Формирование географических компетенций у обучающихся | Третьякова Нина Анатольевна. Работа №364472
В статье говорится об основных географических компетенциях у обучающихся, которые формируются на уроках географии и во внеурочное время. Раскрываются методы, способствующие формированию географических компетенций. Важность географического образования осознана мировым сообществом. В свете компетентностной парадигмы важным становится формирование географической компетентности у учащихся. На начальных этапах целесообразно формировать базовые компетенции, ограничив их количество. Формирование определённых нами компетенций эффективнее всего осуществлять с использованием информационных технологий.
Формирование географических компетенций у обучающихся строится на интеграции теоретических знаний и практических навыков, что позволяет ученикам осмысливать и применять полученные знания на практике.
Основные компетенции, которые развиваются на уроках географии, можно разделить на несколько групп:
Когнитивные
. Способности к анализу, синтезу и интерпретации информации. Ученики работают с большими объёмами данных: картографическими материалами, статистическими таблицами, схемами природных процессов. Зад
ачи на построение карт, определение координат, анализ климатических поясов или сравнение экономик различных стран способствуют развитию аналитического мышления и умения находить закономерности.
Коммуникативные
. Формируются через активное использование разнообразных форм взаимодействия на уроках. Групповые формы работы, которые предполагают совместное обсуждение, анализ информации и выработку решений, позволяют школьникам
учиться аргументированно выражать
своё мнение, слушать других и находить компромиссы.
Регулятивные
. Включают в себя способность организовывать собственную деятельность, ставить цели и достигать их. В процессе изучения географии у школьников развивается умение планировать свою работу, особенно в рамках выполнения исследовательских и проектных заданий.
Личностные
. Формируются через осознание учащимися своей роли в мире, понимание их гражданской ответственности и культурного разнообразия. География помогает ученикам осознавать свою принадлежность к глобальному сообществу, понимать взаимосвязь между природными и социальными процессами и развивать чувство уважения к различным культурам.
Некоторые методы, которые способствуют формированию географических компетенций у обучающихся:
Проектное обучение
. Помогает учащимся глубже изучать конкретные темы, одновременно развивая навыки самостоятельного поиска информации, критического анализа и презентации.
Использование геоинформационных систем (ГИС)
. Позволяет ученикам работать с цифровыми картами и анализировать реальные данные. Это помогает развивать не только навыки работы с информацией, но и понимание глобальных
процессов
и их влияния на местный уровень.
Применение игровых методов
. Географические
квесты
, викторины, игры помогают ученикам развивать навыки командной работы, логического мышления и умение принимать решения в условиях неопределённости.
Использование
межпредметных
связей
. География тесно связана с биологией, историей, экономикой и другими науками, что позволяет ученикам развивать комплексное восприятие мира.