Формирование гражданственности и толерантности у дошкольников | Блызнюк Ирина Марленовна. Работа №314429. Номер работы: №314429
Сообщение посвящено актуальной проблеме развития личности дошкольника через формирование гражданственности и толерантности. На данный момент эта тема злободневна. Наша страна многонациональна и многоконфессиональна. И очень важно, чтобы все народы, проживающие в нашей стране жили в мире, согласии и понимании. Такие качеста, как толерантность, доброжелательность, желание помочь, доброта воспитываются с детства. И роль педагога дошкольного образования воспитывать эти качества у своих воспитанников.
СЛАЙД 1
Комитет по образованию
Администрации Городского округа Подольск
Городское методическое объединение
воспитателей подготовительных к школе групп
северной и южной территориальной зоны
Сообщение из опыта работы:
«Актуальные подходы к развитию личности дошкольника через формирование гражданственности и толерантности»
Подготовила и провела:
Воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ детского сада комбинированного вида
№ 32 «Светлячок»
Блызнюк Ирина Марленовна
20.02.2023 г.
Г.о. Подольск, 2023г.
«Актуальные подходы к развитию личности дошкольника через формирование гражданственности и толерантности»
СЛАЙД 2
«Детство – важный период жизни,
и от того, как прошло детство,
что вошло в разум ребенка и его сердце,
зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В.А. Сухомлинский
Сейчас Россия переживает глубокие преобразования во всех сферах жизни, и особенно сегодня она нуждается в формировании общества, состоящего из граждан-патриотов, которые действительно любят свою страну, активно участвуют в ее жизни и развитии, испытывают гордость за достижения государства, чтят историю, помогают своим соотечественникам. Поэтому воспитание гражданственности, толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает как норма социального действия. Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Другими словами, нужно, в первую очередь, воспитывать в детях социокультурную толерантность. Еще А.Н. Леонтьев считал, что дошкольный возраст является первым периодом рождения личности и вхождением ее в социум. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. Толерантность не передается по наследству, в каждом поколении её надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретут. Поэтому, необходимо сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.
СЛАЙД 3
Цель: создание оптимальных условий для формирования личности и активной гражданской позиции дошкольника.
Задачи:
-воспитание у детей любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице, городу, краю;
-способствование развитию основ патриотических и гражданских чувств, развитию этнической идентичности ребенка, формирование у ребенка отношения к себе как полноправной личности;
- воспитание чувства гордости за историю страны, её народ, культуру, уважение к обычаям, традициям своего и других народов;
-ориентация родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье;
-формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
-развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
-знакомство детей с символикой России и родного края;
-ознакомление с историческим прошлым нашей Родины, развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
-формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
-воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
СЛАЙД 4 Как Вы знаете, одним из важнейших условий, без которого невозможно полноценное нравственно-патриотическое воспитание детей, является организация предметно-развивающей среды. В нравственно-патриотических центрах групп помещена символика Российской Федерации, Московской области и города Подольска, находятся материалы по социально-нравственному воспитанию: иллюстрации, тематические папки, дидактические и настольно-печатные игры о семье, пособия, отражающие многонациональность нашей Родины. Книги о достопримечательностях родного края, много наглядного материала и художественной литературы.
В соответствии с поставленными задачами по развитию личности дошкольника, мы разработали тематические блоки:
СЛАЙД 5
1.Блок – «Я и моё окружение» включает в себя изучение направлений «Моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица», «Я и мои друзья», «Я и взрослые». Цель реализации данного блока: воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду. Для этого были проведены НОД на темы: «Я и моя семья», «Наш любимый детский сад», «Я и мои друзья».
Экскурсия как форма работы позволяет познакомить дошкольников непосредственно с окружающей его действительностью, с изучаемой темой. Поэтому в рамках реализации данного направления были поведены экскурсии по детскому саду.
Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Дочки-матери» и др. способствует осознанию ребёнком себя как личности, его принадлежности к социальному окружению.
СЛАЙД 6
2. Блок «Мой родной город - Подольск». Цель: воспитание чувства любви к родному городу, гордости за его достижения, любви и уважения к обычаям, традициям жителей родного города. В рамках реализации данного направления патриотического воспитания были проведены игра-викторина «Город Подольск – моя малая родина», брейн-ринг «Градообразующие предприятия города»
СЛАЙД 7
Виртуальная экскурсия по достопримечательностям города пробудили в дошкольниках любовь и восхищение красотой родного города.
СЛАЙД 8
3 блок: «Природа родного края и России». Цель: формирование бережного и заботливого отношения к природе, к растительному и животному миру.
Воспитание любви к Родине происходит неразрывно с формированием любви к природе родного края и России. Познание мира флоры и фауны способствует развитию бережного и заботливого отношения к природе. Для реализации данной цели были проведены: Акции: «Покормите птиц зимой», «Кормушка для пернатых», «Посади дерево», благотворительная акция «Корм для собак в приютах»
Посещение городского краеведческого музея поспособствовало формированию любви и уважения к родному краю, чувства гордости за малую Родину.
