Название статьи:
Формирование глобальных компетенций в начальной школе как одна из составляющих формирования функциональной грамотности младшего школьника | Кочергина Элита Николаевна. Работа №343000
Дата публикации:
12.09.2024
Автор:
Кочергина Элита Николаевна
Описание:
Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования глобальных компетенций у младших школьников как важная составляющая формирования функциональной грамотности. Описаны методы и подходы, которые помогают развивать у детей понимание глобальных вопросов, навыки межкультурного общения, экологической осознанности и социальной ответственности. Уделено внимание роли учителя в интеграции глобальных тем в учебный процесс для всестороннего развития учащихся.
Ключевые слова: глобальные компетенции, функциональная грамотность, младшие школьники, экология, межкультурное общение, социальная ответственность.
ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Кочергина Элита Николаевна, учитель
ГБОУ "СШ с. Петропавловка Шахтерского м. о."
Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования глобальных компетенций у младших школьников как важная составляющая формирования функциональной грамотности. Описаны методы и подходы, которые помогают развивать у детей понимание глобальных вопросов, навыки межкультурного общения, экологической осознанности и социальной ответственности. Уделено внимание роли учителя в интеграции глобальных тем в учебный процесс для всестороннего развития учащихся.
Ключевые слова: глобальные компетенции, функциональная грамотность, младшие школьники, экология, межкультурное общение, социальная ответственность.
Формирование глобальных компетенций у младших школьников является важной частью образовательного процесса, направленного на развитие функциональной грамотности. В условиях глобализации и растущего информационного потока важно, чтобы дети с раннего возраста учились осознавать свою роль в мире, понимать глобальные проблемы и развивать навыки взаимодействия с людьми из разных культур. Глобальные компетенции помогают учащимся не только адаптироваться в сложном мире, но и формировать устойчивое понимание экологических и социальных вопросов.
Одним из ключевых направлений формирования глобальных компетенций является развитие экологического сознания у детей. Учителя могут интегрировать в уроки окружающего мира темы, связанные с защитой окружающей среды, изменением климата и ресурсосбережением. Например, обсуждение вопросов утилизации отходов или использования возобновляемых источников энергии может стать частью проектной деятельности учащихся. Дети могут разрабатывать проекты, направленные на сохранение природы, что помогает развивать у них ответственность за окружающую среду и формировать осознанное отношение к природным ресурсам.
Межкультурное общение также играет важную роль в развитии глобальных компетенций. С раннего возраста дети должны учиться уважать культурные различия, понимать традиции и ценности других народов. На уроках русского языка и литературы учитель может использовать тексты, которые отражают культурное многообразие, а на уроках окружающего мира — обсуждать различные традиции и обычаи. Организация культурных мероприятий или тематических дней, посвящённых изучению культур разных стран, помогает детям расширить свой кругозор и учит их взаимодействовать с людьми других культур с уважением.
Социальная ответственность — ещё одна важная составляющая глобальных компетенций. Учителя могут организовывать обсуждения на тему прав человека, важности помощи другим, равенства и справедливости. Проектная деятельность, направленная на решение социальных проблем, таких как помощь нуждающимся или участие в благотворительных акциях, помогает детям развивать понимание того, как они могут повлиять на мир вокруг. Это учит их быть более чуткими к проблемам общества и принимать активное участие в его улучшении.
Глобальные компетенции также развиваются через проектные задания, в которых дети могут изучать различные глобальные проблемы и предлагать свои решения. Например, учащиеся могут исследовать влияние изменения климата на различные экосистемы или изучать вопросы, связанные с международными отношениями. Эти задания развивают у школьников критическое мышление, способность анализировать информацию и принимать обоснованные решения, что является основой функциональной грамотности.
Использование современных технологий и цифровых ресурсов также способствует формированию глобальных компетенций. Учащиеся могут участвовать в международных онлайн-проектах, обмениваться информацией с детьми из других стран и изучать глобальные вопросы через цифровые платформы. Это помогает им развивать навыки работы с информацией, межкультурного общения и сотрудничества, что важно для успешного взаимодействия в глобальном мире.
Таким образом, формирование глобальных компетенций в начальной школе является важным элементом развития функциональной грамотности. Развитие экологического сознания, межкультурного общения и социальной ответственности помогает младшим школьникам осознавать свою роль в мире и учит их принимать активное участие в решении глобальных проблем. Учитель играет ключевую роль в интеграции этих тем в учебный процесс, создавая условия для всестороннего развития учащихся и формирования их глобального мышления.
