«Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями» | Сафина Гульназ Рамазановна. Работа №343527
В статье рассматривается проблема развития интонационной стороны речи у детей с речевыми нарушениями, ее становление в процессе развития ребёнка. С учетом выявленных проблем автором предложена последовательность и содержание логопедической работы с детьми по формированию интонационной выразительности речи.
«Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями»
Широкая распространённость нарушений речи у детей дошкольного возраста, трудности преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания. У детей с речевой патологией, наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи, отмечаются недостаточные возможности в использовании интонационных средств оформления речи.
При определении последовательности и содержания логопедической работы с детьми по формированию интонационной выразительности необходимо учитывать данные о ее становлении в онтогенезе. Ребенок усваивает язык и развивается не сам по себе, а под влиянием общения с взрослыми. С самого рождения между ним и матерью устанавливается эмоциональный контакт, а в речи матери эмоции по отношению к ребенку выражаются, прежде всего, в интонации, которую тот начинает усваивать раньше, чем сегментные звуковые средства языка. Если обращенная к нему речь эмоциональна, выразительна, то к 4-5 месяцам малыш будет по-разному реагировать на интонации: на приветливый тон отвечать радостью, а на сердитый может заплакать. Первоначально в активном овладении интонацией играет имитация, а лепет и собственно речь возникают в основном в моменты эмоционального подъема. Постепенно появляется интонация утверждения и вопросительная интонация, что связано напрямую с формированием соответствующих синтаксических структур (вопрос - ответ). К двум годам жизни ребенка в речи начинают проявляться разные эмоциональные состояния, накладывающиеся на высказывания - ответы, на реплики взрослых оформленные интонациями. Согласно современным данным онтолингвистики, к старшему дошкольному возрасту у детей с нормальным речевым развитием интонационная система в целом сформирована.
Как правило, интонационной выразительностью дети овладевают естественным путем. Но как показывает логопедическое обследование у воспитанников, поступающих в речевые группы, имеются нарушения процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур. Их речь монотонна и невыразительна, убыстренная или наоборот - замедленная. Они не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
Коррекционная работа с такими детьми по формированию интонационной выразительности должна сочетать мероприятия, направленные на развитие речевого дыхания, ритма, темпа, силы и модуляции голоса. А также на формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов, развитие эмоциональной отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации определенные чувства и настроения.
Становление интонационной системы сложный процесс. На начальных этапах используются игры на развитие выразительности движений и речи. В процессе игры дошкольники при помощи мимики и пантомимики изображают животных или персонажей сказки. Затем применяются игры в парах, когда один из детей показывает животное или персонаж сказки, а другой отгадывает, кто находится перед ним. Моделируются ситуации общения между участниками игры, предлагая детям выразить определенные эмоции при помощи мимики и выразительных движений (радость, удивление, интерес, жалость, обида и т. д.).
Развитию понимания эмоционально - образного содержания высказываний способствует ознакомление дошкольников с устным народным творчеством. В качестве речевого материала использую сказки о животных и стихи, знакомые детям. Применяются следующие виды заданий:
-узнать произведение по пантомимике;
-продемонстрировать движением, мимикой свое понимание основного тона высказывания и эмоционального содержания фрагмента сказки;
-выбрать одну или несколько иллюстраций событий сказки, соответствующую смыслу и эмоциональному содержанию прослушанного фрагмента произведения;
-составить последовательность из картинок, иллюстрирующих сюжет и эмоциональное содержание событий сказки.
В дальнейшем опору на наглядное изображение замещаются использованием специальных символов. Проводятся игры для развития восприятия и понимания эмоций, а также основного тона высказывания, используются пиктограммы, символизирующие наиболее яркие по проявлениям эмоциональные состояния: радость, печаль, гнев, страх, удивление. С помощью этих игр у детей происходит расширение круга понимания эмоций.
Работе по формированию интонационной выразительности предшествуют ритмические упражнения. Они подготавливают дошкольников к ее восприятию, способствуют ее развитию. Упражнения включают прослушивания, отстукивания, прохлопывания отдельных звуков, слогов, слов. Также вводятся упражнения, направленные на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости и модуляции. Развитие чувства ритма и выразительности речи продолжается на занятиях по логоритмике, музыке, в ходе подвижных, дидактических игр, игр-драматизаций и др.
К числу достаточно распространенных ошибок у младших школьников относится неправильный выбор знака в конце предложения, поэтому уделяется большое значение формированию общих представлений об интонационной выразительности речи. Работу начинают с объяснения, что наш голос изменяется, что им можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу. Затем знакомят детей с повествовательной интонацией: "Когда мы о чем-то сообщаем, говорим спокойно, к концу предложения голос ровно понижаем". Произнесенные предложения сопровождаются движением руки, графическим изображением. Для закрепления знаний о повествовательной интонации дошкольникам сообщается, что в конце таких предложений ставится точка, подтверждая это карточкой с изображением знака и стихотворением о нем. После знакомства со знаком проводится выделение из текста повествовательных предложений путем показа карточки с точкой.
При знакомстве с вопросительной интонацией детям сообщается, что, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Воспитанникам задают вопросы, а потом им предлагают сделать это, и обсуждаются с ними особенности произнесения вопросительного предложения: " В конце вопросительного предложения голос повышается". Повышение голоса подтверждается соответствующим движением руки и обозначается графически. Показывается карточка с изображением вопросительного знака, заучивается стихотворение о нем. Закрепление вопросительной интонации осуществляется в стихах сопряжено с логопедом, по подражанию и самостоятельно.
Знакомство дошкольников с восклицательной интонацией начинается со сравнения с уже известными им. Далее предлагаются несколько картинок, которые можно соотнести с междометиями типа "Ох!", "Ах!", "Ух!". Проводится беседа по их содержанию, называются слова, соответствующие каждой из картинок. Уточняется, что эти слова мы произносим громко, восклицая. Потом объясняют, что восклицательно можно произнести и целое предложение. На примерах предложений дети наблюдают, что при произнесении их голос или резко повышается или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменения голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и изображается графически. Для обозначения восклицания вводится соответствующий знак, выучивается стихотворение о нем. Далее предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточки с восклицательным знаком.
Дифференциация интонационных типов высказываний и их закрепление проводится в играх "Шифровальщик", когда дети после прослушивания предложенных предложений зашифровывают их соответствующими знаками. А также на материале стихотворений и текстов, считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок разыгрываемых по ролям.
Становление интонационной системы в речи дошкольников способствует как развитию понимания речевых сообщений, так и улучшению качества коммуникативных способностей детей