ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА В СВЕТЕ ФГОС-2021 | Сухарев Игорь Васильевич. Работа №302228
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО), принятые в 2021 году, выделяют направления воспитания в требованиях к личностным результатам освоения основной образовательной программы. Среди этих направлений есть гражданское и патриотическое.
Патриотизм на личностном уровне выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
В данной статье речь идет о видах и формах воспитывающей деятельности по формированию гражданственности и патриотизма у обучающихся ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус».
Формирование гражданственности и патриотизма в свете ФГОС-2021
Сухарев Игорь Васильевич,
старший воспитатель,
ФГКОУ «Санкт-Петербургский
кадетский военный корпус»,
имени князя Александра Невского,
г. Санкт-Петербург
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО), принятые в 2021 году, выделяют направления воспитания в требованиях к личностным результатам освоения основной образовательной программы. Среди этих направлений есть гражданское и патриотическое. Виды и формы воспитывающей деятельности по формированию гражданственности и патриотизма у обучающихся разнообразны, зависят от образовательной организации и включаются в модули рабочей программы воспитания.
Патриотизм на личностном уровне выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Педагогический коллектив ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус» (далее по тексту – СПбКВК) видит своих воспитанников как высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, которые не отделяют судьбу Отечества от своих личных судеб, способных взять на себя ответственность за настоящее и будущее своей страны. Патриотическое и гражданское воспитание – всегда было и остается важнейшей составляющей воспитательной работы нашего образовательного учреждения.
В настоящее время такая работа направлена на личностное развитие кадет и включает развитие как социально значимых, так и ценностных отношений:
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее
Как командир учебной роты СПбКВК я использую различные формы работы с воспитанниками, которые позволяют получить им опыт дел, направленных на заботу о близких, семье, понимания ценности жизни в семье, поддержки родственников. Кадеты получают опыт дел, направленных и на пользу другим, опыт деятельностного выражения своей позиции, помощи окружающим, организаторской деятельности и проектного управления.
К таким формам работы могу отнести: индивидуальные и коллективные беседы, тематические классные часы, викторины на соответствующую тематику, круглые столы, экскурсии в воинские части, училища и институты МО РФ, встречи с участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций, ветеранами войны и труда, жителями блокадного Ленинграда, героями СССР и РФ, общественными деятелями, соревнования по военно-прикладным видам спорта.
Полезны для развития личностных качеств воспитанников разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складываются особые отношения между взрослыми и кадетами, характеризующиеся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
Торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом обучающихся на следующий уровень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в СПбКВК и развивающие идентичность обучающихся, также нельзя оставить за рамками воспитательной деятельности нашего образовательного учреждения.
Данные формы работы формируют у обучающихся отношение к миру как главному принципу человеческого общежития, к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать. В процессе воспитания у кадет формируется отношение к самому себе как к личности, отвечающей за собственное будущее, осознающей свои гражданские права и обязанности. Ценен полученный опыт дел, направленных на изучение, защиту и восстановление исторического наследия страны, что способствует формированию российской гражданской идентичности наших воспитанников, развитию ценностных отношений подростков к вкладу советского народа в Победу над фашизмом, к исторической памяти о событиях тех трагических лет.
Я уверен, что система патриотического и гражданского воспитания ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус» формирует высокий уровень патриотизма в целом, помогает воспитать личность, обладающую качествами человека – патриота и гражданина.