Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка | Позычайло Татьяна Алексеевна. Работа №345255. Номер работы: №345255

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования и развития функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка. Рассматриваются ключевые аспекты, методы и приемы, способствующие развитию навыков, необходимых для успешной социализации детей в современном обществе. Описываются примеры практических заданий, направленных на улучшение читательской, математической и информационной грамотности, а также роль учителя в этом процессе.

Ключевые слова: функциональная грамотность, младшие школьники, русский язык, читательская грамотность, математическая грамотность, информационная грамотность, методы обучения, уроки русского языка.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Позычайло Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов
МБОУ Средняя общеобразовательная школа им. Э.Д. Норполова, г. Курильска
Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования и развития функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка. Рассматриваются ключевые аспекты, методы и приемы, способствующие развитию навыков, необходимых для успешной социализации детей в современном обществе. Описываются примеры практических заданий, направленных на улучшение читательской, математической и информационной грамотности, а также роль учителя в этом процессе.
Ключевые слова: функциональная грамотность, младшие школьники, русский язык, читательская грамотность, математическая грамотность, информационная грамотность, методы обучения, уроки русского языка.
Формирование функциональной грамотности у младших школьников является одной из важнейших задач современной образовательной системы. Функциональная грамотность включает в себя не только умение читать и писать, но и способность применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. На уроках русского языка у детей есть уникальная возможность развивать эти навыки через различные виды деятельности, что, в свою очередь, способствует их успешной адаптации в обществе.
Функциональная грамотность включает в себя три основные компонента: читательскую, математическую и информационную грамотность. Читательская грамотность подразумевает умение понимать и интерпретировать тексты, что имеет первостепенное значение для развития критического мышления. Математическая грамотность включает в себя умение применять математические знания для решения повседневных задач. Информационная грамотность связана с умением находить, оценивать и использовать информацию, что особенно актуально в эпоху цифровых технологий.
На уроках русского языка важно использовать межпредметные связи, чтобы формировать функциональную грамотность более комплексно. Например, чтение текстов, связанных с математическими задачами, может помочь детям увидеть практическое применение языка и математики в жизни. Практическое задание может включать в себя чтение текста, содержащего информацию о различных формах транспорта, с последующим решением задач на тему Сколько времени потребуется, чтобы доехать до школы?. Это задание не только развивает навыки чтения, но и помогает применять математические знания в реальной жизни.
Кроме того, использование информационных технологий на уроках русского языка становится необходимым условием для формирования функциональной грамотности. Работая с текстами в электронном формате, учащиеся учатся выделять главное, анализировать и синтезировать информацию. Например, при изучении темы Сказочные герои можно предложить детям создать презентацию о своем любимом герое, используя разные источники информации. Это поможет не только развить навыки работы с информацией, но и повысить уровень их заинтересованности в предмете.
Важным аспектом является создание атмосферы доверия и поддержки на уроках. Учитель должен быть готов слушать и учитывать мнение каждого ученика, что способствует формированию у детей уверенности в своих силах. При этом важно вовлекать учащихся в диалог, обсуждение и совместное решение задач. Например, на уроке можно провести обсуждение прочитанного текста, задавая наводящие вопросы, которые побуждают детей делиться своими мыслями и мнениями. Это развивает не только навыки общения, но и критическое мышление.
Также важно включать в образовательный процесс игровые элементы, которые делают обучение более увлекательным. Игры на основе чтения, такие как квесты или викторины, могут стать отличным способом проверки понимания прочитанного и закрепления изученного материала. Например, можно организовать квест на тему В мире книг, где учащиеся должны будут выполнить задания, связанные с различными литературными произведениями.
Родительское участие играет значительную роль в формировании функциональной грамотности. Учителя могут организовать родительские собрания, на которых обсуждаются методы работы с детьми дома, а также важность чтения и изучения русского языка в повседневной жизни. Рекомендуется предоставлять родителям материалы, которые они могут использовать для совместного чтения или обсуждения с детьми. Это не только укрепляет связь между школой и домом, но и мотивирует детей к обучению.
Еще одним важным моментом является использование разнообразных методов и приемов обучения, которые помогают каждому ребенку найти свой путь к пониманию материала. Разнообразие форм работы на уроках, таких как групповые задания, индивидуальные проекты и парные работы, дает возможность учащимся развивать свои сильные стороны и преодолевать слабые. Например, работа в парах над созданием рассказа на основе заданных ключевых слов позволяет детям обмениваться идеями и получать обратную связь.
Обратная связь также важна для оценки прогресса учащихся. Регулярное обсуждение результатов работы, как индивидуальной, так и групповой, помогает детям осознавать свои достижения и области, требующие улучшения. При этом важно делать акцент на положительных моментах, что способствует повышению мотивации учащихся.
В заключение, формирование функциональной грамотности у младших школьников на уроках русского языка – это многогранный и многоступенчатый процесс, требующий комплексного подхода. Важно использовать различные методы, обеспечивать активное вовлечение детей в учебный процесс и поддерживать их интерес к обучению. Учитель играет ключевую роль в этом процессе, создавая условия для развития детей как личности и подготовляя их к успешной социализации в современном мире.
Список литературы
Пичугин С.С, Громова Л.А. Модернизация учебных заданий для формирования функциональной грамотности младших школьников: от алгоритма к творчеству // Известия ВГПУ. 2021. №3 (156). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-uchebnyh-zadaniy-dlya-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov-ot-algoritma-k-tvorchestvu
Пичугин С.С., Громова Л.А., Самкова В.А., Красноперова В.Ф. Формирование функциональной грамотности в начальной школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. №3 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-v-nachalnoy-shkole
Яшина Н.Ю. Педагогическое сопровождение формирования функциональной грамотности у младших школьников в процессе изучения русского языка // Нижегородское образование. 2022. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-u-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-izucheniya-russkogo
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×