СЛАЙД 9
4 блок: «Культура и искусство» Цель: познакомить детей с искусством родного края, воспитывать чувство гордости за культуру Родины, уважение к обычаям, традициям своего и других народов.
В рамках реализации данного направления знакомим детей с традициями и бытом России, с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества.
Были проведены НОД по ознакомлению дошкольников с искусством народных русских умельцев по направлениям: «Хохломская роспись», «Гжель», НОД по художественно-эстетическому развитию: лепка «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка». Праздники и досуги, формирующие у дошкольников любовь к народным традициям «Осенины», «Новый год», «Масленица», «Святки», «Праздник прилёта птиц», способствуют приобщению детей к национальной культуре.
СЛАЙД 10
В этом учебном году, наш детский сад учувствовал в VIIII Федеральном научно-общественном конкурсе «Восемь жемчужин дошкольного образования – 2022» В номинации «Национальные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста», мы выступили с проектом «Приобщение дошкольников к родной культуре через народные игры» и стали лауреатами этого конкурса.
СЛАЙД 11
5 блок «Толерантный мир». Цель: воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения.. Детям предлагаются игры и упражнения, направленные на:
- развитие навыков общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»;
- обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам;
СЛАЙД 12
6 Блок «Этих дней не смолкнет слава». Мы приглашаем на занятия, утренники, праздничные концерты ветеранов ВОВ и Боевой Славы, солдат Российской Армии. Для них дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки. В нашем саду родилась замечательная традиция: на кануне Дня Победы, ежегодно проводится Парад Победы. В этих мероприятиях принимают участие воспитанники детского сада, родители, представители общественности, ветераны ВОВ и труда.
СЛАЙД 13
7 блок «Родина моя – Россия». Цель: знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном России, воспитание чувства гордости за родную страну, её народ, культуру, уважение к обычаям, традициям своего и других народов.
СЛАЙД 14
В рамках реализации данной цели был разработан проект- Посткроссинг для дошкольников «Живые письма» , это обмен почтовыми открытками по всему миру. Цель проекта: осуществление общественно-значимой деятельности, направленной на формирование у детей представлений о стране, в которой мы живут. Кроме самого момента отправления и получения писем, посткроссинг является хорошим стимулом для изучения нашей большой, великой Родины.
СЛАЙД 15
Актуальность проекта очевидна - это неформальное общение между педагогами и детьми разных городов России с помощью забытого эпистолярного жанра, проект имеет большое познавательное и воспитательное нравственно-патриотическое значение. Мы убеждены в успешной реализации проекта и надеемся, что в дальнейшем, к участникам присоединятся новые города и страны.
СЛАЙД 16
Итоги проделанной работы представлены в мониторинге «Определение уровня развития личности (формирование гражданственности и толерантности) дошкольников». Проведение мониторинга позволяет педагогам увидеть насколько успешно удается решение программных задач по развитию личности (формирование гражданственности и толерантности) дошкольников:
- на основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родному краю, Родине;
- закреплять представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей;
- воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации).
Наиболее существенным недостатком в области нравственного воспитания ребенка выступает разрыв между его чувствами и поведением. В связи с чем агрессивность становится нормой жизни для значительной части детей. Причины такого явления — формирование представления о толерантности в отрыве от реального поведения ребенка, недооценка взрослыми личного примера и переоценка метода поощрения и наказания, недостаточное использование упражнений в претворении ребенком добрых намерений.
СЛАЙД 17
При работе с родителями были использованы такие формы как:
Анкетирование родителей
Совместное участие в конкурсах: «Готовим вместе», «Кулинарный шедевр»
Индивидуальные консультации, беседы, фотовыставки. Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (конкурс творческих работ, создание рисунков, аппликаций).
Оформление информационных стендов.
В связи с последними событиями, наш детский сад совместно с родителями активно учувствовал в акции «Письмо солдату», «Книги детям Донбасса», в сборе гуманитарной помощи для мобилизованных граждан.
Все эти формы работы с семьёй позволяют родителям и детям совместно с педагогами ДОУ участвовать в процессе реализации по формированию гражданственности и толерантности.
СЛАЙД 18
На этом наша работа не заканчивается, мы планируем:
-разработать и опубликовать методические рекомендации,
перспективное планирование, конспекты образовательной деятельности по развитию личности дошкольника через формирование гражданственности и толерантности.
-подготовить консультации для родителей.
-разработать и реализовать проекты по развитию личности дошкольника.
-участвовать в международных проектах и конкурсах детского творчества.
-продолжать активное участие в акциях и волонтерских движениях.
СЛАЙД 19 Спасибо за внимание