Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование инклюзивной культуры в организации инклюзивных смен в детском оздоровительном лагере | Дяченко Андрей Викторович. Работа №351291

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Translator

 

 

 

Данная работа посвящена актуальной теме инклюзии в контексте детских оздоровительных лагерей. В ней рассматриваются ключевые аспекты и подходы к формированию инклюзивной культуры как важной части образовательного и воспитательного процесса. Статья аргументирует важность создания инклюзивной среды, которая позволяет каждому ребенку, независимо от его физических, психических или социальных особенностей, чувствовать себя полноценным участником лагерной жизни.

Государственное бюджетное учреждение

«Санаторий для детей и детей с родителями «Морской»

 

Республика Крым, г. Евпатория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный проект

 

на тему

 

Формирование инклюзивной культуры в организации инклюзивных смен в детском оздоровительном лагере

 

 

 

 

 

 

 

 

Дяченко Андрей Викторович

методист

научный руководитель: к.писх.н., доцент

Вялых Ольга Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Евпатория

2024


Аннотация

«Ребёнку для полноценного и гармоничного становления и развития необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания».

(Конвенция о правах ребёнка)

В Российской Федерации. государство гарантирует всем детям право на отдых, но возникает проблема реализации образования и отдыха детей с особыми возможностями здоровья. Для решения этой проблемы развивается инклюзивная образовательная среда. Инклюзивное образование стало актуальной темой в современном обществе. Оно направлено на интеграцию детей с различными особенностями включаться в образовательный процесс вместе с нормотипичными сверстниками. Большинство российских школ уже на практике освоили технологии инклюзивного образования, их примеру следуют и детские лагеря. Ребята с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью наравне со своими ровесниками могут стать участниками различных тематических смен. Одной из основных составляющих организации инклюзивной смены является формирование инклюзивной культуры педагогических работников лагеря.

Инклюзивная культура — это особая организационная среда, которая позволяет людям разного происхождения, с разным типом мышления и складом ума, успешно сотрудничать для достижения общих целей. Она проявляется в толерантности, гуманности, терпимости и в безопасных отношениях людей друг к другу.

Обоснование актуальности проекта

Актуальность проекта обусловлена необходимостью развивать инклюзивную культуру в детских оздоровительных лагерях для совместного пребывания здоровых детей и детей с ОВЗ, способствующей реабилитации и полноценной интеграции в общество. В процессе реализации проекта создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым человеком.

Совместное пребывание здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в детском оздоровительном лагере имеет положительные эффекты для обеих сторон. У здоровых детей формируется доброжелательное, сочувственное отношение к людям с ограниченными возможностями, создаются условия для формирования ценностного отношения к жизни и своему здоровью. Для детей с ОВЗ появляется возможность смены обстановки, создаются условия для осознания ребёнком себя как полноценного члена общества, создаются условия для социализации и реабилитации детей.

Для качественной реализации инклюзивных смен необходима серьёзная подготовка. Программа инклюзивной смены должна строиться таким образом, чтобы обеспечивать максимальное взаимодействие всех участников, развивать личностный потенциал каждого ребенка. 

Цели и задачи проекта

Цель проекта – Создание условий для социальной реабилитации и интеграции детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками, развития самореализации и улучшения эмоционально-волевой сферы.

Задачи проекта:

Адаптация и социализация детей с ОВЗ

Формирование общечеловеческих отношений: дружба, взаимовыручка, общение со сверстниками и работа в команде

Развитие отдельных видов способностей: интеллектуальных, творческих и организаторских.

Формировать осознание ценности и неповторимости собственной личности

Основное содержание проекта

Инклюзивная культура – важная степень развития социума, проявляющаяся в толерантности, гуманности, терпимости, безопасности отношений людей к друг другу.

Создание в детских лагерях условий для пребывания в них детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья становиться не желанием организаторов детского отдыха, а необходимостью. Данное условие регламентируется в ряде нормативных актов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» и др. А так же, социальная исключенность детей с ОВЗ, является одной из основных проблем в сфере детства в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Проведение инклюзивных смен в детском оздоровительном лагере создает для детей с ОВЗ условия для адаптации в стандартных социокультурных ситуациях, расширяет возможности интеграции в повседневную жизнедеятельность, приобщает к культурным и духовно-нравственным ценностям, здоровому образу жизни, дает возможность творческого самовыражения и заниматься посильной работой.

У детей, не имеющих ограничений по здоровью, появляется возможность приобрести уникальные навыки взаимодействия с детьми с ОВЗ. В течение инклюзивной смены они не только развивают свои творческие способности, но и учатся терпению, деликатности и заботе.

