Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование и развитие певческого голоса у детей дошкольного возраста в современных условиях. | Гришаева Марина Сергеевна. Работа №242453

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Гришаева Марина Сергеевна
Развитие и охрана детского певческого голоса остаётся насущной проблемой в современном мире. 

Формирование и развитие певческого голоса у детей дошкольного возраста в современных условиях.

 

С 01.01.2014 в законную силу вступил ФГОС ДО внёсший изменения в музыкальное развитие дошкольников и профессиональную деятельность музыкального руководителя. На ряду с реализацией задач музыкального воспитания по ФГОС ДО, музыкальные руководители и педагоги ДОУ несут ответственность за охрану, сохранность и укрепление физического и психического здоровья детей.

В настоящее время дети растут и развиваются в условиях информационного общества, в современном мире, который находится в постоянном изменении: под воздействием информационно – коммуникативных технологий развиваются новые культурные ценности. На музыкальных занятиях дети больше поют под фонограмму и реже под живое инструментальное сопровождение. Репертуар современных детских песен так же претерпел изменения. Музыкальные руководители чаще используют песни эстрадного, динамического характера. И здесь, особо важное место имеет грамотное педагогическое обучение. Сохранность детского голоса, бережное отношение к нему взрослого (педагога) и самого ребёнка – это то, о чём всегда должен помнить каждый музыкальный руководитель ДОУ.

Голосовой аппарат ребёнка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Гортань с голосовыми связками в два — два с половиной раза меньше гортани взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и придаточные полости носа) и нижний грудной (полости трахей и бронхов). У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос несильный, но звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. При форсировании звука во время пения у детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание. Детские лёгкие малы по своей ёмкости - отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую лёгкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Понятие высоты и громкости звука неоднозначны. Звук кажется нам тем громче, чем он выше и больше содержит в своём спектре высоких призвуков. Если требовать, чтобы ребёнок пел громче, он вытягивает шею, причём гортань под напором воздуха поднимается, кровеносные сосуды на шее переполняются кровью, а сосуды, расположенные в голосовых связках от перенапряжения, могут даже лопнуть. Кровоизлияние в толщу голосовых связок влечёт за собой неровности краёв связок и длительную хрипоту. Громкий разговор, громкое пение, крик не только портят голосовые связки, но и понижают слух. Для освобождения мышц шеи можно рекомендовать перед пением упражнения с плавными движениями рук, наклоны головы вперёд, назад и в стороны, упражнения с пропеванием гласных «у», «о», но не «и», которая сужает гортань.

Для пения дошкольников, голос которых находится в чисто детской стадии развития, характерно «голосовое» фальцетное звучание, лишённое какой - либо насыщенности. Педагогу важно знать, что происходит с голосовым аппаратом ребёнка при естественном звучании голоса (фальцете) и при напряжённом (грудном), чтобы не делать ошибок в работе. Установка высокого звука происходит при участии обеих групп мышц. При грудном регистре в большей степени имеет место сокращение вокальных мышц, голосовые связки колеблются всей массой, вибрируют. Получается полное примыкание голосовых связок друг к другу. У дошкольников при этом задерживается дыхание, получается застой крови, шейные вены набухают, нарушается питание мозга. Такое звучание им не по силам и может быть доступно только в старшем школьном возрасте. При фальцете — головном регистре, свойственном малышам, наблюдается неполное замыкание голосовой щели и вибрирование краёв голосовых связок. Таким образом, перенапряжение голосовых связок не получается, и детский голос оберегается от срыва. Сила звука также вызывает большую амплитуду колебаний голосовых связок, и, следовательно, вовлекает в работу большее количество вокальных мышц. У детей это ведёт к изменению активности в работе голосовых связок, возникает крикливость, что вредно для развития детского голоса. Поэтому, первоочередной задачей педагогов является охрана голоса ребёнка, его слуха и создание спокойной обстановки при обучении. Важно, чтобы и в быту ребёнок говорил спокойно, без крика, пел естественным голосом.

Диапазон голоса у дошкольников очень небольшой. При правильной постановке пения дети трёх лет к концу года могут петь чисто, свободно, звонко, примерно

в пределах ми - си первой октавы; дети четырёх лет - в пределах ре-си первой октавы; пяти лет- ре-до первой октавы; шести лет - в пределах ре первой - ре второй октавы. Наиболее лёгкие, естественные, ненапряжённые звуки так называемые «примарные», обнаруживаются у детей при тихом пении в среднем регистре (фа-си первой октавы). Звук до первой октавы при пении звучит напряжённо, поэтому его не желательно давать дошкольникам.

Пение детьми в низком звучании (до, ре первой октавы) вредит детскому голосу. Основные звуки, на которых построены мелодии большинства песен для детей дошкольного возраста, соответствует диапазону их голоса. Тесситура, то есть распределение звуков по высоте, может быть удобной и неудобной для детей данной возрастной группы при одном и том же диапазоне. В некоторых песнях есть звуки, не соответствующие диапазону детского голоса, но они являются проходящими и на них не делается упора.

Очень часто мы встречаемся с тем, что дети начинают петь взрослые песни. Это вызывает умиление родителей. Когда ребёнок взрослеет, его исполнение становится менее приятным для слушания. Ребёнок не может проникнуть в смысл и содержание песни, которую поют взрослые, поэтому вместо выразительного исполнения наблюдается кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не только портиться художественный вкус ребёнка, но и наносится вред голосовому аппарату, вследствие чего возникают различные заболевания. Необходимо переключать внимание детей на репертуар песен, более подходящих им как по сложности исполнения, так и по содержанию.

Рекомендации при обучении пению детей дошкольного возраста:

- удерживать детей от громкого, длительного пения; негромкое пение - одно из важнейших условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а, следовательно, их нормальное развитие;

- при выборе репертуара следует обращать внимание на звуковой диапазон
песен, который должен соответствовать диапазону голоса детей данной
возрастной группы; исполнение детьми трудных песен - недопустимо;

- следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не
визжали, что отрицательно влияет на состояние их голоса;

добиваться естественного, нормального тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке);

не предлагать много песен для исполнения на занятиях (не более двух-трёх), на праздниках не более четырёх - пяти, а в младших группах - три;

- не петь на улице при температуре воздуха ниже + 18 С и влажности выше 40-60%;

- если планируется исполнение песни под фонограмму, необходимо разучивание её под инструментальное сопровождение.

Только при правильном развитии и бережного отношения к певческому голосу ребёнка, у него воспитывается любовь к музыке, формируется музыкальный вкус и

его эстетическое отношение к окружающему миру.

Составила М.С.Гришаева

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×