Формирование интереса к чтению дудожественной литературы у детей младшего дошкольного возраста | Фазлыева Йолдыз Заудатовна. Работа №347237
Добрый деньуважаемые коллеги.Сегодня я хочу поделиться с вами опытом своей работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста интереса к чтению художественной литературы.
Вся образовательная деятельность с детьми неразрывно связана с чтением книг.Именно они,через литературные персонажи помогают ребенку понять окружающий мир,структуру социальных взаимоотношений.Перед педагогом стоит задача привить любовь к книге,сформировать культуру чтения и развить эстетическое восприятие литературы.
В процессе своей работы с детьми,я заметила,что дети по разному воспринимают чтение литературного произведения.Один ребенок,может внимательно слушать от начала до конца худ.произведение,а внимание другого ребенка хватает лишь на несколько минут.
Но стоило мне поменять окраску своего голоса:сменить его силу,тембр,изменить темп своей речи или использовать дополнительные атрибуты:металлафон,барабан,деревянные ложки,погремушки---у детей сразу возникает интерес и повышается внимание.Поэтому очень важным в работе по формированию интнреса к художественной литературе имеет значение речь педагога,так как через нее дети воспринимают услышанное и образ,который он создает во время знакомства с произведением.
И тогда у меня возникла идея создать театрализованную традицию,которая создавала бы у дете определенный настрой.Как в моем детстве,каждую неделю по пятницам я ждала передачу "В гостях у сказки".И начиналась она с того,что открывались ставни и появлялась Сказительница.А затем я судовольствием смотрела сказки такие как:Морозко,Василиса Прекрасная,Садко идр.
Дети дошкольного возраста очень любят театр,ведь знакомые или новые произведения для них становятся живыми.
Так появился мой образ"Бабушка Агафья",который я принимаю,когда знакомлю детей с литературным произведением.
С памощью этого персонажа решаются следующие задачи:
1.Углублять интерес детей к художественной литературе,
2.Воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятелной деятельности.
3.способствовать развитию творческой художественной деятельности детей на основе фольклорных и литературных произведений,посредством театральной и игровой деятельности.
4.Воспитывать ценностные качества и доброжелательное отношение друг к другу,через художественное слово.
Всякий раз,когда приходит Бабущка Агафья-дети знают,что их ждет,что- то интересное,связанное с литературой.
Образ бабушки Агафьи,помогает подготовить детей к предстоящей встрече с произведением,вызвать активный интерес к нему,помогает войти в мир,созданный писателем.Для этого я использую загадки,отрывки из знакомых детям произведений,близких по жанру и идее к тому,с которым предполагаю их познакомить.Подготовив детей к восприятию,я выразительно читаю или рассказываю само произведение.
Я беседую с детьми о прочитанном,задаю вопросы о героях,их характере,действиях.Вопросы,заданные мной детям в ходе беседы по тексту произведений,раскрывают отношение дошкольников к событиям и героям,стимулируют проявление нравственных и эстетических чувств.
Созданный мною образ,хорошо подходит при знакомстве детей и с малыми фольклорными формами.Бабушка Агафья помогает передать и понять национальный колорит.Мы читаем с детьми потешки,скороговорки,учимся отгадывать загадки.Так же,наблюдая с детьми за изменениями в природе во все времена года,знакомлю ребят со стихотворениями,формирую умение эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание текста.
В процессе знакомства так же использую произведения художников и иллюстраторов.
Мой сказочный образ делает каждое новое произведение для детей спектаклем,в котором они выступают не только в роли зрителей,но и сами становятсяего участником:чтецами,актерами.
Театральная деятельность,облегчает восприятие литературного произведения,поэтому я использую различные виды театра:пальчиковый,настольный,плоскостной,объемный,теневой и др.Такое многообразие помогает знакомую сказку услышать по новому,не теряя к ней интерес.Играя самостоятельную роль в театре,дети осваивают актерские навыки,имитации,импровизации,инсценировки,драматизации.У детей формируется эмпатия,умение передавать образ героя вербальной(интонационной) и невербальной(мимика,жесты,движении)выразительности.
Хочется отметить,что проведенная работа дает положительные результаты,уровень развития интереса детей к худ.литературе позитивно меняется.Дети стали чаще высказывать желание послушать определенное произведение,с удовольствием играют в игры,основанные на тексте худ.произведений,проявляют творческую инициативу.
Если раньше,при проведении внутригруппового конкурса чтецов,изъявляли желание участвовать 3,4 человека,то в настоящее времявсе дети хотят и принимают участие в конкурсах.Победители внутригруппового конкурса,затем участвовали в конкурсе детского сада,и дети из нашей гоуппы заняли три призовых места.Два первых,одно второе.
К моей работе,по формированию у детей интереса к худ.литературе,подключилась и муз.руководитель,которая подобрала к празднику 8 марта музыкальное театрализованное представление.Дети ставили сказку "Теремок"на современный лад.
Для поддержания у детей интереса к произведениям худ.литературы оформлен книжный уголок в группе,в соответствии с планированием.
Он включает в себя:научно-популярные книги для детей,энциклопедии,классическую литературу,книги о природе,сборники произведенияразных жанров фольклора.
Также в приемной есть уголок"Любимые книги",где происходит обмен интересными книгами,которые приносят дети.
Для родителей проводятся индивидуальные и групповые консультации"Приобщаем ребенка к миру худ.Литературы","Как научить ребенка к бережному обращению с книгой".
Родительские собрания"Воспитание у детей любви к чтению с помощью театра","Воспитываем будущего читателя".
Поэтому,"В гостяху Бабушки Агафьи" я планирую продолжать и дальше,т к проделанная работа действительно способствует развитию у детей интереса к худ.литературе.Они с желанием ждут встречу с книгой.Спасибо за внимание!
a2d54cbb0ed0567bbcbd2e0a77b845e3.pptx