Формирование художественной культуры у учащихся на уроках изобразительного искусства | Пистер Анна Васильевна. Работа №346329
Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования художественной культуры у учащихся на уроках изобразительного искусства. Художественная культура включает в себя не только знания о произведениях искусства и техники их создания, но и способность восприятия, анализа и интерпретации художественных образов. В статье представлены ключевые педагогические приёмы и методы, направленные на развитие художественного вкуса, креативного мышления и умения воспринимать произведения искусства в культурно-историческом контексте.
Ключевые слова: художественная культура, изобразительное искусство, развитие учащихся, художественное восприятие, эстетическое воспитание, творческое мышление.
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Пистер Анна Васильевна,
учитель ГБУЗ "Детский противотуберкулезный
санаторий Калининградской области"
Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования художественной культуры у учащихся на уроках изобразительного искусства. Художественная культура включает в себя не только знания о произведениях искусства и техники их создания, но и способность восприятия, анализа и интерпретации художественных образов. В статье представлены ключевые педагогические приёмы и методы, направленные на развитие художественного вкуса, креативного мышления и умения воспринимать произведения искусства в культурно-историческом контексте.
Ключевые слова: художественная культура, изобразительное искусство, развитие учащихся, художественное восприятие, эстетическое воспитание, творческое мышление.
Формирование художественной культуры является важной составляющей образовательного процесса на уроках изобразительного искусства. Художественная культура — это комплекс умений и знаний, связанных с восприятием, пониманием и созданием произведений искусства. На уроках изобразительного искусства дети учатся не только техникам рисования, но и способам восприятия и анализа визуальных образов. Умение анализировать произведения искусства, видеть за визуальной формой глубокие идеи и смыслы способствует развитию эстетического вкуса, креативности и общей культурной компетентности учащихся.
Современные образовательные стандарты акцентируют внимание на воспитании личности, способной к самостоятельному эстетическому восприятию окружающего мира. Именно на уроках изобразительного искусства у школьников формируются первые представления о художественной культуре, они знакомятся с классическими и современными произведениями искусства, учатся выражать собственные чувства и идеи через творчество.
Художественная культура включает в себя несколько компонентов:
1. Эстетическое восприятие. Способность воспринимать и оценивать произведения искусства. Учащиеся должны научиться видеть красоту в окружающем мире, понимать художественные образы и выражать своё отношение к ним. Это формирует эстетический вкус, который развивается через знакомство с разными стилями и направлениями искусства.
2. Знания об искусстве. Культура включает в себя знание истории искусства, понимание техники и материалов, используемых в художественном творчестве, а также осознание роли искусства в жизни общества. Изучение культурных контекстов различных эпох помогает учащимся понимать взаимосвязи между искусством, историей и обществом.
3. Творческая деятельность. Формирование художественной культуры невозможно без практического занятия искусством. Учащиеся развивают свои художественные способности, пробуя различные техники, экспериментируя с цветом, формой и текстурой. Творческая деятельность помогает развивать фантазию и индивидуальность каждого ребёнка.
Для успешного формирования художественной культуры у учащихся учитель должен использовать разнообразные педагогические технологии и методические приёмы. Рассмотрим ключевые из них.
Одним из важных аспектов формирования художественной культуры является знакомство учащихся с произведениями классического и современного искусства. На уроках можно изучать картины великих мастеров, таких как Леонардо да Винчи, Ван Гог, Пабло Пикассо и других. Учитель может предложить учащимся анализировать картины с точки зрения композиции, цвета, идеи, выявляя ключевые художественные приёмы, используемые авторами.
Метод проблемного обучения позволяет ученикам не только воспринимать информацию, но и активно её осмыслять. Учитель ставит перед учащимися вопросы, которые требуют размышлений и анализа. Например, что хотел передать автор своим произведением? Как изменения в обществе отражаются в искусстве? Этот подход развивает критическое мышление и помогает глубже понять культурные и исторические процессы.
Изобразительное искусство тесно связано с историей, литературой и музыкой. Учитель может использовать межпредметные связи, чтобы показать ученикам, как искусство отражает исторические события, литературные произведения или музыкальные тенденции. Например, создание картин на темы из мифологии или литературных произведений помогает учащимся глубже проникнуть в контекст эпохи.
Формирование художественной культуры невозможно без практической творческой деятельности. Учащимся необходимо предоставить возможность самим создавать произведения искусства, начиная от простых зарисовок и заканчивая полноценными проектами. При этом важно не только научить детей техническим навыкам, но и дать им возможность выражать свои мысли и чувства через искусство.
Организация школьных выставок и критических обсуждений позволяет детям получить опыт представления своих работ перед аудиторией, а также учиться воспринимать критику. Это помогает развивать ответственность за своё творчество и учит работать с обратной связью. На таких обсуждениях можно акцентировать внимание на разных аспектах художественной культуры: от техники исполнения до смысла произведения.
Формирование художественного вкуса — это длительный и сложный процесс, который требует постоянного взаимодействия с произведениями искусства, а также критической рефлексии. Учителю важно не только знакомить детей с шедеврами, но и помогать им развивать собственное отношение к искусству. Критические обсуждения, вопросы на осмысление и практическая работа с материалами помогают ученикам вырабатывать свои критерии оценки произведений искусства и формировать художественное видение.
Также важным аспектом является развитие критического мышления, которое помогает учащимся анализировать не только произведения искусства, но и процессы, происходящие в обществе. Искусство является отражением культурных и социальных изменений, и анализ этих процессов помогает формировать более глубокое понимание окружающего мира.
В заключение следует отметить, что формирование художественной культуры у учащихся на уроках изобразительного искусства — это многогранный процесс, который включает в себя как обучение техническим навыкам, так и развитие способности воспринимать и оценивать произведения искусства. Включение в образовательный процесс шедевров мировой художественной культуры, использование межпредметных связей, проблемного обучения и проектной деятельности позволяет учащимся глубже осознавать роль искусства в жизни общества и развивать творческое мышление. Практическая деятельность, сопровождаемая критическими обсуждениями, помогает школьникам сформировать собственный художественный вкус и умение анализировать художественные образы. Современные педагогические технологии, интегрированные в уроки изобразительного искусства, способствуют гармоничному развитию личности учащихся и их культурной компетентности.
Список литературы
Белоусова, Е. П. (2020). Формирование художественного вкуса у младших школьников через изобразительное искусство. Современные образовательные технологии, 8(4), 37-42.
Захарова, И. А. (2019). Интеграция
межпредметных
связей в обучении изобразительному искусству. Искусство и образование, 6(2), 15-21.
Козлова, А. В. (2022). Проблемное обучение как средство развития художественной культуры у учащихся. Педагогика искусства, 11(1), 44-50.