Формирование информационной компетентности студентов колледжа в условиях ДО | Карпова Надежда Дмитриевна . Работа №326592
Краткая характеристика работы.
Аннотация. В магистерской диссертации рассмотрены уровни сформированности информационной компетентности студентов СПО, представлена модель формирования информационной компетентности студентов, включающая целевой и теоретический компоненты, которые определяют требования к организации рассматриваемого процесса; организационно-технологический компонент, обусловливающий содержание процесса формирования информационно-компьютерной компетентности студентов, и результативный компонент, детерминирующим предполагаемый результат . Реализация модели способствует повышению эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации и достижению необходимого уровня профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники.
Актуальность нашего исследования обусловлена:
- современными тенденциями непрерывного образования, ориентированного на развитие дистанционного обучения;
- повышением требований общества и работодателей к качеству профессионального образования, получаемого студентами дистанционно;
- недостаточной эффективностью существующих моделей организации дистанционного обучения студентов в колледже.
Изучение научно-теоретических публикаций и педагогической практики, условий и факторов внедрения дистанционного обучения показало, что сложились явные противоречия между:
- потребностью общества и производства в расширении способов и возможностей получения непрерывного качественного образования дистанционно и ограниченным внедрением дистанционного обучения в практику среднего профессионального образования;
- используемыми в профессиональном образовании моделями дистанционного обучения и их частичном несоответствии новым компетентностно - ориентированным целям и особенностям образовательной деятельности колледжей, имеющей выраженную практическую направленность;
- потребностью студентов, обучающихся на основе применения дистанционных технологий, в овладении информационной компетентностью и неопределенностью механизмов формирования информационной компетентности студентов - будущих специалистов в условиях ДО в образовательных учреждениях системы СПО;
- потребностью педагогической практики в методическом обеспечении процесса формирования информационной компетентности студентов, обучающихся на основе применения дистанционных технологий, и неразработанностью организационно- педагогических условий, направленных на подготовку студентов.
Эти противоречия легли в основу постановки научной проблемы исследования, которая состоит в поиске ответа на вопрос каковы организационно-педагогические условия и средства процесса формирования информационной компетентности студентов колледжа, в условиях дистанционного обучения?
Сущность проблемы определила тему исследования: «Формирование информационной компетентности студентов колледжа в условиях дистанционного обучения».
Цель исследования – разработать и экспериментально проверить теоретическую модель формирования информационной компетентности студентов колледжа в условиях дистанционного обучения, обеспечивающую высокое качество подготовки компетентностных специалистов среднего звена.
Объектом исследования является процесс дистанционной профессиональной подготовки студентов в колледже.
Предмет исследования – формирование информационной компетентности студентов колледжа в условиях дистанционного обучения.
В рамках исследуемой проблемы в качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что: процесс формирования информационной компетентности студентов, обучающихся на основе применения дистанционных технологий, будет эффективным, если:
- разработана модель формирования информационной компетентности студентов, обучающихся в условиях ДО;
- обеспечена организация информационно-образовательной среды путем насыщения информационными ресурсами;
- осуществляется диагностика образовательных потребностей и уровня знаний студентов;
- в учебной деятельности студентов используются дистанционные технологии;
- самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов происходит на основе широкого использования ИКТ.
В соответствии с поставленной целью, выделенным объектом и предметом исследования и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
- 1.Проанализировать и обосновать концептуальные положения и принципы формирования информационной компетентности студентов колледжа в условиях дистанционного обучения.
- 2.Разработать структурно-содержательную модель формирования информационной компетентности студентов, обучающихся в условиях ДО.
- 3.Определить показатели формирования информационной компетентности студентов, обучающихся на основе применения дистанционных технологий.
- 4.Выявить организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности студентов, обучающихся на основе применения дистанционных технологий, и опытным путем проверить эффективность их реализации.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретический; эмпирический и методы анализа результатов.
Теоретические методы: изучение и систематизация психолого-педагогической литературы, анализ требований Государственного стандарта среднего профессионального образования, учебно-методической документации, педагогическое моделирование и пр.
