"Формирование грамматической правильности речи у детей старшего дошкольного возраста" | Мульченко Оксана Ивановна . Работа №345732
В статье описываются ключевые аспекты формирования грамматической правильности речи у детей старшего дошкольного возраста, условия и проблемы в процессе успешного и своевременного формирования и развития речи ребенка, и в целом его личности. Даётся определение понятиям речь и грамматика. Указана цель исследования и обоснована её актуальность.
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Азовский государственный педагогический университет»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра дошкольного, начального и специального образования
Статья
Формирование грамматической правильности речи
у детей старшего дошкольного возраста
форма обучения заочная курса 2 группы 21
Направление подготовки 44.04.01Педагогическое образование
студентка Оксана Ивановна Мульченко
г. Бердянск
Май, 2024 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. [6] Он включает следующие целевые ориентиры по речевому развитию детей:
- Продолжать развивать речь, как средство общения.
- Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
- Содействовать налаживанию диалогического общения в совместных играх и занятиях.
- Поддерживать интерес к звучащему слову, проявляющийся в спонтанном словотворчестве, играх со звуками и рифмами. [8].
Одним из главных факторов общего речевого развития, комплекса коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников является высокий уровень сформированности грамматической правильности речи.
Весомый вклад в становлении методики развития грамматической правильности речи дошкольников сделали такие ученые, как М. М. Алексеева, В. И. Яшина, А. Г. Арушанова, А. М. Бородич, Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, И. Тюрикова, К.Д.Ушинский и др.Вышеупомянутые исследователи настаивают на особой значимости сформированной грамматической правильности речи у старших дошкольников среди показателей общеобразовательного развития будущих учеников школы, очерчивая грамматическую правильность речи в качестве определенной морфологической нормы (правильности).
Подготовка старших дошкольников является важнейшей проблемой дошкольного образования. Школе нужен образованный, всесторонне развитый, с комплексом умений и навыков ученик, который обладает развитым словарем и сформированной грамматической правильностью речи.
В то же время, анализируя научную литературу по обозначенной проблеме, целесообразно констатировать, что на сегодняшний день педагогический аспект формирования грамматической правильности речи у старших дошкольников освещен недостаточно. В связи с этим проблема формирования грамматической правильности речи у старшего дошкольного возраста является актуальной и должна быть решена в контексте переосмысления соременных задач дошкольного образования.
Цель исследования – описать значение формирования грамматически правильной речи для развития дошкольников.
Формирование грамматического строя является важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и выполняет ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей [2]
К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. Т.П. Жуйков рассматривал формирование грамматических операций в тесной связи с развитием мыслительных процессов. А.Н. Гвоздев акцентировал внимание на проблемах понимания ребенком слова, его грамматической формы, осознания неправильности в своей и чужой речи.
В педагогическом энциклопедическом словаре понятие «речь» трактуется как форма общения (коммуникации) людей посредством языка. В ряду проблем речевого развития дошкольника стоит формирование грамматического строя. [2] В педагогическом энциклопедическом словаре дается такое определение: грамматика - строй языка, т.е. система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций. Такое же определение дано в Российской педагогической энциклопедии.
Н.И. Жинкин полагал, что для усвоения грамматической системы языка огромное значение имеет память: в долговременной памяти хранится постоянный для данного языка фонд языковых средств в виде звукокомплексов, которые представляют морфемы языка. [7;50]
Исходя из проанализированной литературы можно сделать вывод, что наличие у старших дошкольников развитых грамматических навыков является основополагающим фактором в формировании грамматической правильности речи.
Одна из основных проблем при формировании грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста - это неумение согласовывать имена существительные, употреблять правильные окончания, составлять сложные предложения и владеть разными способами словообразования. При значительной разработанности она до сих пор остается весьма актуальной.
В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К шести годам дети осваивают основные закономерности изменения и соединения слов в предложении, согласование в роде, числе и падеже. Но единичные, нетипичные формы вызывают затруднения. Освоение всего многообразия грамматических форм, характерных для русского языка, продолжается. Усвоение грамматики облегчается развитием элементов логического, отвлеченного мышления, формированием языковых обобщений.
Старшие дошкольники продолжают обучаться тем формам, усвоение которых вызывает у них затруднения: согласованию существительных с прилагательными и числительными (третий ряд, пятый стол), употреблению местоимений «их», «к ним» и согласованию их с числительными, формируют умение правильно пользоваться неизменяемыми существительными. На данном возрастном этапе ставятся задачи учить детей правильно изменять все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспитывать у ребенка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи, потребность говорить правильно. Совершенствование грамматического строя происходит преимущественно в связи с развитием связной речи. Также своевременное формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развития. [1;400]
Таким образом, правильно сформированная речь старших дошкольников является обязательным условием успешного и своевременного формирования и развития речи ребенка и в целом его личности. Своевременное формирование грамматической правильности речи у детей— залог успешной общеречевой подготовки, которая обеспечивает практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы русского языка.
Литература
Алексеева
М.М., Яшина В.И. Методика
развития
речи и
обучения
родному
языку
дошкольников
[Текст]:
Учебное
пособие
для
студ
.
высш
. и
средн
. пед.
учебных
заведений 2-е
изд
.,
испр
/ - М.:
Академия
, 2000. - 400с.
Блонский
П. П.
Избранные
педагогические
и
психологические
сочинения
[Текст] / П.П.
Блонский
. В 2-х т. Т. 2 /
Под
ред. А. В.
Петровского
. - М.:
Педагогика
, 1999.
Методика
развития
речи
детей
дошкольного
возраста
[Текст] / О. С. Ушакова, Е.М.
Струнина
. - М.:
Гуманитарный
издательский
центр ВЛАДОС, 2003. - С. 36;
Программа
развития
речи
детей
дошкольного
возраста
в
детском
саду
Обследование
лексического
запаса
и
грамматического
строя
речи. //
Методы
обследования
нарушений речи у детей. – М., 1990
Роль
дидактических
игр
и
упражнений
в
формировании
грамматического
строя
речи [Текст] /
И.Тюрикова
//
Дошкольное
воспитание
, 1988. №2. – С.16-17.
Российская
газета, 25
декабря
1993 г.;
Собрание
законодательства
Российской
Федерации
, 2009, № 1, ст. 1, ст. 2.]
[
Сборник
международных
договоров
СССР, 1993,
выпуск
XLVI.
Уварова Т.
Формирование
навыков
образования
прилагательных
от
существительных
с
использованием
наглядно-
игровых
средств
[Текст] / Уварова Т. //
Дошкольное
воспитание
. - 2009. - № 2. - С. 50
Федеральный
государственный
стандарт
дошкольного
образования
,
введенного
в
действие
Приказом
Министерства
образования
и науки
Российской
Федерации
(
Минобрнауки
России
) от 17
октября
2013 г. N 1155
Фомичева
М.Ф.
Воспитание
у
детей
правильного
произношения
. М., 1990.