«Формирование жизненных компетенций обучающихся через уроки столярного дела» | Сукнатов Юрий Александрович. Работа №318960
Современная государственная политика в сфере образования в качестве одной из стратегических задач рассматривает следующую: создание среды обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию.
В настоящее время в федеральном государственном стандарте специального образования представлены два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: во-первых «академический» и, во- вторых, «жизненных компетенций». Это свидетельствует о том, что все без исключения дети с ограниченными возможностями здоровья должны получить возможность не только усвоить материал по общеобразовательным дисциплинам, но и в первую очередь, жизнедеятельности в общем.
Таким образом, учитывая содержание действующих документов, отражающих государственную политику в сфере образования, пути модернизации системы специальной помощи ребенку с нарушениями в развитии, мы можем заключить, что формирование жизненных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья - это не только приоритетное, но и обязательное направление работы любого образовательного учреждения.
«Формирование жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ через уроки столярного дела»
Современная государственная политика в сфере образования в качестве одной из стратегических задач рассматривает следующую: создание среды обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию.
В действующих документах, раскрывающих специфику коррекционно-педагогического процесса как в специальных учреждениях, так и в школах общего типа, отмечается необходимость целенаправленного формирования у учащихся с нарушениями в развитии жизненных компетенций.
В настоящее время в федеральном государственном стандарте специального образования представлены два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: во-первых «академический» и, во- вторых, «жизненных компетенций». Это свидетельствует о том, что все без исключения дети с ограниченными возможностями здоровья должны получить возможность не только усвоить материал по общеобразовательным дисциплинам, но и в первую очередь, жизнедеятельности в общем.
Таким образом, учитывая содержание действующих документов, отражающих государственную политику в сфере образования, пути модернизации системы специальной помощи ребенку с нарушениями в развитии, мы можем заключить, что формирование жизненных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья - это не только приоритетное, но и обязательное направление работы любого образовательного учреждения.
Отметим, что компетенции - это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свои способности, умения, навыки.
Постановка вопроса о формировании у школьников жизненных компетенций не случайна. Такая необходимость обусловлена тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья значительно затрудняются или не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач.
Как показывает практика, многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Наблюдается тенденция к частой смене работы. Прослеживается не всегда объективно обоснованная неудовлетворенность заработком. Отмечается недостаточный уровень подготовленности к самостоятельному труду. Имеют место трудности в установлении контакта с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной жизни предприятия. Возникают проблемы в связи с неумением распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У некоторых выпускников, живущих с родителями, наблюдаются иждивенческие настроения.
Как правило, это обусловлено тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья:
- имеют специфические потребности в общении из-за своих эмоционально-поведенческих особенностей;
- не всегда могут самостоятельно продумывать и анализировать бытовые ситуации, в том числе социальной и познавательной сферы, принять нужное решение;
- затрудняются объективно оценивать действия, поступки, а также применять полученные теоретические знания на практике;
- имеют преимущественно низкий уровень мотивационной и познавательной сферы, неструктурированное восприятие социального мира, неадекватную самооценку.
Эти проблемы невозможно решить вне целенаправленного формирования жизненных компетенций у школьников с ограниченными возможностями здоровья.
В современном образовании нередко также говорят о социальных и персональных компетенциях.
При этом социальные компетенции рассматриваются как готовность и способность человека жить в социальном взаимодействии: изменяться и адаптироваться; вырабатывать способность к рациональному общению, к достижению согласия с окружающими людьми.
В свою очередь, персональные компетенции - это готовность и способность личности выявлять и осмысливать шансы своего развития; проявлять собственные дарования, разрабатывать и развивать свои жизненные планы.
Персональные компетенции охватывают такие личностные качества, как самостоятельность, самоуважение, надежность, осознанная ответственность, чувство долга и др.
