Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка с помощью метода проектов | Демченко Анастасия Евгеньевна. Работа №223465
Автор: Демченко Анастасия Евгеньевна
Использование метода проектов позволяет развить креативные способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знание и умение проявлять их в современной действительности. Именно в атмосфере творчества и успеха может сформироваться всесторонне развитая личность школьника.
Для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. У них не угас ещё интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени.
Детям нравится работать над созданием проекта: создавать и защищать собственный продукт. При подготовке к проекту дети самостоятельно изучают дополнительную литературу, расширяя свой кругозор, словарный запас слов, открывая для себя много нового, интересного, неизвестного. Выполнение творческих проектов, защита изделий помогают ребятам адекватно оценивать свои возможности.
«Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка с помощью метода проектов»
В настоящее время процесс обучения всё чаще связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность.
Для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. У них не угас ещё интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени.
Детям нравится работать над созданием проекта: создавать и защищать собственный продукт. При подготовке к проекту дети самостоятельно изучают дополнительную литературу, расширяя свой кругозор, словарный запас слов, открывая для себя много нового, интересного, неизвестного. Выполнение творческих проектов, защита изделий помогают ребятам адекватно оценивать свои возможности.
Использование метода проектов позволяет развить креативные способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знание и умение проявлять их в современной действительности. Именно в атмосфере творчества и успеха может сформироваться всесторонне развитая личность школьника.
Методологической основой исследования являются работы Л.А.Громовой «Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов», М.А.Ступницкой «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся», Н.В. Бордовской «Современные образовательные технологии», Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А. «Учебно- методический комплект по русскому языку «Перспективная начальная школа».
Рассмотрим несколько вопросов:
1. Проектная деятельность как инструмент развития исследовательских качеств
2. Современные подходы к организации исследовательской деятельности учащихся
3. Развитие творческих способностей через вовлечение в проектную деятельность
Включая младших школьников в проект, можно сформировать у них следующие умения:
определять цель деятельности, планировать её, выполнять
действия и операции, соотносить результат деятельности и её
цель, контролировать свои действия;
выполнять
мыслительные операции
, входящие в состав
проектной деятельности;
проводить наблюдения, ставить эксперименты, строить
модели объектов.
Актуальность темы обусловлена возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно- коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребёнку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений.
Исходя из цели, можно поставить следующие задачи:
ознакомиться с основными тенденциями развития систем образования;
рассмотреть социальный заказ общества на современные технологии обучения;
описать требования к современному уровню знаний и умений;
- описать метод проектов;
- раскрыть возможности проектной деятельности в начальной школе.
Главная цель - научить мыслить.
Самое главное в проекте после определения темы - это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания.
Как отмечают сторонники исследовательского обучения, учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. В наиболее обобщённом виде исследовательское обучение предполагает, что учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, выдвигает гипотезу -предлагает возможные решения проблемы, проверяет её, на основе полученных данных делает выводы и обобщения.
Метод проектирования способствует развитию креативности школьников.
Планируя проект, учитель как бы заглядывает в будущее, воображает нечто, что ученик может создать или получить, затратив определённые усилия. Проект - это итог, самостоятельное развитие выработанных умений, приобретённых навыков, применение знаний, полученных на уроках, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.
Метод проектов учит детей самостоятельно ставить цели и находить средства их достижения, то есть брать на себя ответственность за свои действия.
Что же нужно сделать учителю, чтобы разработать проект?
В первую очередь, необходимо чётко определить общую тему, в
рамках которой будет проводиться работа; актуальность проекта:
зачем он нужен.
Продумать название проекта, его основополагающий
(проблемный) вопрос.
Спланировать сроки реализации.
Чётко определить цели проекта, основные задачи, направления в
рамках одной или нескольких учебных тем.
Спланировать этапы реализации проекта с конкретными
предполагаемыми результатами, ожидаемые трудности и
проблемы, способы их решения.
Продумать критерии оценки результатов проекта.
Определить состав участников.
Столь детальное предварительное моделирование проекта во многом определяет его успех.
Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации.
Для творческой продуктивной работы по проектированию важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений.
Способы создания мотивации:
Способ загадки (или приём
интерпритации
). Представление
материала, содержащего неопределённость и связанного одной
идеей, гипотезой или выводом.
