«Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе» | Путинцева Лариса Васильевна. Работа №363027
Немаловажное место в ряду умений и навыков, обеспечивающих успешное обучение ребёнка в школе, занимает развитие графомоторных навыков и подготовка руки детей к письму. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий достаточный уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51
ЗАТО г. Североморск
«Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе»
Педагог: Путинцева Лариса Васильевна.
2022г.
Оглавление
Введение
Основная часть
1. Определение графомоторный навык………………………………......2-3
2. Гигиенические правила…………………………………………………....3
3. Упражнения для развития графомоторных навыков………………….3-5 Заключение…………………………………………………………………..5-6
Список литературы……………………………………………………………6
Введение
Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. Отечественные исследователи по дошкольной педагогике рассматривают целый спектр вопросов, касающихся готовности (социальной, психологической, познавательной) ребенка-дошкольника к обучению в школе. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным.
Немаловажное место в ряду умений и навыков, обеспечивающих успешное обучение ребёнка в школе, занимает развитие графомоторных навыков и подготовка руки детей к письму. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий достаточный уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Основная часть
Определение графомоторный навык. Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет. Графомоторные навыки включают в себя:
1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);
2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);
3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).
Гигиенические правила.
Успешность формирования графического навыка у детей во многом зависит от соблюдения при работе основных гигиенических правил:
• Сохранять правильную позу при выполнении графических упражнений;
• Правильно держать пишущий предмет (карандаш, ручку);
• Правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при выполнении графических заданий.
Упражнения для развития графомоторных навыков.
Основополагающим критерием развития графомоторики является развитие мелкой моторики. Для этого были использованы следующие специальные упражнения:
– составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;
– составление цепочки из 6 - 10 канцелярских скрепок разного цвета;
– вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, елки) правой и левой рукой;
– нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой;
– сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса);
– застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
– наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок;
– стирание ластиком нарисованных предметов; – капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
– надевание и снимание колечка (массаж пальцев);
– комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки);
– перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно;
– сжимание и разжимание эспандера; катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами (ежиков);
– игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.
Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать с игровой деятельности. Игры и упражнения, подбирать каждому ребенку надо индивидуально, с максимальным учетом их индивидуальных особенностей подготовится к этому роду деятельности.
Повторяя различные игры-упражнения, мы совершенствуем, доводим до автоматизма умение решать те или иные двигательные задачи, т.е. вырабатываем двигательный навык, а также индивидуальный стиль движений как таковых, что очень важно как в игровой, так и в учебной деятельности. Но, приучать детей к таким занятиям нужно с простых и легких упражнений
При этом важно обратить внимание ребенка на то, что он уже многое умеет. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, взрослый тем самым стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.
Также необходимо помнить: то, что интересно, эмоционально окрашено чувствами, легче запоминается, дольше хранится в памяти ребенка и полнее им воспроизводится.
Подобные игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребенка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.
Для работы с воспитанниками можно использовать следующие задания:
- рисование узоров на листе бумаги в клеточку, не отрывая руки от бумаги и не вращая лист; - обведение по контуру геометрических фигур (большую фигуру нужно обводить по внутреннему контуру, постепенно сжимая радиус обводки; маленькую фигуру – по внешнему контуру с постепенным расширением радиуса обводки. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится новых фигур, тем лучше.);
- создание изображения по точкам, по пунктирным линиям;
- лабиринты; - игра «Что перепутал художник?»;
- дорисовывание симметричных фигур;
- выкладывание картинок из пуговиц, крупы, палочек, цветных камешков.
Заключение.
Успешность формирования графического навыка зависит от обучения правильным приёмам действий, от четкой и понятной инструкции: вести линию сверху вниз и слева на право, штриховать ровно без пробелов, не выезжая за контур.
В заключении хочется отметить, что задача педагога состоит в том, чтобы в содружестве с семьей развить графомоторные навыки с помощью разнообразных методов и приемов обучения, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно всестороннее развитие личности. Действительно, процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоѐмким для ребѐнка. Если не проводить коррекционную работу в области графомоторной деятельности ещѐ в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведѐт к снижению успеваемости.
Список литературы.
1. Дубровина И.В. Готовность к школе. Руководство практического психолога./ И.В. Дубровина. М: 1995 г.
2. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе. М.: - 1991г.
3. Лурия А.Р. «Нарушение речи у дошкольников». 1969 г.
4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность к школе. / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. М., 2001 г.
5. Развитие мелкой моторики у детей 5 -7 лет», журнал «Дошкольное воспитание», №3, 2005г.
6. Новоторцева Н. В. Обучение письму в детском саду / Н. В. Новоторцева – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012 (Педагогам ДОУ).