Список литературы
Арябкина И.В., Алферьева-Термсикос В.Б. Формирование глобальных компетенций учащихся начальной школы в дистанционном режиме обучения // Казанский педагогический журнал №1,2023. – С. 203-210.
Формирование функциональной грамотности через учебную деятельность / О. В. Зотова, С. А. Калинина, М. Р. Низамова [и др.]. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 48-53.
Скачать работу
Кочергина Элита Николаевна, учитель
ГБОУ "СШ с. Петропавловка Шахтерского м. о."
Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования глобальных компетенций у младших школьников как важная составляющая формирования функциональной грамотности. Описаны методы и подходы, которые помогают развивать у детей понимание глобальных вопросов, навыки межкультурного общения, экологической осознанности и социальной ответственности. Уделено внимание роли учителя в интеграции глобальных тем в учебный процесс для всестороннего развития учащихся.
Ключевые слова: глобальные компетенции, функциональная грамотность, младшие школьники, экология, межкультурное общение, социальная ответственность.
Формирование глобальных компетенций у младших школьников является важной частью образовательного процесса, направленного на развитие функциональной грамотности. В условиях глобализации и растущего информационного потока важно, чтобы дети с раннего возраста учились осознавать свою роль в мире, понимать глобальные проблемы и развивать навыки взаимодействия с людьми из разных культур. Глобальные компетенции помогают учащимся не только адаптироваться в сложном мире, но и формировать устойчивое понимание экологических и социальных вопросов.
Одним из ключевых направлений формирования глобальных компетенций является развитие экологического сознания у детей. Учителя могут интегрировать в уроки окружающего мира темы, связанные с защитой окружающей среды, изменением климата и ресурсосбережением. Например, обсуждение вопросов утилизации отходов или использования возобновляемых источников энергии может стать частью проектной деятельности учащихся. Дети могут разрабатывать проекты, направленные на сохранение природы, что помогает развивать у них ответственность за окружающую среду и формировать осознанное отношение к природным ресурсам.
Межкультурное общение также играет важную роль в развитии глобальных компетенций. С раннего возраста дети должны учиться уважать культурные различия, понимать традиции и ценности других народов. На уроках русского языка и литературы учитель может использовать тексты, которые отражают культурное многообразие, а на уроках окружающего мира — обсуждать различные традиции и обычаи. Организация культурных мероприятий или тематических дней, посвящённых изучению культур разных стран, помогает детям расширить свой кругозор и учит их взаимодействовать с людьми других культур с уважением.
Социальная ответственность — ещё одна важная составляющая глобальных компетенций. Учителя могут организовывать обсуждения на тему прав человека, важности помощи другим, равенства и справедливости. Проектная деятельность, направленная на решение социальных проблем, таких как помощь нуждающимся или участие в благотворительных акциях, помогает детям развивать понимание того, как они могут повлиять на мир вокруг. Это учит их быть более чуткими к проблемам общества и принимать активное участие в его улучшении.
Глобальные компетенции также развиваются через проектные задания, в которых дети могут изучать различные глобальные проблемы и предлагать свои решения. Например, учащиеся могут исследовать влияние изменения климата на различные экосистемы или изучать вопросы, связанные с международными отношениями. Эти задания развивают у школьников критическое мышление, способность анализировать информацию и принимать обоснованные решения, что является основой функциональной грамотности.
Использование современных технологий и цифровых ресурсов также способствует формированию глобальных компетенций. Учащиеся могут участвовать в международных онлайн-проектах, обмениваться информацией с детьми из других стран и изучать глобальные вопросы через цифровые платформы. Это помогает им развивать навыки работы с информацией, межкультурного общения и сотрудничества, что важно для успешного взаимодействия в глобальном мире.
Таким образом, формирование глобальных компетенций в начальной школе является важным элементом развития функциональной грамотности. Развитие экологического сознания, межкультурного общения и социальной ответственности помогает младшим школьникам осознавать свою роль в мире и учит их принимать активное участие в решении глобальных проблем. Учитель играет ключевую роль в интеграции этих тем в учебный процесс, создавая условия для всестороннего развития учащихся и формирования их глобального мышления.
Список литературы
Арябкина И.В., Алферьева-Термсикос В.Б. Формирование глобальных компетенций учащихся начальной школы в дистанционном режиме обучения // Казанский педагогический журнал №1,2023. – С. 203-210.
Формирование функциональной грамотности через учебную деятельность / О. В. Зотова, С. А. Калинина, М. Р. Низамова [и др.]. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 48-53.