Эмпирические методы: пролонгированное наблюдение, анкетирование, экспертная оценка и самооценка, тестирование, беседа и др. Констатирующий и формирующий педагогический эксперимент.
Математические и статистические методы обработки информации (процентное распределение, ранжирование, построение диаграмм и др.).
Результатом педагогического процесса становится информационно-компетентная личность, способная максимально использовать информационные технологии в самообразовании и саморазвитии.
Одним из вопросов, возникших перед образовательной системой в связи с развитием информационного общества, информатизацией образования и внедрением дистанционного обучения является вопрос формирования информационной культуры, информационной грамотности, информационного образа жизни, информационной компетентности.
Информационная культура – это качественная характеристика личности, предполагающая высокий уровень развития умений получения и обработки информации.
Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий (так называемый функциональный уровень информационной культуры).
Информационная грамотность студентов является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств студентов, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений. Информационная культура и информационная компетентность в современных информационных условиях является неотъемлемой частью общей культуры человека.
Информационная компетентность личности предполагает активную информационную деятельность (деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации), потребность самостоятельного поиска, переработки информации, сформированные навыки отбора, творческого переосмысления необходимой информации, что позволит эффективно осуществлять свою учебную и профессиональную деятельность.
Структура информационной компетентности:
1)когнитивная готовность: знания в области ИКТ; знания о методах работы с информацией в информационно-образовательной среде.
2)мотивационно-ценностная готовность: интерес к работе с информацией; потребность в использовании ИКТ; готовность к использованию информационных ресурсов средствами ИКТ; осознание ценности информации.
3)технологическая готовность: умение пользоваться средствами ИКТ; владение методами получения, хранения, обработки и передачи информации.
Таким образом, термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий».
Таким образом, информационная компетентность предполагает, в частности, знания как в области ИКТ, так и в области их эффективного применения в процессе дистанционного обучения (ДО), ориентированном на использование информационного ресурса .
С целью обеспечения высокого качества подготовки компетентностных специалистов среднего звена в экспериментальной части нашего исследования, выполненного в рамках, была разработана модель (структурно-содержательного типа) формирования информационной компетентности студентов колледжа в условиях дистанционного обучения и экспериментально доказана ее эффективность.
Магистр педагогики, преподаватель специальных дисциплин
Карпова Надежда дмитриевна
Общий объем магистерской диссертации, включая введение, основную часть и заключение составляет – 98 страниц машинописного текста без учета списка использованной литературы источников и приложений.
Количество таблиц – 5, приложений – два, использованных источников - 83.
Ключевые слова: информационная культура, информационная грамотность, информационная компетентность, уровни сформированности информационной компетентности, структурно-содержательная модель формирования информационной компетентности студентов.
Краткая характеристика работы.
Аннотация. В магистерской диссертации рассмотрены уровни сформированности информационной компетентности студентов СПО, представлена модель формирования информационной компетентности студентов, включающая целевой и теоретический компоненты, которые определяют требования к организации рассматриваемого процесса; организационно-технологический компонент, обусловливающий содержание процесса формирования информационно-компьютерной компетентности студентов, и результативный компонент, детерминирующим предполагаемый результат . Реализация модели способствует повышению эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации и достижению необходимого уровня профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники.
Актуальность нашего исследования обусловлена:
современными тенденциями непрерывного образования, ориентированного на развитие дистанционного обучения;
повышением требований общества и работодателей к качеству профессионального образования, получаемого студентами дистанционно;
недостаточной эффективностью существующих моделей организации дистанционного обучения студентов в колледже.
