и социальному благополучию ребенка, что закладывает основу для его успешной адаптации в обществе. Воспитатели, проявляющие чуткость и профессионализм в вопросах гендерного воспитания, играют важную роль в этом процессе, помогая детям принимать себя и уважать окружающих.

 

Список литературы

 

1. Придатко О. М. Развитие гендерных представлений у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / О. М. Придатко, Т. С. Ханхабаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 67-69.

2. Суетина Л. Р. Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста / Л. Р. Суетина, И. И. Фрезе, Л. Н. Малахова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 521-525.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×