Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка | Позычайло Татьяна Алексеевна. Работа №345255. Номер работы: №345255
Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования и развития функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка. Рассматриваются ключевые аспекты, методы и приемы, способствующие развитию навыков, необходимых для успешной социализации детей в современном обществе. Описываются примеры практических заданий, направленных на улучшение читательской, математической и информационной грамотности, а также роль учителя в этом процессе.
Ключевые слова: функциональная грамотность, младшие школьники, русский язык, читательская грамотность, математическая грамотность, информационная грамотность, методы обучения, уроки русского языка.
Позычайло Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов
МБОУ Средняя общеобразовательная школа им. Э.Д. Норполова, г. Курильска
Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования и развития функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка. Рассматриваются ключевые аспекты, методы и приемы, способствующие развитию навыков, необходимых для успешной социализации детей в современном обществе. Описываются примеры практических заданий, направленных на улучшение читательской, математической и информационной грамотности, а также роль учителя в этом процессе.
Ключевые слова: функциональная грамотность, младшие школьники, русский язык, читательская грамотность, математическая грамотность, информационная грамотность, методы обучения, уроки русского языка.
Формирование функциональной грамотности у младших школьников является одной из важнейших задач современной образовательной системы. Функциональная грамотность включает в себя не только умение читать и писать, но и способность применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. На уроках русского языка у детей есть уникальная возможность развивать эти навыки через различные виды деятельности, что, в свою очередь, способствует их успешной адаптации в обществе.
Функциональная грамотность включает в себя три основные компонента: читательскую, математическую и информационную грамотность. Читательская грамотность подразумевает умение понимать и интерпретировать тексты, что имеет первостепенное значение для развития критического мышления. Математическая грамотность включает в себя умение применять математические знания для решения повседневных задач. Информационная грамотность связана с умением находить, оценивать и использовать информацию, что особенно актуально в эпоху цифровых технологий.
На уроках русского языка важно использовать межпредметные связи, чтобы формировать функциональную грамотность более комплексно. Например, чтение текстов, связанных с математическими задачами, может помочь детям увидеть практическое применение языка и математики в жизни. Практическое задание может включать в себя чтение текста, содержащего информацию о различных формах транспорта, с последующим решением задач на тему Сколько времени потребуется, чтобы доехать до школы?. Это задание не только развивает навыки чтения, но и помогает применять математические знания в реальной жизни.
Кроме того, использование информационных технологий на уроках русского языка становится необходимым условием для формирования функциональной грамотности. Работая с текстами в электронном формате, учащиеся учатся выделять главное, анализировать и синтезировать информацию. Например, при изучении темы Сказочные герои можно предложить детям создать презентацию о своем любимом герое, используя разные источники информации. Это поможет не только развить навыки работы с информацией, но и повысить уровень их заинтересованности в предмете.
Важным аспектом является создание атмосферы доверия и поддержки на уроках. Учитель должен быть готов слушать и учитывать мнение каждого ученика, что способствует формированию у детей уверенности в своих силах. При этом важно вовлекать учащихся в диалог, обсуждение и совместное решение задач. Например, на уроке можно провести обсуждение прочитанного текста, задавая наводящие вопросы, которые побуждают детей делиться своими мыслями и мнениями. Это развивает не только навыки общения, но и критическое мышление.
Также важно включать в образовательный процесс игровые элементы, которые делают обучение более увлекательным. Игры на основе чтения, такие как квесты или викторины, могут стать отличным способом проверки понимания прочитанного и закрепления изученного материала. Например, можно организовать квест на тему В мире книг, где учащиеся должны будут выполнить задания, связанные с различными литературными произведениями.
Родительское участие играет значительную роль в формировании функциональной грамотности. Учителя могут организовать родительские собрания, на которых обсуждаются методы работы с детьми дома, а также важность чтения и изучения русского языка в повседневной жизни. Рекомендуется предоставлять родителям материалы, которые они могут использовать для совместного чтения или обсуждения с детьми. Это не только укрепляет связь между школой и домом, но и мотивирует детей к обучению.
Еще одним важным моментом является использование разнообразных методов и приемов обучения, которые помогают каждому ребенку найти свой путь к пониманию материала. Разнообразие форм работы на уроках, таких как групповые задания, индивидуальные проекты и парные работы, дает возможность учащимся развивать свои сильные стороны и преодолевать слабые. Например, работа в парах над созданием рассказа на основе заданных ключевых слов позволяет детям обмениваться идеями и получать обратную связь.
Обратная связь также важна для оценки прогресса учащихся. Регулярное обсуждение результатов работы, как индивидуальной, так и групповой, помогает детям осознавать свои достижения и области, требующие улучшения. При этом важно делать акцент на положительных моментах, что способствует повышению мотивации учащихся.
В заключение, формирование функциональной грамотности у младших школьников на уроках русского языка – это многогранный и многоступенчатый процесс, требующий комплексного подхода. Важно использовать различные методы, обеспечивать активное вовлечение детей в учебный процесс и поддерживать их интерес к обучению. Учитель играет ключевую роль в этом процессе, создавая условия для развития детей как личности и подготовляя их к успешной социализации в современном мире.
Список литературы
Пичугин С.С, Громова Л.А. Модернизация учебных заданий для формирования функциональной грамотности младших школьников: от алгоритма к творчеству // Известия ВГПУ. 2021. №3 (156). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-uchebnyh-zadaniy-dlya-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov-ot-algoritma-k-tvorchestvu
Пичугин С.С., Громова Л.А., Самкова В.А., Красноперова В.Ф. Формирование функциональной грамотности в начальной школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. №3 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-v-nachalnoy-shkole
Яшина Н.Ю. Педагогическое сопровождение формирования функциональной грамотности у младших школьников в процессе изучения русского языка // Нижегородское образование. 2022. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-u-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-izucheniya-russkogo