Изучение научно-теоретических публикаций и педагогической практики, условий и факторов внедрения дистанционного обучения показало, что сложились явные противоречия между:
потребностью общества и производства в расширении способов и возможностей получения непрерывного качественного образования дистанционно и ограниченным внедрением дистанционного обучения в практику среднего профессионального образования;
используемыми в профессиональном образовании моделями дистанционного обучения и их частичном несоответствии новым компетентностно - ориентированным целям и особенностям образовательной деятельности колледжей, имеющей выраженную практическую направленность;
потребностью студентов, обучающихся на основе применения дистанционных технологий, в овладении информационной компетентностью и неопределенностью механизмов формирования информационной компетентности студентов - будущих специалистов в условиях ДО в образовательных учреждениях системы СПО;
потребностью педагогической практики в методическом обеспечении процесса формирования информационной компетентности студентов, обучающихся на основе применения дистанционных технологий, и неразработанностью организационно- педагогических условий, направленных на подготовку студентов.
Эти противоречия легли в основу постановки научной проблемы исследования, которая состоит в поиске ответа на вопрос каковы организационно-педагогические условия и средства процесса формирования информационной компетентности студентов колледжа, в условиях дистанционного обучения?
Сущность проблемы определила тему исследования: Формирование информационной компетентности студентов колледжа в условиях дистанционного обучения.
Цель исследования – разработать и экспериментально проверить теоретическую модель формирования информационной компетентности студентов колледжа в условиях дистанционного обучения, обеспечивающую высокое качество подготовки компетентностных специалистов среднего звена.
Объектом исследования является процесс дистанционной профессиональной подготовки студентов в колледже.
Предмет исследования – формирование информационной компетентности студентов колледжа в условиях дистанционного обучения.
В рамках исследуемой проблемы в качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что: процесс формирования информационной компетентности студентов, обучающихся на основе применения дистанционных технологий, будет эффективным, если:
разработана модель формирования информационной компетентности студентов, обучающихся в условиях ДО;
обеспечена организация информационно-образовательной среды путем насыщения информационными ресурсами;
осуществляется диагностика образовательных потребностей и уровня знаний студентов;
в учебной деятельности студентов используются дистанционные технологии;
самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов происходит на основе широкого использования ИКТ.
В соответствии с поставленной целью, выделенным объектом и предметом исследования и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1.Проанализировать и обосновать концептуальные положения и принципы формирования информационной компетентности студентов колледжа в условиях дистанционного обучения.
2.Разработать структурно-содержательную модель формирования информационной компетентности студентов, обучающихся в условиях ДО.
3.Определить показатели формирования информационной компетентности студентов, обучающихся на основе применения дистанционных технологий.
4.Выявить организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности студентов, обучающихся на основе применения дистанционных технологий, и опытным путем проверить эффективность их реализации.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретический; эмпирический и методы анализа результатов.
Теоретические методы: изучение и систематизация психолого-педагогической литературы, анализ требований Государственного стандарта среднего профессионального образования, учебно-методической документации, педагогическое моделирование и пр.
Эмпирические методы: пролонгированное наблюдение, анкетирование, экспертная оценка и самооценка, тестирование, беседа и др. Констатирующий и формирующий педагогический эксперимент.
Математические и статистические методы обработки информации (процентное распределение, ранжирование, построение диаграмм и др.).
Результатом педагогического процесса становится информационно-компетентная личность, способная максимально использовать информационные технологии в самообразовании и саморазвитии.
Одним из вопросов, возникших перед образовательной системой в связи с развитием информационного общества, информатизацией образования и внедрением дистанционного обучения является вопрос формирования информационной культуры, информационной грамотности, информационного образа жизни, информационной компетентности.
Информационная культура – это качественная характеристика личности, предполагающая высокий уровень развития умений получения и обработки информации.
Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий (так называемый функциональный уровень информационной культуры).
Информационная грамотность студентов является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств студентов, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений. Информационная культура и информационная компетентность в современных информационных условиях является неотъемлемой частью общей культуры человека.
Информационная компетентность личности предполагает активную информационную деятельность (деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации), потребность самостоятельного поиска, переработки информации, сформированные навыки отбора, творческого переосмысления необходимой информации, что позволит эффективно осуществлять свою учебную и профессиональную деятельность.
Структура информационной компетентности:
1)когнитивная готовность: знания в области ИКТ; знания о методах работы с информацией в информационно-образовательной среде.
