Формирование ИКТ-компетентности школьников | Татьяна Михайловна Нестерова. Работа №338580
В статье описаны инструменты, способствующие формированию у школьника ИКТ-компетентности и способности к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.
Формированию у школьника ИКТ-компетентности и способности к саморазвитию, т.е. универсальных учебных действий способствует портфолио. Основное предназначение его – демонстрация достижения ученика в различной деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у школьников контрольно-оценочная самостоятельность. Портфолио помогает проследить рост личностного успеха, развитие творческого мышления, дает возможность высказаться и заявить о себе, формирует универсальные учебные действия и является важным элементом деятельностного подхода к обучению.
Нестерова Татьяна Михайловна,
учитель информатики МБОУ Устьинская СОШ им. А.Ю. Барабанщикова
«Формирование ИКТ-компетентности
как средство развития универсальных учебных действий»
Формированию у школьника ИКТ-компетентности и способности к саморазвитию, т.е. универсальных учебных действий способствует портфолио. Основное предназначение его – демонстрация достижения ученика в различной деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у школьников контрольно-оценочная самостоятельность. Портфолио помогает проследить рост личностного успеха, развитие творческого мышления, дает возможность высказаться и заявить о себе, формирует универсальные учебные действия и является важным элементом деятельностного подхода к обучению.
У ребенка при заполнении портфолио формируются различные группы УУД. Среди которых: личностные УУД – ребенок оценивает себя, выбирает из общего количества достижений, самые яркие, коммуникативные УУД – ребенок ставит перед собой цель рассказать о себе. Собирая данную информацию и систематизируя ее, он сотрудничает и взаимодействует с разными людьми (родителями, учениками, учителями) развивает свои коммуникативные навыки. Совершенствует умение самостоятельно добывать и систематизировать нужную информацию. Регулятивные УУД – включают в себя постановку цели сбора портфолио, планирование разделов и необходимых материалов для их заполнения. Ребенок прогнозирует результат, который он получит, придя к цели. А также сам выбирает метод контроля и коррекции заполнения своего портфолио. В конце учебного года ученикам предлагается защитить свои портфолио. На защите ученик должен объяснить своим одноклассникам, почему он заполнил свое портфолио именно этим материалом, чем он для него так важен. А учащиеся класса поделятся мнениями о том, что они узнали нового о своем однокласснике, какие на их взгляд способности и таланты есть у него.
Со временем получается объемный, красочный и интересный альбом, в котором отражены учебная и творческая деятельность ребенка, его цели, отношение к окружающим, фантазии, вкусы. Портфолио способствует повышению самооценки ученика, позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны, раскрывает индивидуальные возможности и творческий потенциал.
Формированию ИКТ-компетентности способствует метод учебного проекта. Это один из личностно ориентированных способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые формы организации процесса, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Метод учебных проектов подразумевает:
- поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, изучение, анализ и обобщение собранного материала;
- выработку гипотезы собственного исследования, получение и анализ экспериментальных данных, выдвижение идей и их теоретическое обоснование.
И именно проектные и исследовательские методы в первую очередь связаны с реализацией деятельностного содержания образования, когда предметом освоения становится не просто «базовый объем знаний», а способы и средства деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования.
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Умения:
- объяснять, сравнивать, анализировать;
- выделять существенные признаки;
- наблюдать, описывать, классифицировать;
- проводить эксперимент, выдвигать гипотезы;
- делать выводы и умозаключения;
- приводить доказательства, оценивать и аргументировать свою точку зрения.
ПРИМЕР: Формирование УУД – работа с текстом.
Отсутствие необходимого обучения работе с текстом приводит к тому, что многие учащиеся и после окончания школы усваивают лишь поверхностный смысл текста, не пытаясь вникнуть в его содержание и контекст.
Умения:
- построить логическую связь между элементами текста, выделить основную мысль абзаца;
- выделить основные мысли, построить план и др.
Проектные и исследовательские методы помогают решить эту проблему, т.к. любая работа требует большой подготовки, чтение дополнительной литературы, работа с интернет источниками.
Работа с таблицей.
Таким образом можно говорить об эффективности использования проектных и исследовательских методов с целью развития ИКТ- компетентности учащихся и повышения их познавательного интереса.
Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Самым важным и на первых порах самым трудным является постановка цели работы. Учебные проекты учащимися обязательно готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Помощь взрослого необходима, главным образом, на этапе осмысления проблемы и постановки цели: необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект.
Работа над долгосрочными исследовательскими предметами ведется 6 - 10 месяцев и чаще имеет метапредметный характер. Их презентация и защита проводится на конференции учащихся.
Установлено, что у учащихся, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация учения в целом выражена выше. Кроме того, с помощью проектной деятельности можно добиться формирования умения добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники, в т.ч. людей, как источник информации. А это ничто иное как составляющая ИКТ- компетентности учащихся.
Развитие ИКТ – компетентности учащихся происходит и через участие в конкурсах, которые позволяют достичь сразу нескольких важных образовательных целей:
повышается познавательная мотивация участников, причём, что особенно важно, даже у детей с недостаточно сформированным интересом к учению;
увеличиваются умственные возможности поисково-творческой деятельности;
стимулируется личностный рост школьников, удовлетворяется потребность в самовыражении;
участие в конкурсах позволяет испытать свою конкурентоспособность и оценить свой уровень знаний;
конкурсы-олимпиады по различным предметам составлены специально для того, чтобы каждый школьник мог оказаться в ситуации успеха, ощутить вкус интеллектуальной победы, радость познания. Это способствует успешному личностному росту и эмоциональному благополучию детей.