Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Формирование гражданского самосознания » | Стецюк Наталья Владимировна. Работа №288437

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Стецюк Наталья Владимировна
Методические рекомендации для классных руководителей по формированию гражданского самосознания учащихся на основе духовно нравственных ценностей.

, актуальность данной темы обусловлена:

· необходимостью организации гражданского и патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в целях формирования социальной ответственности, высокой мотивации к защите Отечества;

· поиском идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис, дискредитировавший понятия общего блага и социальной справедливости, обусловивший упадок общественной морали, и консолидировать общество;

· необходимостью подготовки нового поколения к созиданию своей Республики, жизни в новых послевоенных условиях;

· потребностью в обеспечении активного участия граждан Республики в поддержании ее безопасности от внешних и внутренних угроз в условиях борьбы с международным терроризмом.

 

- Всё это свидетельствует о необходимости работы, направленной на решение целого комплекса проблем воспитания и развития гражданина , как человека достойного жить в своей стране, решать её современные проблемы и строить будущее.

 

Выступление на школьном методическом объединении для классных руководителей по теме:

«Формирование гражданского самосознания средствами

духовно-нравственных ценностей»

Автор разработки :

Стецюк Наталья Владимировна

 

-Добрый день, уважаемые коллеги. Своё выступление хочу начать словами В.А.Сухомлинского «Воспитание гражданственности - это воспитание души. … Если воспитатель не сумел добиться того, чтобы в чуткое, восприимчивое сердце ребенка вошел большой мир общественной жизни, чтобы детское сердце переболело и перестрадало болью и страданиями людей, юная душа останется пустой. Душевная пустота, равнодушие, убивающее доверие и человеческое дружелюбие, - это самый страшный враг гражданственности. Жизнь преподает нам суровые уроки того, к чему может привести пустота души. 

-Само понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, ко всему миру. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного, небезразличного, ответственного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы видим в нем, прежде всего, человека.

- Сегодня воспитание Гражданина-это заказ времени, общества.

Гражданское образование не связано с отдельно взятой учебной дисциплиной, а представляет  системную, целенаправленную  деятельность образовательного учреждения в его взаимодействии с социальным окружением.  Гражданственность  выступает как деятельность участников образовательного процесса, направленная на создание условий для усвоения учащимися специальных знаний, формирование умений и навыков, приобретение ими позитивного социального опыта. Велика роль школы в вопросе формирования гражданского образования подрастающего поколения. Именно в школе, где мы проводим 11 лет, создается модель Гражданина, имеющего опыт демократических отношений, которые приобретаются в ходе школьной жизни. В школе подросток не учится жить, а живет, осваивая принципы демократического поведения. И от того, насколько умело и грамотно будет выстроена система гражданского образования в учреждении, которая станет неотъемлемой частью жизни ребенка, зависит и поведение в будущем. Быть Гражданином, значит быть духовно-нравственной личностью Усилия учителей, и патриотические школьные мероприятия направлены на социализацию личности. Повышать у ученика чувство ответственности. Формировать активную жизненную позицию, патриотизм. Способствовать неприятию норм поведения, являющихся антиобщественными. Формировать патриотические чувства, чувства гордости своей страной. Прививать школьникам любовь к окружающему миру, природе, способствовать закладыванию основ экологической культуры.

- Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Одной из главных задач сегодня является гражданско-патриотическое воспитание, целью которого должно стать формирование гражданина, патриота, труженика, семьянина.

- Задача педагогов - создать такие условия, которые бы позволили учащимся на практике проявлять свои патриотические чувства и гражданскую позицию, формировали готовность сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом, способствовали бы воспитанию ответственности за судьбу страны, своих близких, свою собственную, дали возможность почувствовать себя нужным своей стране, своему городу, своей школе, своему классу.

- Решению этой задачи способствуют учебные гуманитарные предметы, такие, как история, обществознание, уроки гражданственности, внеклассная и внешкольная работа.

-Быть полезным для всего общества, быть добрым, щедрым для людей, быть коллективистом – это то главное, что мы стараемся воспитать в детях.

Таким образом, актуальность данной темы обусловлена:

 необходимостью организации гражданского и патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в целях формирования социальной ответственности, высокой мотивации к защите Отечества;

 поиском идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис, дискредитировавший понятия общего блага и социальной справедливости, обусловивший упадок общественной морали, и консолидировать общество;

 необходимостью подготовки нового поколения к созиданию своей Республики, жизни в новых послевоенных условиях;

 потребностью в обеспечении активного участия граждан Республики в поддержании ее безопасности от внешних и внутренних угроз в условиях борьбы с международным терроризмом.

- Всё это свидетельствует о необходимости работы, направленной на решение целого комплекса проблем воспитания и развития гражданина , как человека достойного жить в своей стране, решать её современные проблемы и строить будущее.

- Гражданское самосознание - это формирование высоких нравственных, морально-психологических качеств, среди которых особое значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества. 

- Формы работы: откровенный разговор, деловая игра, соревнования, ролевая игра, беседы, встречи, театрализация, веселые старты, поход, экскурсия, и т.д. Всё это позволяет добиться поставленных целей, раскрыть и развить способности учащегося. Практическими формами формирования гражданского самосознания в нашей практике являются: *По гражданско-патриотическому воспитанию проводим памятные дни: День Победы, День вывода войск из Афганистана, День защитников Отечества. *По военно-патриотическому воспитанию: классные часы «Только память не седеет», «Нам дороги эти позабыть нельзя», конкурсы стенгазет, плакатов, рисунков «И помнит мир спасенный», выставки артефактов, книг о Великой Отечественной войне, просмотр фильмов, посещение музеев и памятных мест.