Существует и иная квалификация жизненных компетенций. В ее структуре выделяются следующие компоненты:
- когнитивная компетенция- это система способностей, позволяющая познавать окружающий мир (природную и социальную среду, самого себя). Она охватывает когнитивные, интеллектуальные способности, знания и опыт личности, черты характера (любознательность, внимательность), мотивацию;
-эмоционально-волевая компетенция- это совокупность способностей, которые позволяют человеку управлять своими эмоциями и активностью, избегать конфликтных ситуаций, конструктивно решать проблемные вопросы;
-творческая компетенция- это совокупность способностей которые включают черты характера, необходимые человеку для социализации и максимально возможной самореализации (это креативность, настойчивость, стремление к получению ожидаемого результата);
-духовная компетенция как совокупность духовных способностей человека, которые:
-обеспечивают возможность самопознания, саморазвития, самореализации и самоконтроля;
-выражают ее мораль (это подразумевает следование человеком принятым в обществе нормам морали, правилам поведения, уважение к окружающим людям, толерантность).
Анализ современной правовой, научной документации, а также методических материалов привел педагогов к необходимости поиска способов, средств, технологий, коррекционно-педагогических подходов, обеспечивающих формирование жизненных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Имея опыт решения рассматриваемой проблемы, можно отметить следующее.
1.Формирование у учащихся специальных (коррекционных) школ жизненных компетенций должно осуществляться в ходе всего учебно-воспитательного процесса. Ошибочно сводить эту работу в одном направлении исключительно к воспитательному процессу.
2. Формирование у школьников с ограниченными возможностями здоровья жизненных компетенций требует взаимодействия всего педагогического коллектива, привлечение внимания средств массовой информации, общественности в целом к проблемам и нуждам школьников. Принципиально важным является установление сотруднических отношений с родителями как социальными заказчиками на образовательные услуги.
3.Особое внимание формированию у школьников с ограниченными возможностями здоровья жизненных компетенций должно уделяться в системе воспитательной работы. Это можно сделать через проведение внеклассных и общешкольных мероприятий. Не случайным должен быть и набор кружков, факультативных курсов, предлагаемых школой своим социальным заказчикам. Такие организационные формы работы с учащимися позволяют с высокой долей эффективности обеспечить все необходимые условия для обогащения социального опыта учеников, их «окультуривания», для удовлетворения имеющихся у детей особых образовательных потребностей.
4.Овладение детьми с ограниченными возможностями здоровья жизненными компетенциями окажется невозможным, если вся система учебно-воспитательной работы будет замыкаться в образовательном учреждении. Следует максимально расширить контакты детей с нормально развивающимися сверстниками, со взрослыми, в числе которых должны быть и потенциальные работодатели.
5.Формированию у детей рассматриваемой категории жизненных компетенций способствует содержание всех без исключения учебных дисциплин.
Например, на уроках чтения и развития речи это обеспечивается при анализе ситуаций из литературных произведений, с которыми знакомятся учащиеся. На уроках истории- через оценку тех или иных исторических событий. На уроках профессионально- трудового обучения- благодаря той деятельности, которую осуществляют учащиеся в соответствии с содержанием осваиваемого профиля. И так далее.
Формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья жизненных компетенций должно осуществляться в ходе всего учебно-воспитательного процесса.
Следует максимально расширить контакты детей с нормально развивающимися сверстниками, со взрослыми, в числе которых должны быть и потенциальные работодатели.
Вся учебно-воспитательная деятельность в школе в первую очередь направлена на формирование жизненной компетенции воспитанников, т. е. готовности выпускников к успешной интеграции в общество, способности реализоваться в жизни.
В современном мире ребенок с ОВЗ должен наравне со всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому нужны новые направления формирования жизненной компетентности учащихся в условиях школы-интерната. Значимыми в современных условиях являются адаптационные способности личности.
В обществе, пытающемся жить по законам рыночной экономики нужно ориентировать учащихся на эффективный труд в условиях рыночных отношений.
