Формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся, как необходимое условие повышения эффективности и оптимизации образовательного процесса. | Мезенцева Светлана Валентиновна. Работа №353852
Дети с интеллектуальной недостаточностью в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении. Это объясняется рядом причин, и прежде всего низким уровнем развития речи у этой категории детей. У обучающихся начальной школы речь характеризуется специфическим недоразвитием всех ее компонентов от фонематического до семантического. На данный момент в начальной школе и на индивидуальном обучении есть так называемые «безречевые дети», с которыми учителя индивидуального обучения и начальных классов проводят большую работу по коррекции речи. На начальном этапе пытаются вызвать подражательную речь в форме любых звуковых проявлений, используя игровую деятельность. На занятиях применяют невербальные задания, многократно повторяют один и тот же словесный материал, стараясь установить тесный эмоциональный контакт с ребенком.
Формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся, как необходимое условие повышения эффективности и оптимизации образовательного процесса.
Дети с интеллектуальной недостаточностью в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении. Это объясняется рядом причин, и прежде всего низким уровнем развития речи у этой категории детей. У обучающихся начальной школы речь характеризуется специфическим недоразвитием всех ее компонентов от фонематического до семантического. На данный момент в начальной школе и на индивидуальном обучении есть так называемые «безречевые дети», с которыми учителя индивидуального обучения и начальных классов проводят большую работу по коррекции речи. На начальном этапе пытаются вызвать подражательную речь в форме любых звуковых проявлений, используя игровую деятельность. На занятиях применяют невербальные задания, многократно повторяют один и тот же словесный материал, стараясь установить тесный эмоциональный контакт с ребенком. Создают ситуацию потребности для подражания слову взрослого ( подражают крикам животных, птиц и тп.) Вся работа педагогов по коррекцию речи обучающихся ведется в тесном сотрудничестве с логопедом Святохой О.П.
Большой проблемой в формировании коммуникативной культуры у обучающихся начальной школы является использование в речи нецензурных слов. Дети не понимают, что употреблять эти слова в речи нельзя. Часто заменяют различные слова нецензурными выражениями, и даже не стесняясь, употребляют их на уроках при учителе. Обучающиеся не могут выразить просьбу, благодарность, извинение. Если хотят обратиться к учителю, то зачастую дергают его за одежду, стучать руками по плечу. Не умеют дети общаться и между собой, что явно проявляется на переменах. Они бегают, дерутся, кричат и только единицы выделяются из массы.
Практически у каждого ученика начальной школы и надомника отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы. При конфликтах и спорах у этих детей прослеживается желание обвинить в происходящем окружающих, агрессивность в решении тех или иных ситуаций. Дети неспособны контролировать свои эмоции в конфликтах. Учителя начальных классов и индивидуального обучения стараются убедить родителей в необходимости консультации у врача-психиатра и дальнейшего лечения ребенка, для создания условий успешного общения его со сверстниками и социальной адаптации в обществе.
В большинстве своем обучающиеся нашей школы растут в неблагоприятной социальной среде. Они не могут черпать в общении правильные образцы действий и поступков взрослых. Поэтому большую работу учителя организуют с родителями, вовлекая их в различные мероприятия на темы поведения и общения, проводят родительские собрания, консультации и беседы.
Коммуникативная культура обучающихся начальной школы неразрывно связана с нравственным воспитанием . Успех нравственного воспитания определяется его систематичностью. Основными понятиями и представлениями для формирования нравственности у обучающихся начальной школы и надомного обучения является доброжелательность, справедливость, чувство товарищества, дружбы, коллективизма, личная ответственность за общее дело.
Эти понятия усваиваются детьми постепенно. На начальном этапе формирования коммуникативной культуры учителя начальных классов и индивидуального обучения прежде всего обращают внимание на формирование представлений о доброжелательности и справедливости . Также обращается внимание на воспитание и развитие интереса к школе и учению, развитие у обучающихся исполнительности и прилежания. Дети овладевают первоначальными правилами поведения на уроках и перемене, правилами взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, обращения с учебниками и учебными принадлежностями.
Затем добавляются новые понятия: товарищество и дружба. На дальнейших этапах обучения раздвигаются рамки понимания доброжелательности и справедливости, товарищества и дружбы и кроме того, формируются представления о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Обучающиеся включаются в общественно –полезный труд и выполняют общественные поручения.
Формирование коммуникативной культуры неразрывно связано с воспитанием у детей таких качеств как любовь к окружающему, уважение к педагогам и родителям. Этой цели служат этические беседы и рассказы учителей, проведение школьных мероприятий, встречи с представителями разных поколений, коллективное изготовление поделок и подарков для мам. Следует отметить, что и дети-надомники активно посещают и участвуют в школьных мероприятиях. А с обучающимся на дому Васильевым Никитой учителем Карелиной Е.О. организованы занятия в группе , совместно с детьми начальной школы. Где они изготавливают различные поделки, организуют игры и минипраздники, что способствует полноценному общению детей.
Формированию навыков коммуникативной культуры способствует чтение произведений по теме «Что такое хорошо и что такое плохо». Формирование навыков коммуникативной культуры всегда связано с воздействием не только на разум , но и на чувства детей. Поэтому в начальной школе большая роль отводится развитию нравственных чувств: сопереживания с героями литературных произведений радости, горя, эмоционального восприятия произведений музыки, изобразительного искусства, эмоциональность рассказа учителя, беседы, яркость фактов, к которым при этом обращается учитель.
Для умственно отсталого ребенка чрезвычайно важен не только сам процесс участия в общении, но и прежде всего понимание ситуации, при которой этот процесс происходит. Без направленного создания ситуаций общения добиться результатов в коммуникативных умениях у детей с интеллектуальным развитием невозможно. Обучать технологиям общения и формировать коммуникативные умения у детей на дому и в начальной школе помогает предмет »Устная речь». Ребята рассматривают различные темы «Я в транспорте», «Я в библиотеке» и другие, изучают вежливые слова и применяют их в зависимости от учебной ситуации.
Формирование коммуникативной культуры позволяет учащимся усваивать определенные модели общения, и погружаясь эмоционально-благоприятную атмосферу укора, приобретать наряду с соответствующими речевыми навыками опыт тактичного и доброжелательного поведения.