Формирование интеллектуальной активности детей-дошкольников. | Колоус Елена Викторовна. Работа №308276
Развитие детского интеллекта,по мнению Ж.Пиаже, осуществляется в процессе интеллектуального взаимодействия ребенка с внешним, предметным миром.Встречаясь с предметом,ребенок пытается действовать с ним при помощи имеющихся у него схем действий,изменяя, перестраивая и приспосабливая их к этому предмету. Так происходит обогащение содержания интеллекта,т.е. его количественное развитие. Интеллект- это сложное образование, которое формируется прижизненно в ходе овладения ребенком социальным опытом.
Формирование интеллектуальной активности детей-дошкольников.
На современном этапе развития педагогической науки одной из наиболее актуальных проблем является поиск путей развития, стимулирования и поддержания на достаточно высоком уровне интеллектуальной активности человека. Активность является определяющей характеристикой личности и выступает ведущим фактором в воспитании и обучении человека.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблема формирования интеллектуальной активности волновала многих ученых. Существует несколько трактовок данного понятия. Все они являются предметом споров и дискуссий, что говорит о значимости и недостаточной разработанности проблемы.
Так, в исследовании Л.С.Славиной термин «интеллектуальная активность» возникает ухищрения в противовес понятию «интеллектуальная пассивность», когда первоклассник идет на любые ухищрения ( подглядывает, угадывает), но не выполняет напрямую задания ( например, арифметический счет). В игровой ситуации он справляется с этим заданием успешно, но как только оно выступает перед ним как интеллектуальная задача, ребенок «уходит» от него.
Развитие детского интеллекта, по мнению Ж.Пиаже, осуществляется в процессе индивидуального взаимодействия ребенка с внешним, предметным миром. Встречаясь с новым для себя предметом, ребенок пытается действовать с ним при помощи имеющихся у него схем действий, изменяя, перестраивая и приспосабливая их к этому предмету. Так происходит обогащение содержания интеллекта, т.е. его количественное развитие.
Большое внимание Ж.Пиаже уделяет и качественному развитию интеллекта в онтогенезе, которое выражается в смене четырех периодов детского интеллекта и характеризуется как прогресс психологической обратимости, а также движение по параметру интериоризации. Так, в сенсомоторный период ребенок успешно действует с реальными предметами, в период подготовки и организации конкретных операций — с образами предметов, в период формальных операций — с понятиями, высказываниями.
Как результат взаимодействия ребенка со средой рассматривает развитие детского интеллекта А.Валлон, особо подчеркивая роль социального окружения ребенка в формировании его интеллекта. То или иное изменение внешней среды порождает, по мнению ученого, новые формы деятельности ребенка и способствует качественному развитию его интеллекта. А.Валлон обращает внимание на то, что две линии развития интеллекта — обогащение его содержания и качественные сдвиги (переход ребенка с одной стадии развития интеллекта на другую) — взаимодействуют и обусловливают друг друга. Переход на новый качественный уровень обеспечивает овладение ребенком новыми, специфическими для каждой стадии развития действиями.
Описанные выше подходы к пониманию детского интеллекта позволяют сделать вывод о том, что интеллект — это сложное образование, которое формируется прижизненно в ходе овладения ребенком социальным опытом.
Таким образом, в определении интеллекта основополагающими показателями являются активность субъекта, его деятельное отношение к исходно заданной ситуации, способность к ее преобразованию. Понятие же «интеллект» многие исследователи рассматривают как многомерное явление, которое оценивается по отдельным параметрам, составляющим модель интеллекта.
Анализ проведенных исследований по проблеме интеллектуальной активности человека показывает, что до настоящего времени нет единого мнения о ее содержании и внутренней структуре. Мы рассматриваем интеллектуальную активность детей дошкольного возраста как сложную многоуровневую структуру, важными подструктурами которой являются интеллект и эмоционально-чувственная сфера. В интеллектуальной активности старших дошкольников можно выделить ряд структурных компонентов, каждый из которых имеет показатели, присущие данному возрасту: эмоциональный компонент ( положительный эмоциональный фон интеллектуальной деятельности), содержательный (наличие определенного объема знаний об окружающей действительности), мотивационный (сформированность познавательных мотивов интеллектуальной деятельности), процессуальный компонент (владение способами интеллектуальной деятельности).
