Формирование интереса к чтению у младших школьников | Масленникова Виктория Анатольевна. Работа №345668
Аннотация: В статье рассматриваются методы и приемы, направленные на формирование интереса к чтению у младших школьников. Рассматриваются причины снижения мотивации к чтению в современном обществе и предлагаются конкретные рекомендации для учителей по созданию условий, которые помогут пробудить и укрепить интерес к литературе. Особое внимание уделяется организации творческой и эмоционально-насыщенной работы с текстом, а также роли семейного и школьного чтения в этом процессе.
Ключевые слова: интерес к чтению, мотивация, младшие школьники, литературное чтение, творческое чтение, семейное чтение.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Масленникова Виктория Анатольевна, учитель начальных классов
МБОУ "Краснопольская СШ"
Аннотация: В статье рассматриваются методы и приемы, направленные на формирование интереса к чтению у младших школьников. Рассматриваются причины снижения мотивации к чтению в современном обществе и предлагаются конкретные рекомендации для учителей по созданию условий, которые помогут пробудить и укрепить интерес к литературе. Особое внимание уделяется организации творческой и эмоционально-насыщенной работы с текстом, а также роли семейного и школьного чтения в этом процессе.
Ключевые слова: интерес к чтению, мотивация, младшие школьники, литературное чтение, творческое чтение, семейное чтение.
Чтение является одним из важнейших элементов общего развития ребёнка, так как через него дети не только осваивают информацию, но и формируют критическое мышление, воображение, речевые навыки. Однако в последние годы наблюдается тенденция снижения интереса к чтению среди школьников, особенно с учётом всё большего влияния цифровых технологий. Перед учителями начальных классов стоит задача не просто научить ребёнка технике чтения, но и пробудить у него стойкий интерес к книге, который станет основой для его дальнейшего обучения и саморазвития.
Одной из причин снижения интереса к чтению является обилие доступной информации в цифровом формате, которая зачастую более привлекательна для ребёнка. Видео, игры и социальные сети активно конкурируют с книгами за внимание школьников. Однако, несмотря на это, литературное чтение остаётся важнейшим фактором интеллектуального и личностного развития, поэтому учителю необходимо искать подходы, которые сделают книгу интересной и значимой для ребёнка.
Одним из первых шагов на пути к формированию интереса к чтению является создание положительного эмоционального фона. Важно, чтобы чтение не ассоциировалось у детей с обязательным и скучным занятием. Учитель должен стремиться создать на уроках атмосферу радости и удовольствия от чтения. В этом помогают разнообразные формы работы с книгой: обсуждения, творческие задания, ролевые игры и драматизация. Например, после чтения рассказа можно предложить детям разыграть сцену из произведения или придумать новый финал. Такие формы работы помогают сделать чтение живым и увлекательным процессом, развивая у детей интерес к дальнейшему изучению книг.
Важную роль в формировании интереса к чтению играет выбор литературы. Для младших школьников особенно важно подбирать книги, соответствующие их возрасту, интересам и уровню развития. Учитель должен быть в курсе современных литературных тенденций, чтобы предлагать детям не только классическую литературу, но и современные произведения, которые могут быть близки по темам и персонажам. Например, книги, в которых дети сталкиваются с похожими на их жизненные ситуациями, помогут им лучше понять себя и окружающий мир. Важно учитывать, что книги должны быть не только поучительными, но и увлекательными, чтобы поддерживать у ребёнка интерес к чтению на протяжении всего учебного года.
Большое значение имеет вовлечение детей в процесс выбора книг. Учитель может предложить ученикам выбирать, какую книгу читать в классе, тем самым предоставляя им возможность принимать участие в организации учебного процесса. Такая форма работы помогает детям почувствовать ответственность за своё обучение, а также делает чтение более осмысленным и личностно значимым. Важно, чтобы у детей была возможность читать те книги, которые им действительно интересны, так как это напрямую влияет на их мотивацию.
