Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование геометрических представлений на уроках математики в начальной школе | Зайкина Татьяна Михайловна. Работа №347168

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В данной статье рассматривается процесс формирования геометрических представлений у младших школьников на уроках математики. Подчеркивается важность геометрии в начальной школе как основы для дальнейшего изучения математики. Приводятся методы и приемы, способствующие развитию пространственного мышления, а также примеры занятий, на которых используются игровые элементы и практические задания для более глубокого понимания геометрических понятий.

Ключевые слова: геометрические представления, начальная школа, уроки математики, пространственное мышление, игровые методы.

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Зайкина Татьяна Михайловна, учитель начальных классов
Пичкиряевская ОШ-филиал МБОУ Придорожная СШ им.А.С.Новикова-Прибоя
Аннотация: В данной статье рассматривается процесс формирования геометрических представлений у младших школьников на уроках математики. Подчеркивается важность геометрии в начальной школе как основы для дальнейшего изучения математики. Приводятся методы и приемы, способствующие развитию пространственного мышления, а также примеры занятий, на которых используются игровые элементы и практические задания для более глубокого понимания геометрических понятий.
Ключевые слова: геометрические представления, начальная школа, уроки математики, пространственное мышление, игровые методы.
Формирование геометрических представлений на уроках математики в начальной школе представляет собой важный аспект образовательного процесса, который закладывает фундамент для дальнейшего изучения более сложных математических концепций. Геометрия, как один из разделов математики, требует от учащихся умения визуализировать объекты, представлять их в пространстве и осмысленно взаимодействовать с ними. В младшем школьном возрасте происходит активное развитие мышления, и именно на этом этапе можно заложить основы пространственного восприятия, что впоследствии окажет положительное влияние на успехи в обучении не только математике, но и другим предметам.
Одним из ключевых моментов в формировании геометрических представлений является использование наглядных пособий. На уроках математики учитель может применять различные геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги и многоугольники. Эти фигуры можно изготовить из цветного картона или использовать готовые наборы. Важно не только показать учащимся, как выглядят эти фигуры, но и предоставить возможность манипулировать ими: складывать, раскладывать, сочетать в более сложные формы. Таким образом, дети не только запоминают внешний вид фигур, но и начинают осознавать их свойства.
Игровые методы обучения играют важную роль в формировании геометрических представлений. В процессе игры дети становятся более вовлеченными в учебный процесс, что позволяет им легче усваивать новый материал. Например, можно организовать игру "Найди фигуру". Учащиеся получают карточки с изображениями различных геометрических фигур и должны найти такие же фигуры в классе или на улице. Эта игра развивает наблюдательность, а также способствует закреплению материала.
Еще одной эффективной стратегией является использование практических заданий. Например, можно предложить ученикам создать из бумаги различные геометрические фигуры, а затем использовать их для составления картин или моделей. Это не только помогает понять свойства фигур, но и развивает креативность и мелкую моторику. Кроме того, такие задания позволяют детям увидеть, как геометрия проявляется в реальной жизни. Учитель может задавать вопросы, побуждая учеников рассуждать о том, где они могут встретить геометрические фигуры в повседневной жизни: в архитектуре, природе или быту.
Также важным аспектом является интеграция геометрии с другими предметами. Например, на уроках окружающего мира можно обсуждать формы предметов, а на уроках искусства — рисовать геометрические фигуры. Это способствует созданию межпредметных связей и помогает учащимся видеть, как геометрия окружает их в повседневной жизни.
В процессе формирования геометрических представлений не менее важным является развитие у детей критического мышления. Учитель может задавать вопросы, которые побуждают учеников рассуждать и анализировать: "Почему у треугольника три стороны?", "Как мы можем изменить фигуру, чтобы она стала квадратом?" Такие вопросы развивают у детей способность логически мыслить и искать ответы, что является необходимым навыком для дальнейшего обучения.
Методы визуализации помогают в обучении геометрии. Использование мультимедийных средств, таких как презентации и видеоролики, может значительно обогатить уроки. Дети воспринимают информацию лучше, когда она представлена в различных форматах. Например, просмотр видеороликов о геометрических фигурах и их применении в архитектуре может вызвать у детей интерес и желание изучать тему глубже.
Обратная связь играет важную роль в процессе обучения. Учитель должен активно интересоваться мнением учащихся о том, как они понимают материал, что им интересно, а что вызывает трудности. Это позволит корректировать методы обучения и делать их более эффективными. Регулярные опросы и обсуждения помогут выявить уровень усвоения материала и вовремя скорректировать план урока.
Формирование геометрических представлений также может быть поддержано с помощью домашних заданий. Учитель может предложить детям задание найти в своем окружении геометрические фигуры, сделать фотографии и представить их классу. Это задание не только способствует закреплению материала, но и развивает наблюдательность и интерес к окружающему миру.
Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и методы, которые подходят одному, могут не подойти другому. Учителю необходимо адаптировать свои подходы в зависимости от уровня подготовки и интересов учащихся. Включение разнообразных методов и приемов позволит учителю создать атмосферу сотрудничества и доверия, что в свою очередь способствует более эффективному обучению.
Таким образом, формирование геометрических представлений у младших школьников на уроках математики требует комплексного подхода, который включает использование наглядных пособий, игровых методов, практических заданий и межпредметной интеграции. Создание увлекательной и поддерживающей учебной среды позволит детям развивать не только геометрические, но и критическое мышление, что будет полезно им на протяжении всей жизни. Успехи в формировании геометрических представлений в начальной школе закладывают основу для дальнейшего обучения, позволяя учащимся уверенно ориентироваться в математическом мире.
Список литературы
Седакова В.И., Синебрюхова В.Л., Новоселова О.Н. Формирование геометрических представлений младших школьников при использовании деятельностного подхода // Вестник ЮУрГГПУ. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-geometricheskih-predstavleniy-mladshih-shkolnikov-pri-ispolzovanii-deyatelnostnogo-podhoda
Трофименко Ю.В. Разработка и практическая реализация технологии изучения геометрического материала младшими школьниками // Вестник БГУ. 2016. №2 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-i-prakticheskaya-realizatsiya-tehnologii-izucheniya-geometricheskogo-materiala-mladshimi-shkolnikami
Чиркова Н.И., Барабанова А.В., Коноваленко Д.А. Интегрированный подход к формированию геометрических представлений у младших школьников // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrirovannyy-podhod-k-formirovaniyu-geometricheskih-predstavleniy-u-mladshih-shkolnikov
Скачать работу
Устали от бумажной работы? А тут еще и аттестация? Подготовим документы на категорию за 7 дней!
Пожалуйста, подождите.
x
×