Интеллектуальная активность дошкольников развивается и проявляется в различных видах деятельности, но особую роль здесь играет познавательно-практическая деятельность, которая является специфически дошкольной.
В процессе такой деятельности происходит непосредственное, естественное столкновение ребенка с предметами и явлениями окружающей среды, в результате чего, с одной стороны, расширяются и углубляются точные знания детей, выступающие в форме вопросов.
В этом виде деятельности имеет место своеобразная форма практического размышления ребенка о том, что его окружает. В ходе манипулирования, предметной деятельности, экспериментов дошкольник практическим путем хотя бы на некоторое время удовлетворяет свою жажду познания.
Таким образом, можно говорить, что источником познавательно-практической деятельности служит познавательная потребность — состояние готовности к данной деятельности, которое предшествует ей и порождает ее. В возникновении познавательной потребности большую роль играет противоречие, которое обозначается различными учеными как:
-
несовпадение мысли о предмете с предметом (
C.JI.
Py
бинштейн
);
- несоответствие между исходными условиями и требованиями задачи (А.В.Брушлинский);
- несоответствие используемых привычных способов действия требованиям задачи (А.М.Матюшкин);
- две тесно связанные и вместе с тем противоречивые тенденции развития неопределенных знаний в определенные, превращения неясных знаний в ясные (Н.Н.Поддьяков);
- несовпадение экстраполируемых характеристик чувственных впечатлений с реально получаемыми (С.Л.Смирнов);
- противоречивое несоответствие реального и идеального состояний индивида (Е.В.Субботский).
Разрешение ребенком этих противоречий возможно через включение его в различные формы познавательно-практической деятельности.
Особое место в познавательно-практической деятельности занимает детское экспериментирование, значение которого подчеркивают многие ученые. Оно получило свое название по аналогии с экспериментированием взрослых, где явления изучаются путем их воспроизведения в специально созданных экспериментатором условиях.
В познании старшими дошкольниками окружающего мира велика роль элементарной поисковой деятельности, которую многие исследователи определяют как совместную деятельность взрослого и детей, направленную на решение познавательных задач проблемного характера и предусматривающую наиболее высокую степень активности и самостоятельности детей. Ученые обращают внимание на то, что элементарность такой деятельности заключается в характере решаемых задач (они неизвестны только детям); в том, что в процессе такой деятельности не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; в преимущественном использовании бытового и игрового оборудования.
Все исследователи подчеркивают, что динамика поисковой деятельности проявляется в переходе от простого принятия задачи, поставленной перед дошкольниками, и ее решения с помощью взрослого к самостоятельному решению. Затем происходят самостоятельное выделение детьми задачи из жизненной ситуации и формулирование ее. В этом случае задача решается с помощью взрослого либо сверстников. В результате освоения приемов поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи и, пользуясь усвоенными способами действий, решать их.
В ряду средств познавательно-практической деятельности дошкольников компьютер — универсальное информационное устройство, опосредующее интеллектуальный процесс оперирования информацией, необходимой для решения задач данного вида деятельности, которые выступают в качестве ее особых интеллектуальных средств. Следует подчеркнуть, что работа с компьютером дает толчок (импульс) к развитию новых форм и содержания данного вида детской деятельности, обогащает ее.
Как отмечают практики, использование компьютера способствует повышению у ребенка мотивации активного участия в процессе познания, вызывает у большинства детей энтузиазм, поддерживает у них стремление к постоянному улучшению результатов.
Следует отметить, что существуют различные точки зрения на возможности использования компьютера детьми дошкольного возраста.
Многие ученые обращают внимание на тот факт, что при использовании компьютера необходима организация совместной деятельности как взрослого с ребенком, так и детей друг другом, поскольку дети, работая за компьютером, нуждаются в общении. Наиболее удачным оказывается попарно объединение детей.
Таким образом, взаимосвязь таких форм познавательно практической деятельности, как детское экспериментирование, элементарная поисковая деятельность, наглядное моделирование, работа с компьютером, будет способствовать развитию у ребенка умений действовать с реальными пред- метами, легко и свободно ориентироваться в многообразии окружающего предметного мира. Это позволит детям старшего дошкольного возраста накопить своеобразный жизненный опыт, выражающийся в определенных знаниях, умениях, навыках, которые обеспечивают формирование интеллектуальной активности.