(Приложение№2)
Приём «ключевых слов» или ключей. Например, нужно угадать
предмет, спрятанный в ящике, или какое-то понятие. Ученикам
предлагаются ключи для открытия. Выбор ключей учителем завит
от целей мотивации. Это могут быть: значение, причина, свойства,
функции и т. п. Учащиеся задают вопросы, используя ключи,
учитель может дать только ответы «да» или «нет».
Погружение в проблему. Ученики ставятся в такую ситуацию,
когда им необходимо принять какую-то позицию, роль и решить
проблему уже с этой точки зрения.
Выполнимое невыполнимое действие. Создаётся ситуация
практического выполнения действия, причём есть иллюзия его
лёгкого выполнения. Но у ученика ничего не получается. Возникает
вопрос: «Почему не получается?».
От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего проекта.
В педагогической науке выделяются следующие разновидности учебных проектов:
Информационный
проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
В
ролевом
проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев.
Практико-ориентированный
проект по русскому языку нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса или школы.
Творческий
проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Исследовательский
проект по русскому языку – по структуре научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д.
По продолжительности проведения проекты могут быть:
Мини-проекты
укладываются в один урок или даже его часть;
Краткосрочные
проекты по русскому языку занимают 4-6 уроков.
Недельные
проекты выполняются в группах. На их выполнение требуется 30-40 учебных часов.
предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы;
такое глубокое «погружение» делает проектную неделю оптимальной формой организации данной деятельности.
Годичные проекты по русскому языку как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.
При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Учитель составляет, отбирает возможные темы и предлагает их учащимся или участвует в обсуждении тем, предложенных школьниками. Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
В современной школе учебный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся партнеров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
На уроках русского языка в начальной школе также используется метод проектов.
Возможные темы учебных проектов:
Зачем я говорю и пишу?
Гласные и согласные бывают такие опасные …
Звуки – «двойняшки»
Где поставить ударение?
Всегда ли мягкий
мягкий
знак?
Древняя письменность
Откуда растет корень слова?
Крылатые слова и выражения
Разделительные Ь и Ъ
В царстве трёх склонений
На что похоже наречие
Какие части речи я знаю
Как различать омонимы
Такие разные синонимы
Тайны морфемы
Пословицы в современном мире
17.Заимствованные слова
На основе анализа литературы, раскрытия особенностей структуры личностно-ориентированного образования, можно сделать вывод о том, что технология проектной деятельности как личностно - ориентированная педагогическая технология характеризуется следующими признаками:
признание учителем уникальности и индивидуальной самоценности каждого обучающегося;
признание каждым уникальности и индивидуальной самоценности любого другого человека.
М.А. Ступницкая1 считает, что именно в проектном личностно-ориентированном обучении воплощается в реальность идея развивающего обучения. Выполняя творческие, исследовательские проекты, обучающиеся учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию.
В процессе проектной деятельности развиваются все виды универсальных учебных действий.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий проектная деятельность стимулирует формирование способности организовать и спланировать сотрудничество с учителем и сверстниками, увеличивает опыт работы в группе.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий главное значение проектной деятельности младших школьников в приобретении навыков поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках.
В ходе выполнения проекта, учащиеся приобретают потребность поиска дополнительной информации для самостоятельной познавательной деятельности; осваивают эффективные приемы поиска, организации и хранения информации, используют полученные знания для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных ситуациях проектирования и практической деятельности.
Личностные результаты деятельности младшего школьника, развивающиеся в процессе создания проекта, могут способствовать:
- формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; (такие проекты, как «Дом, в котором я живу», «Они сражались за Родину» и т.п.;)
- формированию целостного, социального ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий (проекты «Россия – дружная семья народов», «Моя семья в истории моей страны»);
- формированию уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов (проекты, связанные с изучением истории и культуры народов мира);
- овладению начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (социального направленные проекты – работа с пожилыми, инвалидами, уход за пришкольным участком);
- принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения (участие младших школьников в органах школьного самоуправления, дежурстве по школе);
- формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств (возникает при работе над творческими проектами);
- развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- формированию установки на безопасный, здоровый образ жизни (этот процесс очень эффективен при работе над такими проектами, как «Кулинарные блюда и здоровое питание», «Блюда национальной кухни»);
- мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Проектная деятельность младших школьников, как никакая другая, эффективно способствует развитию такого вида универсальных учебных действий, как регулятивные действия. Для успешной реализации любого проекта необходимо развитие умения правильного целеполагания, как соотношения того, что уже известно ученику и того, чего он хочет добиться в результате реализации проекта.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, формируемые в процессе проектной деятельности младших школьников, в первую очередь должны отражать освоение способов решения проблем поискового характера.
