Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения | Тютенькова Ирина Юрьевна. Работа №345588
Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования и развития функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения. Описаны основные подходы, такие как анализ текстов, развитие навыков критического мышления, обсуждение прочитанного и использование творческих заданий. Приведены примеры упражнений, направленных на развитие читательских умений и способности применять полученные знания для решения жизненных задач.
Ключевые слова: функциональная грамотность, литературное чтение, младшие школьники, критическое мышление, творческие задания, анализ текста.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тютенькова Ирина Юрьевна, учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 25
Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования и развития функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения. Описаны основные подходы, такие как анализ текстов, развитие навыков критического мышления, обсуждение прочитанного и использование творческих заданий. Приведены примеры упражнений, направленных на развитие читательских умений и способности применять полученные знания для решения жизненных задач.
Ключевые слова: функциональная грамотность, литературное чтение, младшие школьники, критическое мышление, творческие задания, анализ текста.
Формирование функциональной грамотности младших школьников является одной из ключевых задач школьного образования, и уроки литературного чтения играют в этом процессе важную роль. Функциональная грамотность на уроках литературного чтения включает умение понимать и осмысливать тексты, анализировать их содержание, выражать собственное мнение и применять полученные знания в реальной жизни. Развитие этих навыков помогает учащимся не только успешно осваивать школьную программу, но и решать жизненные задачи, требующие чтения и понимания информации.
Анализ текстов является основным методом формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения. Учитель может предложить учащимся различные жанры текстов — сказки, рассказы, басни, стихотворения — для анализа их содержания. Например, после прочтения сказки дети могут обсудить главную мысль, действия героев, их мотивацию и возможные выводы из прочитанного. Это учит школьников анализировать информацию, сопоставлять события и делать выводы на основе текста. Такой подход помогает развивать у учащихся способность критически воспринимать информацию и переносить её на реальные жизненные ситуации.
Развитие критического мышления на уроках литературного чтения возможно через задания, направленные на размышление и обсуждение. Учитель может задавать вопросы, побуждающие школьников к анализу текста и обсуждению прочитанного. Например, после прочтения рассказа можно задать учащимся вопросы: "Почему герой поступил таким образом?", "Что могло бы произойти, если бы он поступил иначе?", "Как вы оцениваете его действия?" Эти вопросы развивают способность детей размышлять над содержанием текста, формулировать собственное мнение и находить аргументы в поддержку своей позиции.
Творческие задания играют важную роль в развитии функциональной грамотности. Они учат школьников применять полученные знания для создания собственных текстов и развивают способность к самостоятельному мышлению. Например, учитель может предложить ученикам написать продолжение рассказа, придумать новую концовку или создать свой собственный рассказ по мотивам прочитанного. Эти задания стимулируют креативное мышление и развивают навыки письменной речи, что является важным элементом функциональной грамотности.
Работа с различными видами текстов также способствует развитию функциональной грамотности. Учитель может использовать не только художественные тексты, но и научно-популярные статьи, инструкции, письма и другие типы текстов, которые школьники могут встретить в реальной жизни. Например, можно предложить учащимся прочитать инструкцию к игре или описания природных явлений, чтобы они научились понимать и применять информацию, содержащуюся в разных видах текстов. Это учит младших школьников адаптироваться к различным форматам информации и использовать полученные знания для решения практических задач.
Обсуждение прочитанного в классе помогает учащимся лучше осмыслить текст и научиться выражать своё мнение. Учитель может организовать коллективное обсуждение, где школьники делятся своими впечатлениями о прочитанном, высказывают свои мысли и идеи. Например, после прочтения сказки или рассказа можно предложить детям обсудить поведение персонажей, сравнить их с реальными жизненными ситуациями и предложить свои выводы. Это помогает развивать навыки общения, способность аргументировать свою точку зрения и критически анализировать информацию.
Инсценировки и ролевые игры могут быть полезными для развития функциональной грамотности на уроках литературного чтения. Учитель может предложить учащимся инсценировать отрывки из произведений или разыграть по ролям действия героев. Это помогает детям лучше понимать текст, развивает способность к воображению и учит выражать свои мысли в диалоге. Например, можно разыграть сцену из сказки, где ученики будут не только воспроизводить реплики персонажей, но и анализировать их поведение, мотивы и поступки.
Проектная деятельность также является эффективным способом формирования функциональной грамотности. Учащиеся могут работать над проектами, связанными с прочитанными произведениями, исследуя темы, связанные с культурой, историей, биографией автора. Например, можно предложить создать презентацию о жизни писателя, подготовить иллюстрации к рассказу или создать книгу с пересказом произведения. Это помогает школьникам развивать навыки работы с информацией, учит их критически оценивать данные и представлять свои результаты другим.
Таким образом, можно отметить, что формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения требует использования разнообразных методов: анализа текстов, развития критического мышления, выполнения творческих заданий и работы с различными видами текстов. Эти подходы помогают школьникам осваивать навыки, необходимые для успешного обучения, и учат их применять полученные знания в жизни, что является важным элементом подготовки к дальнейшему обучению и социальной адаптации.
Список литературы
Бурова, Н. В. Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах / Н. В. Бурова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31 (478). — С. 149-151.
Функциональная грамотность младшего школьника. Реализация внеурочной работы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования: программы, методические рекомендации / Виноградова Н. Ф., Кузнецова М. И.,
Рыдзе
О.А.; под ред. Н. Ф. Виноградовой.
М. :
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 70 с.