Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Формирование и воспитание вокально-певческих навыков у детей младшего школьного возраста (7-10 лет)» | Мой кабинет. Работа №345094

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Формирование вокально-певческих навыков у детей младшего школьного возраста – это ключевой этап, определяющий развитие музыкальной культуры и артистического потенциала ребенка. Важным аспектом обучения в данном возрасте является создание условий для формирования правильного голосообразования, слухового восприятия, ритмики и интонации. Методическая работа в этой области требует индивидуального подхода, основанного на физиологических особенностях младшего школьника.

    Цель: Развитие и воспитание вокально-певческих навыков у детей 7-10 лет через использование методик, ориентированных на особенности возрастной психологии и физиологии.

Методическая работа преподавателя Унщиковой Н.Н.

МБУДО ДШИ №16 г. Новосибирск

 

Тема: «Формирование и воспитание вокально-певческих навыков у детей младшего школьного возраста (7-10 лет)»

Формирование вокально-певческих навыков у детей младшего школьного возраста – это ключевой этап, определяющий развитие музыкальной культуры и артистического потенциала ребенка. Важным аспектом обучения в данном возрасте является создание условий для формирования правильного голосообразования, слухового восприятия, ритмики и интонации. Методическая работа в этой области требует индивидуального подхода, основанного на физиологических особенностях младшего школьника.

Цель: Развитие и воспитание вокально-певческих навыков у детей 7-10 лет через использование методик, ориентированных на особенности возрастной психологии и физиологии.

Задачи:

Формирование основ правильного вокального дыхания.

Развитие слухового контроля и интонационной точности.

Развитие ритмического чувства и музыкального восприятия.

Обучение элементам артикуляционной техники и дикции.

Поддержка интереса к вокалу через использование игровых методов и репертуара, соответствующего возрастным особенностям.

Возрастные особенности детей 7-10 лет

Дети младшего школьного возраста обладают рядом специфических особенностей, которые необходимо учитывать при обучении вокалу. В этот период происходит активное развитие голосового аппарата, однако голосовые связки еще не полностью сформированы, что требует аккуратной работы с детским голосом, исключающей его перенапряжение. Важно учитывать высокий уровень эмоциональной восприимчивости детей, их склонность к подражанию, а также способность к быстрому обучению через игру.

 

Основные направления работы:

Развитие вокального дыхания.

Важной основой правильного звукообразования является дыхание. Вокальное дыхание — это процесс расхода воздуха во время пения. В отличие от обычного, вокальное дыхание требует соблюдения гармонии между внешней, мышечной и голосовой жизнью. Для вокалистов важно не только управлять сдерживающим фактором, но и контролировать воздух, так как именно он определяет качество звука. У младших школьников дыхательная система еще не до конца сформирована. Их дыхание поверхностное, и они, как правило, используют только верхнюю часть легких. Основная задача педагога — научить детей дыханию «диафрагмой», или как его еще называют «глубоким дыханием». Такой тип дыхания позволяет использовать весь объем воздуха и контролировать силу голоса.

Обучение детей младшего школьного возраста правильному дыханию следует начинать с простых дыхательных упражнений. Например, упражнение «Свеча», где ребенок учится медленно выдыхать, как будто пытается задуть свечу, помогает развить диафрагмальное дыхание. Можно попросить ребенка вообразить, что он надувает воздушный шарик, а затем медленно его выпускает. Это упражнение способствует укреплению дыхательной мускулатуры и контролю выдоха.

Слуховое восприятие и интонация.

Развитие слухового восприятия и интонации у детей младшего школьного возраста (7-10 лет) является одним из ключевых аспектов вокального воспитания. В этот период у ребенка закладываются основы музыкального слуха и чувства интонации, что в дальнейшем способствует его успешному обучению пению и гармоничному развитию вокальных навыков. Обучение начинается с простых упражнений на распознавание и повторение различных звуков и мелодий. Задания на угадывание высоты тона, различение тембров инструментов или певческих голосов способствуют развитию внутреннего слуха и пониманию музыкального материала. К 10 годам юный вокалист уже должен уметь точно воспроизводить мелодические линии, избегая фальши и неточностей. Упражнения на пение мажорных и минорных гамм, простых мелодий с четкими интервалами помогают развивать точность интонирования и укрепляют вокальный аппарат. Регулярное сольфеджирование с использованием вокализов и других упражнений способствует формированию правильного интонационного мышления. Постепенно увеличивая сложность, педагог помогает ребенку научиться точно воспроизводить интонации различных музыкальных произведений. Важно своевременно обращать внимание на интонационные ошибки, используя игровые и познавательные формы для их исправления, чтобы процесс обучения был интересным и мотивирующим.

 

Развитие ритмического чувства.

Ритм — основа любой музыки. Работа над ритмическими упражнениями помогает детям лучше воспринимать структуру произведений, правильно воспроизводить их в вокальной форме. Для этого могут использоваться ритмические упражнения с хлопками, топаньем или использованием простых музыкальных инструментов, таких как бубен или маракасы. Примером может послужить упражнение «Отгадай ритм», где педагог хлопает определенный ритмический рисунок, а дети должны его повторить. Эта игра помогает укрепить чувство темпа и ритма. При работе с учащимися 9-10 лет можно использовать ритмические партитуры и ритмическую импровизацию к музыкальному произведению. Использование сольмизации и слоговой ритмической системы на занятиях при изучении вокальных произведений приводит к хорошему результату.

