Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 10.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование и оценка функциональной грамотности | Егорова Светлана. Работа №336148

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Почему понятие функциональной грамотности стало актуальным для современной школы?

При комплексном подходе к анализу конкурентоспособности образования страны, который невозможно оценить вне контекста международных исследований качества образования, выделяются три типа индикаторов:

— функционирование образовательной системы в целом (например, охват, финансирование, дифференциация);

— характеристики образовательного процесса на уровне образовательных организаций (структура, условия, кадры, содержание, технологии);

 — образовательные результаты, т к являются ключевым индикатором качества образования,

Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде следующих составляющих:

— грамотность в чтении (читательская грамотность)

—грамотность в математике (математическая грамотность)

— грамотность в области естествознания (естественнонаучная грамотность

—финансовая грамотность

— глобальные компетенции.

—креативное мышление

Доклад Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся с учетом требований обновленных ФГОС.
Введение ФООП является обязательным с 1 сентября 2023 года для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.. В 2023-2024 учебном году преподавание учебных предметов науровне основного общего образования осуществляется в соответствии собновлённым федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования в 5-6-х классах, федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в 7-9-х классах и федеральной образовательной программой основного общего образования . На уровне среднего общего образования преподавание предметов осуществляется в соответствии с обновлённым федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования в 10 классах федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования в 11классах и федеральной образовательной программойсреднего общего образования в 10-11 классах.
В обновлённых стандартах сформулированы определённые требования к предметам всей школьной программы каждого уровня. Кроме того, ими предусмотрено личностное развитие школьников, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание. Был сделан упор на конкретизации требований к каждому из предметов школьной программы и чёткое указание, что должны освоить школьники за время обучения. В новых образовательных стандартах особое внимание уделяется функциональной грамотности как приоритетной задаче.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (или это способностьчеловекавступатьвотношениясвнешнейсредойимаксимальнобыстроадаптироватьсяи функционироватьвней.). Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Ресурсы, которые помогут в формировании и оценке функциональной грамотности- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности .
1.Почему понятие функциональной грамотности стало актуальным для современной школы?
При комплексном подходе к анализу конкурентоспособности образования страны, который невозможно оценить вне контекста международных исследований качества образования, выделяются три типа индикаторов:
— функционирование образовательной системы в целом (например, охват, финансирование, дифференциация);
— характеристики образовательного процесса на уровне образовательных организаций (структура, условия, кадры, содержание, технологии);
— образовательные результаты, т к являются ключевым индикатором качества образования,
Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде следующих составляющих:
— грамотность в чтении (читательская грамотность)
—грамотность в математике (математическая грамотность)
— грамотность в области естествознания (естественнонаучная грамотность
—финансовая грамотность
— глобальные компетенции.
—креативное мышление
2.Почему упор сделан на формирование функциональной грамотности?
Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Требования к освоению элементов предметного содержания по прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня делается акцент на умения применять эти знания.
В обновлённых ФГОС ООО (с 1 сентября 2022 г.) закреплено обеспечение возможности формирования функциональной грамотности:
ФГОС ООО в разделе 3 Требования к условиям реализации программы ООО п. 35.2 В целях обеспечения реализации программы ООО в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования
функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
В вопросе формирования функциональной грамотности можно выделить, по крайней мере, два направления.
Первое – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.
Т.е, процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть вшит в учебную программу как обязательная составляющая.
Вторым направлением формирования функциональной грамотности является дополнительное и предпрофессиональное образование для школьников.
Для обеспечения единого подхода педагогов к оценке функциональной грамотности обучающихся под эгидой Министерства просвещения России разработаны электронные банки заданий на платформах https://fg.resh.edu.ru, https://fipi.ru, https://skiv.instrao.ru.
На сегодняшний день зарегистрировались в Российской электронной школе (РЭШ) 100% учителей. Педагоги применяют задания для оценки функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы, обществознания, математики, окружающего мира, ОБЖ, физики, биологии, экономики, английского языка и др. Материалы из электронного банка заданий педагоги включают на разных этапах урока: на этапе мотивации для создания проблемной ситуации, на этапе открытия нового знания, на этапе закрепления, а так же на уроках обобщения и повторения изученного материала в качестве контрольно-измерительных материалов. Используются различные формы обучения - мозговой штурм, дискуссия, интервьюирование, мини-лекции, ролевые и имитационные игры на выдвижение разнообразных идей и решение социальных проблем.