Формирование инклюзивной культуры в детском оздоровительном лагере начинается с готовности и способности всех участников к взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья, принятия принципов и ценностей инклюзивного образования и отдыха.

Субъектами инклюзивной культуры лагерной смены будут являться администрация, педагогические и технические работники, дети и их родители.

Формирование инклюзивной культуры у администрации и персонала лагеря начинается задолго до открытия инклюзивной смены, и осуществляется совместно с методической и социально-психологической службами лагеря. Инклюзивная культура всех сотрудников лагеря заключается в понимании сущности инклюзивного образования, принятии ценностей и принципов инклюзивного отдыха, толерантном отношении к детям с ОВЗ, владении практическим компетенциями организации отдыха детей в условиях инклюзивных смен, организации и реализации командного взаимодействия и сотрудничества всех специалистов.

Ключевым звеном в системе детского лагеря – являются педагогические работники. На воспитателя и вожатого возлагается ответственная и наиболее сложная работа - создание комфортного микроклимата, в котором каждый ребенок: здоровый или с ОВЗ должен чувствовать себя в безопасности. На протяжении смены педагогами будут решаться различные психолого-педагогические задачи, которые возникают при организации быта и досуга. Организация деятельности на подобной смене должна быть направлена на взаимодействие здоровых детей и детей с ОВЗ, что поможет решить проблемы с неприятием себя, помочь выявить свои достоинства и осознать себя как личность.

Нормотипичные дети могут быть без опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ. В этом случае необходима предварительная подготовка детей, которая будет заключаться в формировании навыков общения и бережного обращения с такими детьми. Заезд на подобную смену рекомендовано проводить в два этапа: в первый день заезжают здоровые дети, через 2-3 дня – остальные участники смены. Этот период станет подготовительным, в ходе которого будут проводиться огоньки, беседы и ролевые игры на темы ценности жизни, взаимопомощи, доброго отношения к окружающим. Компоненты инклюзивной культуры здоровых детей включают в себя доброжелательное отношение к другим, стремление к сотрудничеству, поддержку и взаимопомощь, толерантное поведение к детям с ограниченными возможностями здоровья и готовность взаимодействовать с такими детьми. Однако не все здоровые дети готовы принять «особенных» детей в силу своих личностных качеств. Следовательно, необходима целенаправленная, последовательная работа по формированию инклюзивной культуры для достижения социальной интеграции детей с ОВЗ в лагерном пространстве.

Родителей нормативно развивающихся детей необходимо уведомить о задачах и программе смены, от них должно быть получено согласие на пребывание их детей в лагере на инклюзивной смене. Инклюзивная культура родителей здоровых детей заключается в понимании и принятии ценностей и принципов инклюзивного отдыха, позитивном отношении к идее совместного отдыха.

План организации инклюзивной смены

Подготовка к инклюзивной смене включает в себя формирование методической базы;

Знакомство детей и сплочение временных детских коллективов. Для этого необходимо проведение огоньков и бесед на темы ценности жизни, взаимопомощи и доброго отношения к окружающим, ролевые игры, которые учат принимать людей такими, какие они есть. Также концерт с участием вожатых под девизом «Мы разные, но мы вместе!», который будет способствовать преодолению эмоционального спада у детей и подчеркнет главную идею смены.

Организация встречи со взрослыми, состоявшимися людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: реальные жизненные истории помогут детям с ОВЗ понять, что они могут многого добиться в жизни, несмотря на свои недуги, а здоровые дети смогут почувствовать, что от их поддержки и внимания зависят будущие успехи их новых друзей.

Организация конкурсов и мастер-классов, а также создание стенда с творческими работами детей, проведение ярмарки талантов, где каждый ребенок сможет попробовать научить других тому, что он любит делать и что у него хорошо получается.

Просмот

р

фильмов - – одно из средств развития эмпатийности у детей, а последующее их обсуждение поможет им научиться выражать свои мысли. Кроме того, эти картины повествуют о том, как всегда, оставаться открытым для добра, любви и справедливости, что бы ни случилось; они заставляют задуматься о самом главном в жизни.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия - организация разностороннего оздоровительного активного отдыха детей, в том числе и детей с ОВЗ.

Обязательная работа с родителями. Примером мог бы послужить творческий концерт для родителей, где дети обеих категорий смогли бы на одной сцене показать то, чему научились.

Итоги смены – награждение самых активных и отличившихся ребят на огоньке или финальном концерте

.

Все формы мероприятий подготавливаются с учетом возрастных особенностей детей, а также через призму физического, интеллектуального и психоэмоционального развития всех участников смены.

