Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка | Щекочихина Наталья Владимировна. Работа №352385. Номер работы: №352385

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка. Обосновывается значимость данного компонента образования как ключевого фактора успешной социализации и развития личности ребенка. Анализируются педагогические приемы, направленные на развитие языковых, коммуникативных и аналитических способностей младших школьников, способствующих эффективному освоению учебного материала. Подчеркивается важность интеграции различных образовательных подходов, направленных на решение прикладных задач и формирование умения применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Ключевые слова: функциональная грамотность, младшие школьники, русский язык, начальное образование, педагогические технологии, языковая компетенция, социализация.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Щекочихина Наталья Владимировна, учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа 11» г. Новый Уренгой

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка. Обосновывается значимость данного компонента образования как ключевого фактора успешной социализации и развития личности ребенка. Анализируются педагогические приемы, направленные на развитие языковых, коммуникативных и аналитических способностей младших школьников, способствующих эффективному освоению учебного материала. Подчеркивается важность интеграции различных образовательных подходов, направленных на решение прикладных задач и формирование умения применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Ключевые слова: функциональная грамотность, младшие школьники, русский язык, начальное образование, педагогические технологии, языковая компетенция, социализация.

 

Формирование функциональной грамотности младших школьников является одной из приоритетных задач современного начального образования. Это понятие охватывает совокупность знаний, умений и навыков, которые обеспечивают способность ребенка понимать, анализировать и применять информацию из различных источников в реальной жизни. Русский язык как учебный предмет играет центральную роль в этом процессе, поскольку овладение родным языком не только формирует базовую грамотность, но и развивает коммуникативные способности, необходимые для успешного взаимодействия с окружающим миром.

Функциональная грамотность младших школьников включает несколько ключевых компонентов: языковую, коммуникативную, текстовую и культурную компетенции. Эти элементы органично объединяются в процессе обучения русскому языку, способствуя всестороннему развитию ребенка. Одним из основных направлений работы учителя начальных классов является развитие языковой компетенции, которая включает формирование навыков грамотного письма, чтения и построения связных устных и письменных высказываний.

Обучение младших школьников грамматическим правилам, орфографии и пунктуации, анализу текста и правильному оформлению речи становится не только основой их учебной деятельности, но и важным инструментом для развития умения воспринимать информацию из различных источников. Например, при работе с текстами учитель помогает учащимся выявлять главную мысль, анализировать структуру текста и выстраивать логические связи между его частями. Эти навыки способствуют развитию критического мышления и подготовке детей к решению сложных задач, связанных с обработкой информации.

На уроках русского языка также реализуется задача развития коммуникативной грамотности. Способность эффективно выражать свои мысли, правильно использовать языковые средства и строить диалог является неотъемлемой частью функциональной грамотности. Учитель создает условия для развития этих навыков, организуя учебные ситуации, в которых дети учатся работать в паре, участвовать в обсуждениях и представлять результаты своей работы перед классом. Такой подход помогает школьникам овладеть не только лексико-грамматическими нормами языка, но и культурой общения.

Особое внимание в процессе формирования функциональной грамотности уделяется работе с текстами. Анализ художественных, научно-популярных и публицистических текстов позволяет младшим школьникам развивать текстовую грамотность, то есть способность понимать содержание, различать жанры, воспринимать стиль и аргументацию. Учитель направляет учащихся на анализ выразительных средств языка, сопоставление авторской позиции с собственными впечатлениями, развитие навыков рефлексии. Эти умения помогают детям осознавать многообразие языковых форм и использовать их в зависимости от контекста.

Кроме того, важным аспектом является культурная составляющая обучения русскому языку. Через знакомство с произведениями классической и современной литературы, фольклорными текстами, пословицами и поговорками дети осваивают богатство и разнообразие языковых традиций, что способствует формированию у них уважения к культурным ценностям. Это особенно значимо в контексте современного общества, где школа выполняет важную миссию по воспитанию социально ответственных граждан.

Формирование функциональной грамотности младших школьников предполагает использование инновационных педагогических технологий. Учитель применяет элементы проектной деятельности, игровые технологии и ситуационные задачи, которые позволяют детям включаться в активное взаимодействие с учебным материалом. Например, при изучении нового правила орфографии учащиеся могут работать с интерактивными заданиями, которые требуют применения полученных знаний для решения практических задач. Это помогает не только закрепить изученный материал, но и увидеть его значимость для реальной жизни.

Не менее важным условием успешного формирования функциональной грамотности является поддержка индивидуального образовательного маршрута каждого ученика. Учитель начальных классов учитывает особенности развития детей, их индивидуальные интересы и возможности, адаптируя содержание уроков к уровню подготовки учащихся. Индивидуализация образовательного процесса позволяет создать комфортные условия для развития каждого ребенка, помогая ему раскрывать свои способности и успешно овладевать учебным материалом.

Таким образом, формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка представляет собой сложный, но важный процесс, требующий от учителя высокой профессиональной подготовки и творческого подхода. Использование разнообразных педагогических приемов, направленных на развитие языковых, коммуникативных и аналитических умений, способствует успешной социализации учащихся, их подготовке к активному участию в жизни современного общества. Русский язык, являясь основой культурного и языкового развития, обеспечивает младшим школьникам необходимые инструменты для понимания и преобразования окружающего мира.

 

Список литературы

 

1. Бурова Н. В. Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах / Н. В. Бурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31 (478). — С. 149-151.

2. Карамышева Е. В. Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка / Е. В. Карамышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 452-454.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×