Задания, представленные в банке, нестандартные, творческие, практико-ориентированные, направлены на решение реальных жизненных задач, разработаны для разных возрастных категорий, но с ориентацией на рамки PISA- 2022
В материалах открытого банка по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком заданий, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
При анализе результатов выполнения этих заданий учитель может увидеть сильные и слабые стороны подготовленности учащихся, сделать вывод об эффективности применяемых педтехнологий в целях формирования функциональной грамотности. При обнаружении пробелов в знаниях учеников педагог имеет возможность сделать соответствующие выводы и принять правильное решение по устранению образовательных дефицитов. В этом отношении работа с подобными заданиями и интересна, и полезна для всех участников образовательного процесса.
С позиции развития функциональной грамотности задачный подход к содержанию общего образования имеет особенности. Важно подчеркнуть, что назначение оценочных материалов, разработанных для выявления функциональной грамотности учащихся, не в том, чтобы исследовать, насколько хорошо учителя преподнесли учебный материал согласно соответствующей программе, а чтобы оценить способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Учебные задания могут реально влиять на образовательные достижения учащихся лишь в том случае , если они органично встроены в учебный процесс, действительно работая как один из методических инструментов формирования естественнонаучной грамотности.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучным идеями.
Рассмотрим некоторые особенности формирования естественнонаучной грамотности. Среди компетентностей, определяющих естественнонаучную грамотность, нужно выделить следующие:
- понимание основных особенностей естественнонаучного исследования;
- умение описывать и объяснять естественнонаучные явления, используя имеющиеся знания, умение прогнозировать изменения;
- умение проводить анализ и формулировать выводы на основе имеющихся данных и научных доказательств.
Для формирования данных умений и видов деятельности необходимо использовать общие подходы к разработке учебных заданий по предметам естественнонаучного цикла. Задания должны иметь компетентносто-ориентированный характер.
Также необходимо применять уровневый подход в формировании естественнонаучной грамотности. Учащиеся 5-6-х классов (уровень узнавания, понимания и применения) должны научиться находить и извлекать информацию о естественнонаучных явлениях в разных источниках информации и различном контексте, объяснять и описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний. Учащиеся 7-8-х классов (уровень анализа и синтеза; оценки в рамках предметного содержания) должны уметь распознавать и исследовать местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте. Учащиеся 9-х классов (уровень оценки в рамках метапредметного содержания) научатся интерпретировать, оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания. В рамках личностных результатов учащиеся 5-9 классов научатся объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.
Достаточный уровень сформированности естественнонаучной грамотности выпускника основной школы – важный социально значимый результат образования, который лежит в основе формирования научного мировоззрения личности.
3. В международном исследовании PISA задачи строятся на основе трех категорий жизненных ситуаций.
Во-первых, это задачи, которые имеют прямое отношение к повседневному опыту учащегося, например, приобретение билета на электричку, покупка продуктов в магазине или чтение инструкции по приему лекарства.
Во-вторых, для построения задач используются ситуации, связанные с процессом обучения, или будущие профессиональные ситуации. Эти ситуации могут быть сведены к повседневным бытовым заботам, содержание некоторых задач может быть связано с такими школьными предметами- естествено-научного направления, как биология, химия, география.
Наконец, реальная жизненная ситуация может потребовать от человека работы с публичной информацией из газет, журналов, телепередач и Интернета.
В комплексное задание по формированию и оцениванию функциональной грамотности включают только те задачи, контекст которых полностью соотносится с содержанием ситуации, заявляемой в задании.
Заключение.
В современном быстро меняющемся мире переориентация системы образования на развитие функциональной грамотности выступает не самоцелью, а средством, обеспечивающим человеку возможность адаптации и самореализации.
Развитие функциональной грамотности возможно на основе сформированной академической грамотности. При этом реализации компетентностной модели образования, способствующей развитию различных типов грамотности, в большей степени соответствует задачный подход.
Литература:
Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебнометодическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб. : КАРО, 2019. — 160 с. —
(Петербургский вектор введения ФГОС ООО).
Е. Камзеева (начальник отдела МЦКО): Функциональная грамотность школьников – важный показатель качества образования https://mcko.ru/articles/2264
Результаты всероссийского исследования программы Я Учитель https://yandex.ru/promo/education/articles/kompetencii-uchitelej-issledovanieyandeksa
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×