Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе | Бакиева Татьяна Викторовна. Работа №354496

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования и развития функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики. Подчеркивается важность интеграции математических навыков с жизненными ситуациями, что способствует развитию аналитического и критического мышления. Автором предложены практические приемы и задания, направленные на развитие функциональной грамотности, а также представлены способы их реализации в учебном процессе. Рассмотрены основные педагогические подходы и методики, способствующие успешному овладению функциональной грамотностью.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математика, начальная школа, критическое мышление, практические задания, интеграция знаний.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Бакиева Татьяна Викторовна, учитель

МОУ «СОШ №65 им. Б.П. Агапитова УИПМЭЦ»

г. Магнитогорск

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования и развития функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики. Подчеркивается важность интеграции математических навыков с жизненными ситуациями, что способствует развитию аналитического и критического мышления. Автором предложены практические приемы и задания, направленные на развитие функциональной грамотности, а также представлены способы их реализации в учебном процессе. Рассмотрены основные педагогические подходы и методики, способствующие успешному овладению функциональной грамотностью.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математика, начальная школа, критическое мышление, практические задания, интеграция знаний.

 

Формирование функциональной грамотности — одна из важнейших задач современного образования. Она включает способность человека применять знания в повседневной жизни, принимать решения и решать реальные задачи. Особое место в развитии функциональной грамотности занимает математика, которая учит анализу, логике и умению находить решения в различных жизненных ситуациях. Для учащихся начальной школы важно с ранних лет формировать эти навыки, чтобы создать прочную базу для дальнейшего обучения и успешной социализации.

Функциональная грамотность — это способность использовать полученные знания и навыки для решения повседневных задач. Она включает:

Чтение и понимание текста (включая математические задачи);

Анализ и интерпретацию данных;

Умение применять знания на практике.

На уроках математики функциональная грамотность проявляется через:

понимание и решение текстовых задач;

У

мение работать с таблицами, графиками, диаграммами;

И

спользование математических знаний для решения бытовых вопросов (например, подсчет стоимости покупок, расчет времени, планирование бюджета).

Методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики:

1. Текстовые задачи с практическим контекстом

Текстовые задачи — один из главных инструментов формирования функциональной грамотности. Однако их эффективность зависит от содержания. Задачи должны быть приближены к реальной жизни. Примеры:

Покупки: «У Оли есть 200 рублей. Она купила мороженое за 70 рублей и сок за 60 рублей. Сколько денег у нее осталось?»

Путешествия: «Семья отправилась в поездку на 3 дня. В первый день они проехали 150 км, во второй — 180 км, а в третий — 120 км. Сколько километров они проехали всего?»

Учитель может предложить детям придумать собственные задачи, связанные с их повседневной жизнью. Это развивает не только функциональную грамотность, но и творческое мышление.

2. Работа с информационными данными

На уроках математики полезно использовать таблицы, графики и диаграммы. Примеры заданий:

 

Анализ графика: «На графике показано, сколько яблок собрали в саду за неделю. В какой день было собрано больше всего яблок? В какой — меньше всего?»

Работа с таблицами: «В таблице приведены результаты учеников класса по контрольной работе. Найдите средний балл, определите, сколько учеников получили оценку “5”.»

Такие задания помогают детям учиться анализировать данные и делать выводы, что крайне важно для их дальнейшей учебы и жизни.

3. Интеграция с другими предметами

Функциональная грамотность требует межпредметного подхода. Например:

На уроках окружающего мира: расчеты, связанные с экологией (сравнение уровня загрязнения, расчет количества ресурсов).

На уроках труда: измерение материалов для изготовления поделок.

4. Проектные и исследовательские задания

Проектные работы способствуют развитию функциональной грамотности, так как требуют применения математических знаний в комплексных задачах. Пример проекта:

Семейный бюджет: учащиеся составляют таблицу доходов и расходов семьи, анализируют данные и предлагают способы экономии.

Организация праздника: дети рассчитывают бюджет мероприятия, определяют, сколько продуктов нужно купить, и планируют расходы.

5. Игровые методы

Игры — мощный инструмент обучения младших школьников. Примеры:

Магазин: дети решают задачи, связанные с покупками и расчетом сдачи.

Путешественники: дети рассчитывают расстояния, время в пути и стоимость билетов.

Рекомендации по организации уроков

 

Создание мотивации: начинать урок с вопросов, которые вызывают интерес у детей («Как посчитать, сколько нам нужно конфет на праздник?»).

Постановка целей урока: объяснять детям, почему важно уметь решать такие задачи.

Интерактивные методы: использовать карточки, интерактивные доски, программы для моделирования задач.

Рефлексия: после урока предлагать детям обсудить, как они могут использовать полученные знания в жизни.

Для оценки уровня функциональной грамотности можно использовать:

тесты, содержащие текстовые задачи с реальным контекстом;

задания на интерпретацию данных;

наблюдение за процессом выполнения проектных работ.

Пример задания для оценки:

Контекст: «Семья планирует поездку в парк. Билет на одного человека стоит 250 рублей. Сколько денег нужно, если в семье 4 человека?»

В заключение можно отметить, что формирование функциональной грамотности на уроках математики — важная задача, которая требует интеграции учебного материала с реальными жизненными ситуациями. Использование текстовых задач, работа с данными, межпредметные связи и проектные задания помогают ученикам овладеть необходимыми навыками для успешной социализации и дальнейшего обучения. Учитель начальных классов играет ключевую роль в создании условий для развития этих компетенций, обеспечивая интерес и практическую направленность уроков.

 

Список литературы

Бунеев

Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Под науч. ред. А.А. Леонтьева. М.: «

Баласс

», 2017

.

122 с.

Ногаева С. З. Функциональная грамотность - основное направление повышения качества образования // Science Time. 2022. №8 (104).

Функциональная грамотность младшего школьника. Реализация внеурочной работы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования: программы, методические рекомендации / Виноградова Н. Ф., Кузнецова М. И.,

Рыдзе

О.А.; под ред. Н. Ф. Виноградовой.

М. :

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 70 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×