Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование гражданско-патриотических ценностей у детей дошкольного возраста | Амосова Людмила Ивановна. Работа №352860. Номер работы: №352860

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Формирование гражданско-патриотических ценностей у детей дошкольного возраста является важной задачей воспитания, направленной на развитие чувства принадлежности к своей стране, уважения к ее истории, культуре и традициям. В статье рассматривается значимость раннего формирования гражданственности и патриотизма, а также подходы и методы, которые могут быть использованы в дошкольных учреждениях для эффективного внедрения этих ценностей в сознание детей. Особое внимание уделяется роли воспитателя в этом процессе, а также практическим рекомендациям для успешного формирования гражданско-патриотических ориентиров у дошкольников.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, дошкольники, патриотизм, воспитатель, ценности, воспитание, культура, традиции.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Амосова Людмила Ивановна, воспитатель

МДОБУ ДСКВ №10, г. Всеволожск

 

Аннотация. Формирование гражданско-патриотических ценностей у детей дошкольного возраста является важной задачей воспитания, направленной на развитие чувства принадлежности к своей стране, уважения к ее истории, культуре и традициям. В статье рассматривается значимость раннего формирования гражданственности и патриотизма, а также подходы и методы, которые могут быть использованы в дошкольных учреждениях для эффективного внедрения этих ценностей в сознание детей. Особое внимание уделяется роли воспитателя в этом процессе, а также практическим рекомендациям для успешного формирования гражданско-патриотических ориентиров у дошкольников.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, дошкольники, патриотизм, воспитатель, ценности, воспитание, культура, традиции.

 

Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста — это ключевая задача, которая способствует формированию у детей чувства гордости за свою страну, уважения к ее культуре, традициям и истории. Раннее воспитание патриотических чувств закладывает основу для дальнейшего развития гражданской ответственности, чувства долга перед Родиной и социальной ответственности.

Дошкольный возраст — это период, когда у ребенка начинают формироваться базовые моральные ориентиры, и именно в этот момент важно вложить в их сознание начальные представления о любви к родной стране и уважении к ее истории и культуре. Воспитатель играет ключевую роль в этом процессе, создавая условия для развития патриотических чувств через разнообразные формы деятельности, которые способствуют развитию личностной и социальной ответственности.

Патриотизм не является врожденным качеством — он формируется в процессе воспитания, на основе взаимодействия ребенка с окружающим миром и ценностями общества. В дошкольном возрасте этот процесс включает в себя не только познание мира, но и осознание ребенком своей принадлежности к определенной нации, культуре, стране.

В дошкольном возрасте дети начинают осознавать свою идентичность, то есть понимать, кто они, откуда они, к какой культуре и истории принадлежат. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою связь с родной страной, воспитать в нем чувство гордости за свою семью, народ и страну. Важно, чтобы ребенок видел позитивные примеры отношений к своей стране и ее ценностям.

Важным аспектом патриотического воспитания является знакомство детей с культурными и историческими традициями родного народа. Это может включать в себя рассказы о народных праздниках, обычаях, произведениях искусства, музыке, литературе и других аспектах культуры. Воспитатель может организовывать разнообразные мероприятия, такие как народные праздники, тематические занятия, экскурсии, чтобы дети могли познакомиться с богатым наследием своей страны и почувствовать его значимость.

Важную роль в гражданско-патриотическом воспитании играют не только дошкольные учреждения, но и семья. Важно, чтобы ценности, заложенные в детском саду, поддерживались и развивались в семье. Воспитатель должен активно сотрудничать с родителями, направлять их на воспитание у ребенка чувства гордости за родную страну через совместные занятия, рассказы, чтение книг, участие в праздниках и мероприятиях.

Формирование гражданско-патриотических ценностей у дошкольников должно строиться на основе разнообразных методов и подходов, направленных на активное вовлечение детей в процесс познания своей Родины и ее ценностей.

Игровая деятельность — это основной способ познания мира детьми дошкольного возраста. В играх дети могут моделировать различные ситуации, связанные с патриотизмом: праздники, народные традиции, историю страны. Ролевые игры, где дети могут примерить на себя роли героев национальной истории, лидеров, защитников Родины, помогают развивать у них чувство гордости за свою страну. Например, игры на тему «Наши герои» или «Праздник Победы» могут научить детей уважать важные события в истории страны.

Сказки и рассказы о героях, национальных героях, исторических событиях могут стать важным инструментом патриотического воспитания. Важно, чтобы в этих произведениях отражались ценности, такие как верность, честность, доблесть, любовь к Родине. Чтение таких книг, их обсуждение с детьми, а также создание ситуаций для активного вовлечения детей в обсуждение героизма, мужества и патриотизма будет способствовать формированию у них соответствующих ценностей.

Тематические занятия, посвященные важным историческим событиям, таким как День Победы, День России, День защитника Отечества, позволяют детям погрузиться в атмосферу праздника, понять значение этих событий для страны. Важно, чтобы такие мероприятия были насыщены не только информацией, но и активной деятельностью детей: изготовлением открыток, участием в конкурсах, песнях и танцах.

Экскурсии, выезды на природу, знакомства с памятниками истории и культуры также являются важными аспектами гражданско-патриотического воспитания. Такие мероприятия помогают детям не только узнать о значимых местах, но и почувствовать свою связь с историей и культурой своей страны.

Важно организовывать беседы, на которых дети могут осознанно говорить о таких понятиях, как «Родина», «моя страна», «мои родители», «герои страны». Важно, чтобы эти беседы не носили формального характера, а были построены на основе живого общения, на котором воспитатель задает детям вопросы, помогает осмыслить значимость того или иного понятия.

Включение народных традиций, искусства и ремесел в повседневную жизнь детей помогает глубже воспринимать культуру своей страны. Воспитатели могут организовывать мастер-классы по изготовлению народных игрушек, рисованию, пению народных песен, чтобы дети учились любить и ценить богатое культурное наследие своей Родины.

Важно развивать у детей интерес к истории через творчество. Например, можно предложить детям рисовать картины на тему «Что для меня Родина», создавать совместные рисунки на тему праздников, таких как День Победы. Это помогает детям проявить свою любовь к Родине и почувствовать себя частью общего культурного пространства.

Патриотическое воспитание должно быть коллективным процессом, в котором активно участвуют и родители. Совместные мероприятия, такие как участие в праздниках, организация культурных мероприятий, чтение книг и рассказов о героических событиях в истории страны, позволяют создать единое воспитательное пространство, где и дома, и в детском саду ребенок будет получать одни и те же ценности.

В заключение можно отметить, что формирование гражданско-патриотических ценностей у детей дошкольного возраста — это важная задача, которая должна быть интегрирована в воспитательную практику с самого раннего возраста. Это способствует развитию у ребенка чувства гордости за свою страну, уважения к ее культуре и истории, а также формированию гражданской ответственности. Воспитатели, применяя различные методы, такие как игровая деятельность, тематические занятия, сказки и рассказы, могут успешно реализовывать эту задачу. Однако ключевым моментом остается сотрудничество с семьями детей, поскольку в патриотическом воспитании важно единство усилий детского сада и родителей.

Список литературы

Агапова Д. Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций / Д. Ю. Агапова // Известия института педагогики и психологии образования. — 2018. — № 4. — С. 130–134.

Анисимова Л. А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры / Л. А. Анисимова, О. Н. Борисова, Е. Н. Рамзаева // Грани познания. -2019. — № 4 (63). — С. 4–6.

Батаговская Н. Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с Родиной

// Грани познания. -2019. —

№ —

С. 4

.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×