Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Формирование художественной культуры обучающихся через деятельностное освоение образно-выразительного языка искусства в условиях реализации ФГОС" | Бабинцева Ирина Валериевна. Работа №353006

Дата публикации:
Автор:
Описание:

На современном этапе развития нашего общества особенно актуальна задача формирования художественной культуры, как основы всей духовной культуры человека, особенно подрастающего поколения.

Вклад учебной дисциплины "Музыка" в развитие личности ребёнка прежде всего заключается в обогащении сферы художественных интересов обучающихся, в развитии их эстетического и музыкального вкуса. Основополагающими моментами в этих вопросах являются установки на раскрытие интонационно-образной природы музыкального искусства, важного места и значения музыки в жизни общества и каждого человека; на творческое самораскрытие ребёнка в музыкальной деятельности; на утверждение национальных и общечеловеческих ценностей; на становление и социализацию личности ученика в современном мире.

В современной российской школе ФГОС направлен прежде всего на деятельностное освоение образно-выразительного языка искусства, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать музыкально-творческие способности, возможности и потребности обучающихся.

Формирование художественной культуры обучающихся

через восприятие и деятельностное освоение образно-выразительного

языка искусства в условиях реализации ФГОС

 

 

Музыкальное воспитание -
это не воспитание музыканта,
а прежде всего человека.
В.А. Сухомлинский

 

 

На современном этапе развития нашего общества особенно актуальна задача формирования художественной культуры, как основы всей духовной культуры человека, особенно подрастающего поколения. Обычно понятие «художественная культура» отождествляется с искусством. И это не случайно: искусство – центральный и системообразующий элемент художественной культуры. Оно обладает огромной культурогенной способностью, создавая целый ряд связанных с ним форм деятельности – художественное творчество, художественное восприятие, художественная критика и т.д., образуя вокруг себя «культурное поле». Достаточно важный аспект художественной культуры и искусства в целом – музыкальная культура, формирование которой является целью музыкального образования и воспитания в школе. Музыкальная культура, как любая эстетическая культура, несёт в себе огромный развивающий потенциал и является источником духовного самосовершенствования тех, кому её предстоит осваивать. Она выступает и инструментом психического развития подрастающего поколения.

Вклад  учебной дисциплины «Музыка» в развитие личности ребёнка прежде всего заключается в обогащении сферы художественных интересов обучающихся,  в развитии  их эстетического и  музыкального вкуса. В начальной школе это формирование потребности в общении с прекрасным, а также в сознательном  выборе видов музыкально-творческой деятельности, через которую ребёнок может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности. В основной школе – обеспечение определённого уровня эрудиции в сфере музыкального искусства. К концу обучения в основной школе обучающиеся овладевают способами музыкальной деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы (пение, слушание, игра на простейших музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и сочинение), умениями интонационно-образно воспринимать и интерпретировать содержание музыкального произведения, определять его жанровую и стилевую принадлежность, основные средства выразительности, характеризовать своеобразие исполнительской трактовки произведения и воплощать свой замысел в музыкальном исполнении; проявляют определенный уровень эрудиции, знают основные жанры народной и профессиональной музыки, основные произведения крупнейших русских и зарубежных композиторов и высказывают собственные суждения о музыкальных явлениях, понимая возможности искусства в отражении вечных жизненных проблем. Помимо этого в содержании предмета «Музыка» усилена роль гражданско-патриотического воспитания; повышена  значимость позитивного, заинтересованного отношения к познанию музыкальных культур других стран. Не случайно уроки музыки в школе обеспечивают освоение детьми искусства как духовного наследия человечества в целом.

 

Следует напомнить, что в современной российской школе ФГОС направлен  прежде всего на деятельностное освоение образно-выразительного языка искусства, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать музыкально-творческие способности, возможности и потребности обучающихся. К тому же, успешность школьника в различных видах музыкальной деятельности выполняет компенсирующую функцию, смягчая свойственные школьному  возрасту кризисные явления.

 

Каковы основные аспекты учебно-воспитательной деятельности на уроке музыки, ведущей к формированию художественной культуры обучающихся?

