Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся на уроках информатики | Шляпина Ольга Евгеньевна. Работа №342831. Номер работы: №342831

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает подходы к формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на уроках информатики. Описываются основные компоненты функциональной грамотности, способы их развития через учебные задания и проекты, а также методы оценки прогресса учеников. Особое внимание уделяется тому, как информатика способствует формированию таких ключевых навыков, как критическое мышление, решение проблем и цифровая грамотность.

Ключевые слова: функциональная грамотность, цифровая грамотность, критическое мышление, оценка знаний, информатика, учебные задания, проектная деятельность.

ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

 

Шляпина Ольга Евгеньевна, учитель информатики

МАОУ «СОШ № 2 им. М. И. Грибушина», г. Кунгур

 

Аннотация. Статья рассматривает подходы к формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на уроках информатики. Описываются основные компоненты функциональной грамотности, способы их развития через учебные задания и проекты, а также методы оценки прогресса учеников. Особое внимание уделяется тому, как информатика способствует формированию таких ключевых навыков, как критическое мышление, решение проблем и цифровая грамотность.

Ключевые слова: функциональная грамотность, цифровая грамотность, критическое мышление, оценка знаний, информатика, учебные задания, проектная деятельность.

 

Функциональная грамотность является одним из важнейших показателей качества образования в современном мире. Она предполагает не просто владение базовыми знаниями и навыками, но и умение использовать их в реальных жизненных ситуациях для решения повседневных задач. В условиях стремительного развития технологий уроки информатики становятся важной платформой для формирования функциональной грамотности обучающихся.

Функциональная грамотность включает несколько ключевых компонентов: математическую грамотность, читательскую грамотность, научную грамотность, финансовую и цифровую грамотности. Информатика играет центральную роль в формировании цифровой грамотности, которая связана с умением использовать цифровые технологии для решения задач, поиском, анализом и интерпретацией информации, а также безопасным и ответственным поведением в цифровой среде.

На уроках информатики можно успешно развивать такие навыки, как работа с информацией, критическое мышление и умение решать задачи. Примером таких задач могут служить практические задания по программированию, анализ данных и разработка проектов. Например, при изучении основ программирования на языке Python учащиеся могут решать задачи по автоматизации повседневных процессов (например, создание простого калькулятора или программы для учета расходов). Такие задания способствуют не только развитию алгоритмического мышления, но и формированию навыков, которые они смогут использовать в дальнейшем, независимо от выбранной профессии.

Одним из эффективных методов формирования функциональной грамотности на уроках информатики является использование проектной деятельности. Проекты позволяют обучающимся применять полученные знания и навыки в реальных ситуациях, развивая тем самым межпредметные связи и навыки самостоятельной работы. Например, создание веб-сайта или мобильного приложения дает возможность не только развить навыки программирования, но и применить их для решения конкретной задачи. В процессе работы над проектом учащиеся учатся планировать свою деятельность, искать информацию, анализировать и обрабатывать данные, что является важными аспектами функциональной грамотности.

Для оценки уровня сформированности функциональной грамотности на уроках информатики важно использовать разнообразные методы. Традиционные тесты и контрольные работы могут быть дополнены заданиями, требующими применения знаний в нестандартных ситуациях. Например, задача на создание программы, которая анализирует данные и делает выводы, требует от обучающихся как знаний по программированию, так и навыков анализа информации. Важно также оценивать не только конечный результат работы, но и процесс выполнения задания: способность ученика находить и исправлять ошибки, его умение применять полученные знания в новой ситуации.

Использование цифровых технологий в образовательном процессе также способствует развитию функциональной грамотности. Например, при изучении темы "Компьютерные сети" обучающиеся могут использовать интернет-ресурсы для поиска информации, а также взаимодействовать друг с другом в онлайн-среде. Это помогает развить навыки работы с информацией и критического мышления, что особенно важно в условиях цифровой экономики. Учитель информатики может проводить практические занятия, где учащиеся будут учиться проверять достоверность информации, анализировать данные и делать выводы на основе полученной информации.

Примером такого задания может быть проект по анализу статистических данных из открытых источников. Учащиеся могут собирать информацию о численности населения разных стран, сравнивать её, анализировать тренды и представлять результаты своей работы в виде диаграмм или графиков. Подобные задания помогают развивать математическую грамотность, навыки анализа данных и визуализации информации.

Важным аспектом формирования функциональной грамотности является развитие навыков работы в команде. Уроки информатики могут способствовать этому, предлагая учащимся задания, которые требуют коллективного обсуждения и принятия решений. Например, при разработке программного проекта учащиеся могут разделять задачи между собой, разрабатывать отдельные модули программы и интегрировать их в общий проект. Это не только помогает им лучше освоить программирование, но и учит работать в команде, что является ключевым навыком в современной профессиональной деятельности.

Оценка функциональной грамотности учащихся также может включать наблюдение за их деятельностью в процессе выполнения проектных заданий. Учитель может следить за тем, как учащиеся используют информацию, как они работают с данными и насколько эффективно они решают поставленные задачи. Важно также давать учащимся возможность оценивать свою работу и работу своих одноклассников, что развивает навыки самооценки и критического анализа.

Таким образом, уроки информатики представляют собой уникальную платформу для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся. Важно, чтобы учитель использовал разнообразные методы и подходы, включая проектную деятельность, практические задания и работу в команде, чтобы развивать у обучающихся навыки, необходимые для успешного решения задач в реальной жизни. Функциональная грамотность не ограничивается узкими предметными знаниями — это способность применять их для решения конкретных жизненных задач, и уроки информатики играют в этом ключевую роль.

 

Список литературы

Алексашина И. Ю., Абдулаева О. А., Киселев Ю. П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2019. 160 с

Блинов Д.М. Развитие функциональной грамотности у обучающихся на уроке информатики при построении компьютерных моделей с помощью табличных процессоров. Информатика в школе. 2022;(4):81-85.

Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 360 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×