- По духовно-нравственному воспитанию: участие в шествии «Бессмертный полк», участие в составлении Книги Памяти, в конкурсе творческих работ «Я помню! Я горжусь!», в акциях «Открытка ветерану», «Солдатские письма», «Герои живут рядом», «Ветеран живет рядом», в конкурсах рисунков «День Победы».

- По историко-патриотическому (краеведческому) воспитанию: историческая викторина «Улицы моего города», презентации, слайд-шоу «Достопримечательности моей Республики», «Красная книга РК», «Выдающиеся люди моей малой родины», посещение музеев, выставок, памятных мест по истории Великой Отечественной войны «Эхо войны», круглые столы, посвящённые страницам истории родного края «Кто не знает прошлого, тот не достоин иметь будущее».

-По культурно-патриотическому воспитанию: литературно-музыкальные композиции: «Поклонимся великим тем годам», «У войны не детское лицо», «Этих дней не смолкнет слава», «Афганистан болит в моей душе…», конкурсы инсценированных патриотических песен «Песня в военной шинели».

-По спортивно-патриотическому воспитанию: подружись с «королевой спорта», День бегуна, самые разнообразные соревнования «Смелые и ловкие».

-Это основные, но далеко не все виды внеклассной работы по формированию гражданского самосознания, гражданской позиции, гражданской активности.

-Использую различные виды деятельности: поисковую, проектную, экспериментальную, информационно-коммуникативную и коллективно-творческую деятельность (КТД), игровую.

-С целью прослеживания результатов, проводятся различные виды диагностики: анкетирование, тесты. При дальнейшей свое работе учитываю желания и предложения учащихся.

-Формировать активную гражданскую позицию посредством школьного самоуправления. Школьное самоуправление, вовлечение детей в процесс организации жизни школы играет большую роль в воспитании гражданского сознания. Ведь становление личности в основном происходит школьном возрасте. Эта работу проводим систематизировано. Школьное самоуправление делает ребят активными участниками школьной жизни, они принимают решения, приобретают такие важные в будущей «взрослой» жизни практические навыки. Самоуправление способствует выработке активной гражданской и жизненной позиции. Ведь формирование активной гражданственности у учащихся — важнейшая задача формирования гражданского самосознания Многочисленные опросы показывают, что общение на патриотические темы, кружки, встречи с интересными людьми, приглашёнными в класс тоже способствуют воспитанию гражданских чувств. В рассказах, беседах, дети узнают много полезного, воспринимают дух отношений, который принят в обществе. Весьма эффективен метод поощрения. Стимулом в этом случае являются: положительная оценка, словесное поощрение (благодарность, похвала), грамоты, награды.

Эффективным являются и практические методы. Это генеральные уборки в классе, на пришкольном участке. Полезность такого труда в том, что он вовлекает школьников в реальную трудовую деятельность. Не лишним будет вспомнить опыт прошлого. «Тимуровцы» помогали пожилым людям, многодетным семьям при решении различных бытовых задач. Радует, что и сейчас это движение не забыто. Наши дети помогают ветеранам, участникам и детям Великой Отечественной войны, ветеранам труда, учителям-пенсионерам.

Совместные действия школы и семьи помогут воспитать гражданские чувства школьника. Чтобы работа по развитию у ребёнка гражданского самосознания была более эффективной, оно должно прививаться и дома. Задача родителей в том, чтобы малыш с ранних лет любил не только их, но и свой край, Родину. Выходя с детьми на прогулки, надо рассказывать им об истории родного города, посёлка, страны. Ребёнок должен гордиться местом, в котором живёт. На родительских собраниях поднимаются вопросы гражданского и патриотического воспитания детей. Например, в этом учебном году была предложена такая тематика родительских собраний:

1. Гражданско-патриотическое воспитание в учебно-воспитательном процессе. 2.Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения.

3. Роль семьи и школы в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, их успешной социализации.

4.Влияние правового воспитания на формирование норм нравственного поведения. Обсуждая эти вопросы, на собрании выносятся рекомендации, например, что просматривая новости, старшим не следует отпускать критические замечания в адрес правительства, ведь дети быстро перенимают у старших их точку зрения. Лучше воздержаться от негативных комментариев в присутствии любимого чада, а находить положительные моменты в окружающей действительности: ремонт дорог, чистота на улицах и т.п.

Мы, взрослые, в ответе за молодых, это у нас они учатся неискренности, подхалимству, несправедливости. Видя это изо дня в день, ребёнок воспринимает как само собой разумеющееся, и трудно потом убедить его в том, что так нельзя, это плохо. Ведь видит он и слышит совсем другое. В ходе работы мы получаем воспитанного человека, а воспитанный человек-это Гражданин, любящий свою страну, малую родины, отчий дом, уважающий окружающих людей, который умеет считаться с чужим мнением, толерантный, способный конструктивно мыслить, быть позитивно настроенным. Это человек дела, креативный и активный, который ощущает себя полноценным человеком, умеющим многое.

-Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, т. е. компетентностный подход.

- Невозможно заставить ребенка любить, уважать, приказать – быть добрым. Невозможно насильственным взаимодействием, с позиций карающей силы воспитать духовно-нравственную личность. Каким же путём возможно эффективно решать актуальную воспитательную задачу? Эффективный стратегический путь - развивающее воспитание, создающее условия для свободного развития личности, воспитание, основанное на единстве личностного, деятельностного и ценностного компонентов воспитательного процесса.

-Спасибо за внимание! Я готова ответить на ваши вопросы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×