Хочется отметить важный метапредметный результат - развитие информационной компетентности младшего школьника. И это не только использование различных способов поиска информационном пространстве сети Интернет. В начальной школе ученик должен научиться самостоятельно готовить свое выступление и выступать с разнообразными видами сопровождения (презентациями, аудиозаписями, демонстрациями); соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Основной целью развития проектной деятельности в школе становится развитие способности каждого ученика определять и принимать общую цель работы и путей её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный конструктивный контроль в совместной деятельности, разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предлагаем на примере рассмотреть работу над проектом «Части слова».
Проанализировав учебник русского языка по УМК «Перспективная начальная школа», были выявлены темы, которые можно использовать в проекте. Например : «Всегда ли мягкий знак «мягкий»?, «Разделительный Ь и Ъ знаки», «Слова-названия предметов с нулевым окончанием», «Это слово и другое слово. Слова разной формы», «Родственные слова, откуда они берутся», и др. Но, остановились на разделе «Части слова». Данный раздел является не только освоением новых знаний, но и закреплением вышеперечисленных. Проект нацелен на интересы самих учащихся. Продукт призван быть использованным в жизни класса.
Первичная диагностика уровня сформированности исследовательских умений и навыков обучающихся, необходимых для успешной проектной деятельности, показала результаты начального уровня.
Цель формирующего эксперимента: постановка экспериментальной работы с целью совершенствования исследовательских, информационных, презентационных, рефлексивных, творческих и др. умений обучающихся, повышения качества и эффективности проводимой проектной деятельности.
Покажем, как подобная работа ведётся в рамках проекта книжка- раскладушка «Части слова». (Приложение №4).
Проект рассчитан на 4 занятия ( 3- 4 уроки спаренные). Итогом работы является изготовление макета книжки-раскладушки.
Тип проекта по продолжительности: краткосрочный проект.
Тип проекта по доминирующей деятельности учащихся: практико-ориентированный, так как он нацелен на интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и призван быть использованным в жизни класса.
Тип проекта по предметно-содержательной области: монопроект. Реализуются в рамках одного учебного предмета – русский язык, хотя могут использовать информацию из других областей знаний, и деятельности.
Тип проекта по количеству участников: групповой.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный:
- выбор темы проекта;
- определение состава проектных групп;
- определение целей и формулирование задач проекта;
- определение названия проекта; обсуждение плана работы; возможных источников информации; ожидаемых результатов (продукт проекта);
- выбор способов работы (используемые материалы, технология изготовления).
На первом этапе определились с такой темой проекта, которая была интересна детям больше всего. Исходя из актуальных проблем и потребностей учащихся в обеспечении разнообразия учебного процесса, решили, что продукт будет использоваться как закрепительный элемент пройденного материала.
Затем вместе с ребятами обсудили план работы, поставили перед собой конкретные задачи для реализации нашей конечной цели – изготовить книжку-раскладушку с занимательными материалами по русскому языку.
На данном этапе ребята получили задание собрать различные занимательные задания и упражнения по русскому языку по теме «Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание».
2. Проектировочный:
- работа по сбору информации (занимательных заданий по различным предметам, других материалов для оформления книжки-раскладушки);
- анализ и отбор информации для книжки-раскладушки;
- подготовка материалов для изготовления книжки-раскладушки.
3. Практический:
- изготовление макета книжки-раскладушки;
- заполнение книжки-раскладушки информационным материалом;
- эстетическое оформление изделия.
4. Заключительный:
- подготовка к защите проекта (оформление презентации и подготовка речи);
- защита проекта;
- анализ результатов, рефлексия.
На данном этапе мы сформулировали правила пользования книжкой-раскладушкой.
В конце проделанной работы можно сделать вывод, что использование метода проектов на уроках русского языка способствует повышению уровня формирования основных исследовательских умений и навыков, способствует развитию креативных способностей обучающихся.
Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся 1-4 лекции / М. А. Ступницкая. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 64 с.