Ресурсы

В проведении инклюзивных смен участвуют вожатые, педагогические работники: воспитатели, тьюторы, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы; медицинские работники, которые смогут оказать детям своевременную помощь с учетом особенностей их здоровья, административный, технический персонал. Всем работникам, участвующим в проведении смены, рекомендуется пройти курсы переподготовки или повышения квалификации, чтобы изучить психофизиологические особенности детей-инвалидов и детей с ОВЗ, специфику восприятия ими учебной информации, социально-активные и рефлексивные методы обучения, научиться применять специальные средства обучения с учетом разных нозологий.

Кроме того, к организации инклюзивных смен рекомендуется привлекать педагогов-психологов, инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, специалистов в области коррекционной педагогики, общественные объединения инвалидов и других организаций, которые оказывают методическую, организационную поддержку и сопровождение инклюзивных программ.

Для реализации проекта необходимы площадки различной направленности: игровые, кружковые, помещение для просмотра фильмов (кинозал), спортивный зал, эстрада, уличные спортивные площадки.

Материально-техническое оснащение: проектор, экран, ноутбуки, акустическая аппаратура. А также наличие специального оборудования, исходя из индивидуальных потребностей и нозологии дефекта. Дидактический материал.

Целевая аудитория

Проект рассчитан на детей с ограниченными возможностями (в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению в организациях отдыха детей и их оздоровления инклюзивных смен для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов) и нормативно развивающихся детей в возрасте от 6,6 до 18 лет независимо от их опыта взаимодействия с данной категорией. Социальный статус семей значения не имеет.

Ожидаемые результаты

Для здоровых детей – формирование активной жизненной позиции, распространение доброжелательного, сочувственного отношения к людям с ограниченными возможностями, создание условия для формирования ценностного отношения к жизни и своему здоровью, обогащение внутреннего мира, переоценка собственных взглядов, ценностей и идеалов.

Для детей с ОВЗ – осознания ребенком себя как полноценного члена общества, получение нового социального опыта, расширение круга общения, овладение необходимыми бытовыми навыками и социальными нормами поведения, преодоление коммуникативных барьеров и чувства одиночества.

Список литературы

Декман И.Е. Особенности работы вожатого с детьми с ограниченными возможностями здоровья в интегрированных лагерях//Мир педагогики и психологии. – 2019. - № 6 (35).

Методические рекомендации по проведению в организациях отдыха детей и их оздоровления инклюзивных смен для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. [Электронный ресурс] – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/cc50fdfd690c7b720ea4b16be25a0047/download/4340

Новодворцева М. Р. Реабилитация детей-инвалидов в условиях летнего лагеря // Теория и практика образования в современном мире: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. – СПб.: СатисЪ, 2014. – С. 211-213.

Основы инклюзивной культуры. Учебное пособие. [Электронный ресурс] –

URL

:

https://zenodo.org/records/5847661

Соловьева И. Л., Комышанова К. Э.

Дети с ОВЗ и специфика организации их отдыха и оздоровления: лучшие региональные практики: — М.: ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения», 2021.

Тихомирова Е.Л., Шадрова Е.В. Ценности инклюзивной культуры школы как гетерогенной организации // Вестник КГУ им. Н.А. Не

красова. 2015. Т. 21.

[Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka. ru/article/n/tsennosti-inklyuzivnoy-kulturyshkoly-kak-geterogennoy-organizatsii

Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Москва14–16 ноября

2010 г.): материалы

VI Всерос. науч.-практ. конф. – М., 2010.

Википедия. Инклюзивный детский отдых. [Электр. ресурс]. – URL:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Инклюзивный_детский_отдых

Инклюзивные смены в детских лагерях: особенности, практические решения, опыт специалистов [Электр

онный

ресурс]. – URL:

https://edu.ru/news/glavnye-novosti/inklyuzivnye-smeny-v-detskih-lageryah-osobennosti/

Основы инклюзивной культуры. Учебное пособие. [Электр. ресурс]. – URL:

https://www.chsu.ru/upload/iblock/7f8/c0s1zvrc58ef0tkypn7wtnamcxyrn9zp/915-5_Основы%20инклюзивной%20культуры.pdf?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru

Психология инклюзивной культуры [Электр. ресурс]. – URL:

http://cpc.tomsk.ru/psihologiya-inklyuzivnoy-kulturyi/

Шаги инклюзии ведут в лагерь. [Электр. ресурс]. – URL:

http://samaradesnica.ru/chto-takoe-inklyuziya/

.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×