 

Основными чертами современной методики является развивающий характер музыкальной деятельности, обеспечивающей такое общение, при котором ведущую роль играет само искусство. Необходимо погружение школьников в музыкальное искусство, предоставление им возможности прикоснуться к тайнам творчества в качестве композитора-исполнителя-слушателя. Особое внимание уделяется приобретению компетентности слушателя и исполнителя; развитию умений ориентироваться в современном музыкально-информационном пространстве; способности различать позитивные и негативные явления и влияния масс-культуры, манипулирующей общественным сознанием, а также интеграции полученных знаний в собственной музыкально-творческой деятельности, умении организовать свой культурный досуг. Всё это способствует воспитательному воздействию искусства на личность школьника.

 

Если говорить о восприятии музыки (осознанном и эмоциональном), как об основном средстве воздействия на личность ребёнка и её дальнейшее формирование, то оно (восприятие) наиболее полно формируется в процессе использования методики интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений, к которым обращались в разное время Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Д.Б. Кабалевский и др.

При использовании данной методики учителю необходимо включать выявление жанровых признаков (песенность, танцевальность, маршевость); характерных черт стиля (эпохального, национального, индивидуального); опыт слежения за развитием интонации в разнообразных формах музыки (простых – одночастная, двухчастная, трёхчастная; сложных – родно, вариации, соната, сюита, кантата, симфония; синтетических – опера, балет, мюзикл, рок-опера); формирование словаря эмоциональных переживаний (В.Г. Ражников); осознание смысла интонации в содержании произведений (эпических, драматических, лирических).

Учителю необходимо также формировать у школьников установку на позитивное восприятие музыкального произведения с помощью разнообразных факторов: организационных (слушать музыку в тишине, как в концертном зале), методических (слово учителя, актуализация музыкального опыта детей, включение различного рода ассоциаций – литературных, живописных, нотно-графических и др.). В процессе восприятия музыки выявляется и функция социального фактора в формировании способности обучающихся воспринимать музыку – влияние средств массовой информации, посещение спектаклей, концертов, музеев, использование компьютерных технологий, сети Интернет и т.п.

 

 

При освоении образно-выразительного языка искусства немаловажным фактором является деятельность самого ученика на уроке, а это:

 

эмоционально-ценностная деятельность – личностное, эмоционально-прочувствованное общение с произведениями искусства, осуществляемое в различных видах музыкальной деятельности под руководством учителя;

познавательная деятельность – наблюдение, выявление интонационно-жанровой основы изучаемых музыкальных произведений, их стилевых особенностей; моделирование художественно-творческого процесса в слушательской, исполнительской деятельности, импровизации и сочинении музыки; поиск и выделение значимых связей и отношений между частями музыкального целого; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация произведений музыкального искусства по одному или нескольким предложенным основаниям; поиск оригинальных решений и самостоятельное выполнение учебно-творческих задач;

 

информационно-коммуникативная деятельность – адекватное восприятие и переживание эмоционально-смыслового содержания музыки; освоение знаний о музыкальном искусстве, музыкальной культуре; воплощение своего личностно-ценностного отношения к музыке и музыкальной деятельности в процессе коллективного музицирования; умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, полилоге (овладение интонационной выразительностью речи); использование различных источников информации;

 

рефлексивная деятельность – оценивание процесса и результата собственной музыкальной деятельности и деятельности других обучающихся с позиции приобретаемого опыта эмоционально-ценностных отношений, осваиваемых музыкальных знаний, умений и навыков, опыта учебной музыкально-творческой деятельности; осознанное определение сферы своих музыкальных интересов и возможностей.

 

 

Таким образом, основополагающими на уроке музыки  по-прежнему являются установки на раскрытие интонационно-образной природы музыкального искусства, важного места и значения  музыки в жизни общества и каждого человека; на творческое самораскрытие ребёнка в музыкальной деятельности; на утверждение национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализацию личности ученика в современном мире. Здесь также сохраняется целевая установка музыкального образования на формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры. Тем самым уроки музыки ориентированы на приобщение учащихся посредством музыкального  искусства к художественной  культуре человечества в целом, что является важнейшим принципом формирования личности в детском возрасте.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×