Формирование готовности учащихся к исследовательской деятельности на уроках математики | Теллиян Анна Кароевна. Работа №354079
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, образовательная программа должна быть направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования. Это особенно актуально в контексте уроков математики, где исследовательская деятельность способствует развитию творческих способностей и умений самостоятельно приобретать знания.
Формирование готовности учащихся к исследовательской деятельности на уроках математики
Введение
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, образовательная программа должна быть направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования. Это особенно актуально в контексте уроков математики, где исследовательская деятельность способствует развитию творческих способностей и умений самостоятельно приобретать знания.
Основные умения и навыки
Для достижения успехов в учебно-исследовательской деятельности необходимо сформировать у учащихся следующие умения:
Выявлять проблему исследования и обозначать ее актуальность.
Формулировать гипотезу исследования и раскрывать ее замысел.
Планировать исследовательскую работу.
Вести исследование, поэтапно контролировать его и корректировать результаты.
Подводить итоги работы как конечного продукта.
Представлять результаты исследования для обсуждения и возможного использования на практике.
Факторы, способствующие формированию исследовательской деятельности
В. А. Далингер выделяет несколько ключевых факторов, способствующих успешному формированию учебно-исследовательской деятельности:
Личностно ориентированный подход к обучению - учет индивидуальных особенностей и интересов учащихся.
Ориентация на продуктивное достижение результата - создание условий для достижения значимых результатов.
Проблемное обучение - использование проблемных ситуаций для развития опыта творческой деятельности.
Оптимальное сочетание логических и эвристических методов - комбинирование различных методов решения задач.
Креативная организация учебного процесса - насыщение процесса обучения творческими ситуациями.
Создание ситуации совместной поисковой деятельности - организация работы в группах.
Детализация учебного процесса - подробное планирование и структурирование деятельности.
Создание психологической атмосферы - оптимальные условия для творческой деятельности.
Примеры исследовательских задач на уроках математики
Исследовательские задачи могут быть разнообразными и включать:
Задачи на установление соответствия: Например, установить соответствие между уравнением и его видом.
Экспериментальные и теоретические исследования: Проведение учащимися собственных наблюдений и экспериментов.
Монопредметные и межпредметные исследования: Ограниченные рамками одного предмета или требующие знаний из различных предметов.
Магические квадраты и треугольники: Задачи, решение которых требует логического мышления и смекалки.
Задачи с использованием “дерева вариантов”: Задачи, решаемые методом перебора вариантов.
Роль учителя
Учитель играет ключевую роль в организации учебно-исследовательской деятельности. Он должен уметь организовать эту деятельность, владеть всеми методами научного исследования и создавать условия для возникновения у учащихся познавательной потребности в приобретении знаний. Учитель должен определить содержание исследования, выбрать место проведения, продолжительность и состав участников.
Заключение
Учебная исследовательская деятельность в условиях современного образования является эффективным способом формирования у обучающихся личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. Она способствует развитию исследовательских навыков, творческих способностей и умений самостоятельно приобретать и применять знания на практике. Включение исследовательской деятельности в процесс обучения математике помогает учащимся не только лучше понять предмет, но и подготовиться к решению реальных жизненных задач.