Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе | Бакиева Татьяна Викторовна. Работа №354496
Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования и развития функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики. Подчеркивается важность интеграции математических навыков с жизненными ситуациями, что способствует развитию аналитического и критического мышления. Автором предложены практические приемы и задания, направленные на развитие функциональной грамотности, а также представлены способы их реализации в учебном процессе. Рассмотрены основные педагогические подходы и методики, способствующие успешному овладению функциональной грамотностью.
Ключевые слова: функциональная грамотность, математика, начальная школа, критическое мышление, практические задания, интеграция знаний.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакиева Татьяна Викторовна, учитель
МОУ «СОШ №65 им. Б.П. Агапитова УИПМЭЦ»
г. Магнитогорск
Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования и развития функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики. Подчеркивается важность интеграции математических навыков с жизненными ситуациями, что способствует развитию аналитического и критического мышления. Автором предложены практические приемы и задания, направленные на развитие функциональной грамотности, а также представлены способы их реализации в учебном процессе. Рассмотрены основные педагогические подходы и методики, способствующие успешному овладению функциональной грамотностью.
Ключевые слова: функциональная грамотность, математика, начальная школа, критическое мышление, практические задания, интеграция знаний.
Формирование функциональной грамотности — одна из важнейших задач современного образования. Она включает способность человека применять знания в повседневной жизни, принимать решения и решать реальные задачи. Особое место в развитии функциональной грамотности занимает математика, которая учит анализу, логике и умению находить решения в различных жизненных ситуациях. Для учащихся начальной школы важно с ранних лет формировать эти навыки, чтобы создать прочную базу для дальнейшего обучения и успешной социализации.
Функциональная грамотность — это способность использовать полученные знания и навыки для решения повседневных задач. Она включает:
Чтение и понимание текста (включая математические задачи);
Анализ и интерпретацию данных;
Умение применять знания на практике.
На уроках математики функциональная грамотность проявляется через:
понимание и решение текстовых задач;
У
мение работать с таблицами, графиками, диаграммами;
И
спользование математических знаний для решения бытовых вопросов (например, подсчет стоимости покупок, расчет времени, планирование бюджета).
Методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики:
1. Текстовые задачи с практическим контекстом
Текстовые задачи — один из главных инструментов формирования функциональной грамотности. Однако их эффективность зависит от содержания. Задачи должны быть приближены к реальной жизни. Примеры:
Покупки: «У Оли есть 200 рублей. Она купила мороженое за 70 рублей и сок за 60 рублей. Сколько денег у нее осталось?»
Путешествия: «Семья отправилась в поездку на 3 дня. В первый день они проехали 150 км, во второй — 180 км, а в третий — 120 км. Сколько километров они проехали всего?»
Учитель может предложить детям придумать собственные задачи, связанные с их повседневной жизнью. Это развивает не только функциональную грамотность, но и творческое мышление.
2. Работа с информационными данными
На уроках математики полезно использовать таблицы, графики и диаграммы. Примеры заданий:
Анализ графика: «На графике показано, сколько яблок собрали в саду за неделю. В какой день было собрано больше всего яблок? В какой — меньше всего?»
Работа с таблицами: «В таблице приведены результаты учеников класса по контрольной работе. Найдите средний балл, определите, сколько учеников получили оценку “5”.»
Такие задания помогают детям учиться анализировать данные и делать выводы, что крайне важно для их дальнейшей учебы и жизни.
3. Интеграция с другими предметами
Функциональная грамотность требует межпредметного подхода. Например:
На уроках окружающего мира: расчеты, связанные с экологией (сравнение уровня загрязнения, расчет количества ресурсов).
На уроках труда: измерение материалов для изготовления поделок.
4. Проектные и исследовательские задания
Проектные работы способствуют развитию функциональной грамотности, так как требуют применения математических знаний в комплексных задачах. Пример проекта:
Семейный бюджет: учащиеся составляют таблицу доходов и расходов семьи, анализируют данные и предлагают способы экономии.
Организация праздника: дети рассчитывают бюджет мероприятия, определяют, сколько продуктов нужно купить, и планируют расходы.
5. Игровые методы
Игры — мощный инструмент обучения младших школьников. Примеры:
Магазин: дети решают задачи, связанные с покупками и расчетом сдачи.
Путешественники: дети рассчитывают расстояния, время в пути и стоимость билетов.
Рекомендации по организации уроков
Создание мотивации: начинать урок с вопросов, которые вызывают интерес у детей («Как посчитать, сколько нам нужно конфет на праздник?»).
Постановка целей урока: объяснять детям, почему важно уметь решать такие задачи.
Интерактивные методы: использовать карточки, интерактивные доски, программы для моделирования задач.
Рефлексия: после урока предлагать детям обсудить, как они могут использовать полученные знания в жизни.
Для оценки уровня функциональной грамотности можно использовать:
тесты, содержащие текстовые задачи с реальным контекстом;
задания на интерпретацию данных;
наблюдение за процессом выполнения проектных работ.
Пример задания для оценки:
Контекст: «Семья планирует поездку в парк. Билет на одного человека стоит 250 рублей. Сколько денег нужно, если в семье 4 человека?»
В заключение можно отметить, что формирование функциональной грамотности на уроках математики — важная задача, которая требует интеграции учебного материала с реальными жизненными ситуациями. Использование текстовых задач, работа с данными, межпредметные связи и проектные задания помогают ученикам овладеть необходимыми навыками для успешной социализации и дальнейшего обучения. Учитель начальных классов играет ключевую роль в создании условий для развития этих компетенций, обеспечивая интерес и практическую направленность уроков.
Список литературы
Бунеев
Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Под науч. ред. А.А. Леонтьева. М.: «
Баласс
», 2017
.
122 с.
Ногаева С. З. Функциональная грамотность - основное направление повышения качества образования // Science Time. 2022. №8 (104).
Функциональная грамотность младшего школьника. Реализация внеурочной работы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования: программы, методические рекомендации / Виноградова Н. Ф., Кузнецова М. И.,
Рыдзе
О.А.; под ред. Н. Ф. Виноградовой.
М. :
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 70 с.