2)мотивационно-ценностная готовность: интерес к работе с информацией; потребность в использовании ИКТ; готовность к использованию информационных ресурсов средствами ИКТ; осознание ценности информации.
3)технологическая готовность: умение пользоваться средствами ИКТ; владение методами получения, хранения, обработки и передачи информации.
Таким образом, термин информационная компетентность относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.
Оценить информационную компетентность можно исходя из таких критериев, как когнитивный, операционно-деятельностный, ценностно-смысловой, мотивационный (табл. 1).
Выявленные критерии и компоненты позволяют охарактеризовать уровни сформированности информационной компетентности. В психолого-педагогической литературе наиболее распространено выделение трех уровней: низкого (репродуктивный), среднего (эвристический) и высокого (творческий) (табл. 2).
Таблица 1
Критерии и компоненты информационной компетентности
Компоненты информационной компетентности
Критерии информационной компетентности
Когнитивный
Операционно-деятельностный
Ценностно-смысловой
Мотивационный
Оценочно-поисковый
Знание принципов функционирования поисковых систем. Знание признаков достоверности информации
Определение индикаторов поиска. Использование поисковых систем
Оценивание информации
Цель поиска информации
Аналитико-преобразующий
Знание типологии информации и способов ее преобразования
Преобразование типов информации. Эффективное представление информации
Толерантность информации
Задачи представления информации
Информационная безопасность
Знание типов информационных угроз и способов защиты. Знание социально-правовых аспектов использования информации
Применение способов защиты информации. Использование информации с учетом правовых и морально-этических норм
Установка на соблюдение социально-правовых норм использования информации
Готовность следования социально-правовым нормам использования информации
Таблица 2
Уровни развития информационной компетентности студента
Название уровня
Характеристика уровня по компонентам информационной компетентности
Оценочно-поисковый
Аналитико-преобразующий
Информационная безопасность
Репродуктивный (базовый) низкий
-воспроизведение декларативных и процедурных знаний в области информатики и ИТ, способность выполнить самостоятельную работу только по предложенному алгоритму;
-знание алгоритмов поиска информации, умение определять индикаторы поиска в соответствии с целью поиска информации
-умение оценить найденную информацию по релевантности;
-знание основных видов информации и умение преобразовывать из одного вида в другой
-понимание значения информации и ее влияния на социальные отношения;
-знание типов информационных угроз и умение осуществлять превентивные меры по их предотвращению;
-следование требованиям общества при использовании информационных продуктов и услуг
Эвристический (частично-поисковый) - средний
-наличие системы декларативных и процедурных знаний в области профессионально ориентированных ИТ, владение основными приемами и алгоритмами поиска, анализа, оценки информации;
-способность принимать решение в похожей ситуации с использованием профессионально ориентированных ИТ на основе актуализации необходимой совокупности знаний, умений, опыта
-понимание принципов устройства и функционирования поисковых систем, умение переопределять индикаторы поиска в зависимости от результатов поиска;
-умение представлять информацию в наиболее эффективном виде исходя из поставленных задач
-знание основных методов защиты от информационных угроз и умение осуществить защиту аппаратно-программными способами;
-осознание необходимости использования толерантной информации
Творческий (креативный) - высокий
-наличие информационного мировоззрения, специальных и методологических знаний в области информатики и ИТ;
-умение синтезировать, обобщать классифицировать профессионально значимую информацию
-способность проектировать свое информационное поведение и принимать решение
в нестандартных ситуациях;
-моделирование множества индикаторов поиска информации с использованием расширенных параметров поисковых систем;
-умение учитывать при работе с информацией социально-правовые и морально-этические аспекты использования информации
-готовность нести ответственность за созданный информационный продукт;
-умение определять достоверность источника и уровень научности информации;
-умение самостоятельно выбирать стратегию защиты от информационных угроз
Таким образом, информационная компетентность предполагает, в частности, знания как в области ИКТ, так и в области их эффективного применения в процессе дистанционного обучения (ДО), ориентированном на использование информационного ресурса .