Артикуляционная техника и дикция.

Работая над дикцией, преподаватель обычно старается научить, как можно чётче и яснее произносить согласные. Ясность согласных помогает, понять текст песни. Формирование гласных и произношение их так же необходимо. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и легкое произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а так же слов и фраз в целом. Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца (рот, губы, язык, мягкое и твёрдое нёбо). Поэтому при работе над дикцией необходимо тренировать артикуляционный аппарат.

Добиваться активной естественности и четкого произношения звуков можно через снятие различных зажатий и стимуляции работы различных мышц и органов. В этой работе помогут простейшие упражнения, которые активно используются на занятиях с юными вокалистами. Примером могут быть игры «Эхо», «Путешествие язычка», скороговорки.

Характер певческой дикции зависит от характера музыкального произведения. В спокойных произведениях важно мягко пропевать текст, в произведениях маршевого характера - произносить нарочито четко. В быстрых произведениях слова произносятся легко, активно и близко, в торжественных произведениях слова должны быть подчеркнуто весомыми

Репертуар для младших школьников.

Подбор репертуара для детей младшего школьного возраста играет ключевую роль в развитии их вокальных навыков и формировании музыкального вкуса. Репертуар нужно подбирать тщательно в соответствие с возрастными особенностями детей. Песни должны быть мелодичными и доступными для восприятия. Они не должны содержать сложных гармонических или ритмических структур, так как младший школьный возраст характеризуется начальной стадией музыкального развития
Важно, чтобы диапазон песен соответствовал вокальным возможностям детей. Не рекомендуется выбирать произведения с экстремально высокими или низкими нотами, так как голосовые связки детей младшего школьного возраста еще не полностью сформированы. Эмоциональная доступность, содержание и тематика песен должна быть близка и понятна детям. Это могут быть песни о природе, животных, дружбе, праздниках. Содержание таких произведений обычно вызывает положительные эмоции, стимулируя интерес к вокальному исполнению. В репертуаре желательно должны быть песни, содержащие игровые элементы, такие как ритмическое сопровождение или движения. Они помогут детям лучше усваивать музыкальный материал. Совмещение пения с физической активностью делает процесс обучения более увлекательным и способствует лучшему запоминанию. В программе должны быть песни различных жанров: народные песни, детские песни современных композиторов, классические произведения. Это расширяет музыкальный кругозор ребенка и помогает формировать целостное музыкальное восприятие.

Использование игровых методов.

Игровые методы занимают особое место в обучении детей младшего школьного возраста. Игры помогают сделать уроки увлекательными и поддерживать интерес к занятиям. Например, игры на повторение мелодий, угадывание ритмов или создание мини-спектаклей с музыкальным сопровождением могут стать важными инструментами для вовлечения детей в процесс обучения. Примером может служить игра «Звуковая радуга» – дети представляют, что они поют каждый звук разным цветом радуги. Это упражнение помогает развивать интонацию и эмоциональную выразительность пения.

При использовании игровых методов, происходит самовыражение вокальной личности, способствующих развитию творческих способностей, таких как: импровизация в пении, эмоциональная интерпретация, творческая работа с текстом. Основная цель на этом этапе – позволить детям активно участвовать в процессе интерпретации музыкальных произведений, давая им возможность проявить индивидуальность через пение.

Закреплению и развитию вокальных навыков и умений служат публичные выступления учащихся. Проведение мини-концертов или музыкальных спектаклей в классе дает возможность детям почувствовать себя полноценными артистами и продемонстрировать свои достижения. Регулярные выступления перед аудиторией помогают детям преодолеть страх сцены и привыкнуть к публичным выступлениям. Важно на данном этапе поддерживать каждого ребенка. Желательно создавать такую атмосферу, которая снизит страх перед ошибками и будет побуждать к активному участию в процессе обучения.

 

Для оценки эффективности работы по формированию вокально-певческих навыков у детей младшего школьного возраста важно использовать систематический контроль и анализ достижений каждого ребенка. Работа с детьми младшего школьного возраста требует от педагога особой внимательности и терпения. Правильное формирование вокально-певческих навыков в этот период является залогом успешного музыкального развития ребенка в будущем. Использование игровых методов, индивидуальный подход и подбор репертуара, соответствующего возрастным особенностям, помогут сделать процесс обучения интересным и результативным.

 

 

Список использованной литературы:

 

Дубровская Н.И. «Игра как метод обучения музыке» Издательство: Вентана-Граф, 2008

Кузнецова Л.П. "Музыкальные игры и упражнения для детей» Издательство: Просвещение, 2010

ПавловаО.Ю.
«Музыкальная педагогика: от теории к практике» Издательство: Академия, 2014

Петренко Н.Е. «Основы музыкальной педагогики для детей» Издательство: Академия, 2016

Смирнова Т.В. «Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста» Издательство: Учпедгиз, 2012

Тарнопольский Я.Е. «Методика музыкального воспитания» Издательство: Просвещение, 1998

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×