Интерактивные методы также играют важную роль в формировании интереса к чтению. Например, использование элементов театрализации или создание буктрейлеров, когда дети создают собственные видеоролики о прочитанных книгах, помогает оживить текст и сделать его ближе к современным интересам учеников. Такие методы позволяют использовать современные технологии в образовательном процессе, превращая их из конкурентов в союзников чтения.
Для формирования интереса к чтению также важно развивать у детей навыки работы с текстом. Учитель должен обучать детей не просто чтению, но и осмысленному восприятию текста, умению выделять главное, анализировать поведение персонажей, сопереживать им. Для этого полезно задавать вопросы, которые помогают ученикам глубже погружаться в сюжет и эмоционально переживать прочитанное. Например, можно предложить детям представить себя на месте главного героя и описать, как бы они поступили в аналогичной ситуации. Такие задания стимулируют интерес к тексту и помогают развить у ребёнка более глубокое восприятие литературы.
Большую роль в развитии интереса к чтению играет и семейное чтение. Именно в семье дети впервые знакомятся с книгами, и родителям важно прививать любовь к чтению с раннего детства. Однако и учитель может активно влиять на этот процесс, предлагая проводить совместные чтения дома, организовывая мероприятия с участием родителей, такие как литературные вечера или конкурсы чтецов. Важно поддерживать взаимодействие между школой и семьёй, чтобы чтение стало частью повседневной жизни ребёнка и ассоциировалось у него с положительными эмоциями и общением.
Для успешного формирования интереса к чтению необходимо поощрять творческую деятельность учеников. Сочинение собственных историй, создание иллюстраций к прочитанным книгам или написание отзывов на прочитанное — все эти виды деятельности помогают детям активнее включаться в процесс чтения. Например, после чтения рассказа можно предложить детям нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившейся сцене или написать письмо главному герою. Такие задания развивают у детей воображение, креативное мышление и способность глубже воспринимать текст.
Нельзя забывать и о личном примере учителя. Учитель, который сам увлечён книгами и любит читать, становится для учеников важным источником вдохновения. Он может делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, рекомендовать ученикам интересные произведения, рассказывать о своих любимых авторах. Важно, чтобы дети видели, что чтение может быть увлекательным и полезным не только на уроках, но и в повседневной жизни.
В заключение можно отметить, что формирование интереса к чтению у младших школьников — это комплексный процесс, который требует активного взаимодействия учителя, учеников и родителей. Важно использовать разнообразные формы работы с текстом, создавать положительный эмоциональный фон, учитывать интересы детей и поощрять их творческую активность. Чтение должно стать для ребёнка не только учебной задачей, но и увлекательным путешествием в мир воображения, знаний и эмоций. Только так можно добиться того, чтобы дети полюбили книги и продолжали читать на протяжении всей жизни.
Список литературы
Володина, Т. В. Проблема формирования читательского интереса младших школьников в учебно-воспитательном процессе / Т. В. Володина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64460/ (дата обращения: 02.10.2024).
Конькова Т
.
Ю
.
Формирование у школьников интереса к чтению классической художественной литературы как научно-педагогическая проблема // Вестник МГУКИ. 2017. №1 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-shkolnikov-interesa-k-chteniyu-klassicheskoy-hudozhestvennoy-literatury-kak-nauchno-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 02.10.2024).
Чикишева
О
.
В
.
Анализ методов формирования интереса к чтению у младших школьников в условиях учебной деятельности // КПЖ. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-metodov-formirovaniya-interesa-k-chteniyu-u-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 02.10.2024).
Чикишева
О
.
В
.
Проблема формирования интереса к чтению у младших школьников: теоретический аспект исследования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. №1 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-interesa-k-chteniyu-u-mladshih-shkolnikov-teoreticheskiy-aspekt-issledovaniya (дата обращения: 02.10.2024).