Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира | Журавлева Оксана Васильевна. Работа №345687
Аннотация: В статье рассматриваются подходы к формированию и развитию функциональной грамотности у младших школьников на уроках окружающего мира. Обсуждается роль функциональной грамотности в современном образовательном процессе, а также конкретные методы и приемы, которые могут помочь учащимся эффективно применять полученные знания в повседневной жизни. Особое внимание уделено необходимости активного взаимодействия с окружающей средой и развитию навыков критического мышления, анализа и самоорганизации.
Ключевые слова: функциональная грамотность, младшие школьники, окружающий мир, критическое мышление, навыки анализа, образовательные технологии.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Журавлева Оксана Васильевна, учитель начальных классов
МОУ «Средняя образовательная школа №26» ,Московская область,
г. Орехово-Зуево
Аннотация: В статье рассматриваются подходы к формированию и развитию функциональной грамотности у младших школьников на уроках окружающего мира. Обсуждается роль функциональной грамотности в современном образовательном процессе, а также конкретные методы и приемы, которые могут помочь учащимся эффективно применять полученные знания в повседневной жизни. Особое внимание уделено необходимости активного взаимодействия с окружающей средой и развитию навыков критического мышления, анализа и самоорганизации.
Ключевые слова: функциональная грамотность, младшие школьники, окружающий мир, критическое мышление, навыки анализа, образовательные технологии.
Функциональная грамотность является ключевым показателем успешного освоения знаний и их практического применения в повседневной жизни. Она включает в себя умение использовать полученные в школе знания для решения реальных жизненных задач, анализировать информацию, принимать обоснованные решения и адаптироваться к быстро меняющимся условиям мира. Особое значение функциональная грамотность приобретает на этапе начального образования, когда у детей формируются базовые навыки и привычки, которые станут основой для дальнейшего обучения.
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе играет важную роль в развитии функциональной грамотности, так как он охватывает широкий спектр знаний о природе, обществе и человеческой деятельности. Этот курс помогает детям понять взаимосвязь между различными явлениями и процессами, а также увидеть, как научные знания могут быть полезны в повседневной жизни. Для эффективного формирования функциональной грамотности на уроках окружающего мира учителю необходимо применять разнообразные методики и приёмы, которые позволяют детям не только усваивать знания, но и учат их применять их на практике.
Одним из важнейших аспектов формирования функциональной грамотности является развитие навыков критического мышления. На уроках окружающего мира учитель может использовать проблемные задания, которые требуют от детей анализа информации, поиска причинно-следственных связей и выработки решений. Например, можно предложить ученикам проанализировать, как изменение климата влияет на окружающую среду, и обсудить возможные меры по защите природы. Такие задания помогают детям научиться оценивать факты, критически воспринимать информацию и делать выводы, что является важным элементом функциональной грамотности.
Также важным методом, способствующим развитию функциональной грамотности, является использование проектной деятельности. Проекты дают детям возможность самостоятельно исследовать темы, которые их интересуют, развивать навыки планирования, исследования и представления результатов. Например, ученики могут создать проект о том, как правильно сортировать отходы, и затем представить его классу, что способствует развитию как исследовательских, так и коммуникативных навыков. Проектная деятельность помогает детям глубже понять тему, научиться применять знания на практике и работать в коллективе, что важно для развития функциональной грамотности.
На уроках окружающего мира учителю важно создавать условия для активного взаимодействия детей с окружающей средой. Экскурсии, наблюдения за природой и эксперименты дают детям возможность самостоятельно делать открытия и видеть, как научные принципы работают в реальной жизни. Например, во время прогулки дети могут собирать листья и изучать их строение, что позволяет не только усваивать теоретические знания, но и применять их в практической деятельности. Такие задания помогают формировать у детей понимание, что знания, полученные в школе, имеют реальное применение и полезны в жизни.
Неотъемлемой частью формирования функциональной грамотности является развитие навыков работы с информацией. В современном мире дети сталкиваются с огромным потоком информации, и важно научить их критически её оценивать и использовать. На уроках окружающего мира учитель может вводить задания, где дети должны найти информацию по определённой теме, проанализировать её и сделать выводы. Например, ученикам можно предложить изучить, как люди в разных странах заботятся об экологии, и обсудить результаты исследования. Это развивает умение работать с источниками информации, фильтровать ненужные данные и делать на основе анализа осознанные выводы.
Для успешного формирования функциональной грамотности у младших школьников необходимо также развивать их коммуникативные навыки. Умение общаться, работать в команде, задавать вопросы и представлять свои идеи важно не только в рамках школьного обучения, но и в повседневной жизни. На уроках окружающего мира можно организовать групповые обсуждения, дебаты или презентации проектов, где каждый ученик будет иметь возможность высказать своё мнение, задать вопросы или предложить решение проблемы. Например, обсуждая тему защиты окружающей среды, дети могут представить свои идеи о том, как можно сократить использование пластика в повседневной жизни, что поможет им научиться аргументировать свои предложения и выслушивать чужие мнения.
Важную роль в развитии функциональной грамотности играет внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках окружающего мира. Цифровые технологии позволяют детям лучше понимать и осваивать материал через интерактивные упражнения, видеоматериалы и виртуальные экскурсии. Например, использование интерактивных карт или моделей позволяет детям наглядно изучать географические явления и процессы, что облегчает их понимание. Кроме того, ИКТ способствует развитию навыков работы с информацией, так как дети учатся искать, анализировать и структурировать данные с использованием современных средств.
Для успешного развития функциональной грамотности важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Дифференцированный подход, при котором учитель подбирает задания в зависимости от уровня подготовки и интересов детей, способствует более глубокому и осознанному усвоению знаний. Например, одним ученикам можно предложить исследовать более сложные темы, требующие глубокого анализа, а другим — выполнить задания, связанные с практическим применением полученных знаний в повседневной жизни. Такой подход позволяет каждому ученику развиваться в своём темпе и достигать успехов в обучении.
Таким образом, формирование и развитие функциональной грамотности у младших школьников на уроках окружающего мира является важной задачей современного начального образования. Учитель должен использовать разнообразные методы и приёмы, которые помогут детям не только усваивать знания, но и применять их на практике. Важно развивать у учеников критическое мышление, умение работать с информацией, навыки самостоятельной работы и взаимодействия с окружающей средой. Современные технологии и проектная деятельность позволяют сделать обучение более интересным и эффективным, а дифференцированный подход помогает учесть потребности каждого ребёнка. Формирование функциональной грамотности — это основа для успешного обучения и адаптации детей в современном мире, где знания должны быть не только теоретическими, но и практически значимыми.
Список литературы
Окружающий мир. Реализация требований ФГОС начального общего образования: методическое пособие для учителя // [Н. Ф. Виноградова, И. С. Артюхова]; под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. – 76 с.
Пичугин С.С., Громова Л.А., Самкова В.А., Красноперова В.Ф. Формирование функциональной грамотности в начальной школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. №3 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 02.10.2024).
Стрельникова Л.Н., Журавлева В.В. Модель формирования функциональной грамотности младших школьников // МНКО. 2021. №2 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 02.10.2024).