С целью обеспечения высокого качества подготовки компетентностных специалистов среднего звена в экспериментальной части нашего исследования, выполненного в рамках, была разработана модель (структурно-содержательного типа) формирования информационной компетентности студентов колледжа в условиях дистанционного обучения и экспериментально доказана ее эффективность.
Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства (ГБОУ СПО СО УКСАП), г. Екатеринбург. В исследовании принимали участие студенты 1-2-х курсов в количестве 48 человек, распределенные на 2 группы - экспериментальная (ЭГ) - 23 студента и контрольная (КГ) - 25 студентов.
В качестве конкретной технологии построения модели использовалась технология проектирования технических систем, выбор которой был обусловлен тем, что она определяет принципы проектирования и логику данного процесса.
Проектирование модели подчинялось следующей логике:
1) определение границ модели и формулировка цели проектирования;
2) формулировка цели и задач модели;
3) обоснование принципов, на основе которых будет осуществляться проектирование модели;
4) обоснование компонентов модели и разработка их содержания;
5) выделение условий эффективного функционирования модели;
6) определение основного результата, который должен быть достигнут при реализации данной модели, обоснование технологии и инструментария его диагностики;
7) экспериментальная апробация модели в рамках выделенных условий.
Модель формирования информационной компетентности студентов, включает три компонента:
- мотивационно-ценностный: обеспечивает механизм готовности к реализации личного творческого потенциала (стремления, потребности применять информационные технологии в профессиональной деятельности) и механизм отношения к содержанию информационной компетентности (осознание значимости и важности применения информационных технологий в профессиональной деятельности);
- когнитивно-деятельностный: обеспечивает механизм познания через умственную деятельность (знания, умения, навыки, представления об информационных технологиях и основных законах их развития и т.д.) и механизм познания через практическую деятельность (использование информационных технологий для решения конкретных задач);
- эмоционально-волевой: заключается в адекватном осознании и оценивании собственных возможностей и способностей в применении информационных и коммуникационных технологий в учебной и будущей профессиональной деятельности.
В основе модели формирования информационной компетентности студентов, обучающихся с помощью дистанционных технологий, лежит собственная работа студента. Ведущей деятельностью студентов в условиях ДО является информационная деятельность, связанная с обработкой информационных ресурсов.
Таким образом, структура разработанной модели формирования информационной компетентности студентов представлена: целевым и теоретическим компонентами, которые определяют требования к организации рассматриваемого процесса, организационно-технологическим компонентом, обусловливающим содержание процесса формирования информационно-компьютерной компетентности студентов и результативным компонентом, детерминирующим предполагаемый результат.
Модель целостна, так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат – достижение студентами более высокого уровня информационной компетентности (рис.1). Предполагаемая нами модель выступает средством организации практических действий, направленных на формирование информационной компетентности студентов, поэтому она имеет прагматический характер.
Контрольная диагностика показала, что в результате разработанной нами модели уровень информационной компетентности студентов повысился: количество студентов с высоким уровнем увеличилось на 34,9%, с низким уровнем – понизилось на 21,7%.
Представленные результаты подтверждают, что ДО определенно заслуживают большего внимания при обучении в ССУЗе (среднем специальном учебном заведении). Они предоставляют студентам возможность управлять своим обучением, публиковать собственные мысли и демонстрировать понимание материала.
Результаты экспериментального исследования свидетельствуют о том, что внедрение модели формирования информационной компетентности студентов в практику образовательного процесса способствует более эффективному формированию информационной компетентности студентов.
Таким образом, представленная в исследовании модель является более эффективной, чем модель, ориентированная на традиционные формы, методы и средства реализации учебной работы студентов.
Реализация данной модели способствует повышению эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации, достижению необходимого уровня профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники, подготовке участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества, а также повышению конкурентоспособности будущих информационно компетентных специалистов.
Технологию формирования информационной компетентности при использовании ДО следует рассматривать как один из эффективных способов разрешения основного существующего противоречия, а именно, удовлетворить нарастающую потребность общества в информационно компетентных специалистах.