Я, как учитель столярного дела, считаю целесообразным выработку у детей устойчивых практических умений и навыков по обработке наиболее употребительных материалов (бумага, картон, древесина и т.д.), наиболее распространенными инструментами (молоток, пила, рубанок, нож, напильник и т.д.), которые необходимы почти каждому человеку, как для последующего профессионального обучения, так и для повседневной жизни.
В основу формирования предметной компетентности положена концентрически построенная программа.
В 5 классе знакомлю учащихся с ручным столярным инструментом, приемами работы с ним. Дети выполняют работы по изготовлению игрушечной мебели (стол, стул, кресло, детская скамейка), создают модели кораблика, гусеничного трактора, танка, в конце 5 года обучения изготавливают ручки и черенки к различным столярным инструментам и сельскохозяйственному инвентарю; здесь же планирую ремонт сельскохозяйственного инвентаря (носилок, граблей, лопат, мотыг и др.)
Если в пятом классе соединение деталей в изделиях дети проводят в основном с помощью гвоздей и шурупов, то начиная с 6 класса, учащиеся выполняют различные шиповые соединения. В начале соединение вполдерева, потом на одинарный сквозной шип, на одинарный несквозной шип или табуреточная вязка с применением клея. Соединение прорабатываем на изделиях табурет, скамейка. Кроме того учащиеся изготавливают изделия из деталей круглого сечения (швабра, детская лопатка, грабли).
Приемам геометрической резьбы обучаю первоначально на учебных образцах, а затем выполняем эту работу на изделиях: разделочная доска, подставка под карандаши.
В старших классе совершенствуются умения и навыки работы со столярным инструментом, осваивается прием фугования, идет обучение работе на токарном станке и рейсмусе.
Одним научением, подражанием и повторением социальная адаптация у детей с проблемами в развитии не сформируется. Время диктует применение более эффективных методов, которые должны максимально приближать учащихся к реальной жизни. Реализацию этих методов на уроке столярного дела я осуществляю через:
демонстрацию и активные действия с демонстрируемым объектом;
использование проблемных ситуаций;
экскурсии;
моделирование реальных ситуаций, сюжетно-ролевые игры;
практическую деятельность.
В работе с умственно - отсталыми детьми на уроках столярного дела очень важно вести обучение в зоне ближайшего развития. Именно моделирование реальной жизненной ситуации помогает проводить такие уроки, на которых решается проблема технического мышления. Создаются благоприятные условия для самостоятельной деятельности учащихся, осмысления процесса практической деятельности – развития практической умелости.
При планировании уроков трудового обучения предусматриваю создание благоприятных условий для развития у учащихся инициативы, технической смекалки. При анализе чертежа, модели, образца или выполненной практической работы рекомендую внимательно рассмотреть предлагаемый объект, представить его мысленно, сверяясь с чертежом или планом, отобрать все детали, разобраться, как они соединены между собой, выделить главные узлы, продумать последовательность их изготовления и сборки, подумать как определить правильность выполненных операций.
Такая поэтапная работа помогает школьникам при планировании изготавливаемого объекта, осмыслению соотношения необходимых рабочих операций, выработке умения представлять ход выполнения задания и контролировать себя в процессе работы.
Моделируя реальную жизненную ситуацию на уроке труда, определяю ее как способ воздействия на ученика. В каждой ситуации использую прием сравнения.
Например, при изготовлении подставки из древесины для сверл, показываю детям подставку и заготовку, путем сравнения предлагаю на глаз определить, сколько таких подставок можно из нее изготовить. В ходе групповой беседы учащиеся отвечают на вопросы:
Из какого материала состоят оба предмета?
Какова их форма?
Чем они отличаются друг от друга?
При обсуждении технологии изготовления подставки, сравниваем понятия
« распилить», «разрезать», «обработать».
Экскурсии носят не только познавательный характер. Стараюсь строить их таким образом, чтобы учащиеся выполняли разного рода практические задания, которые требуют контакта с незнакомыми людьми.
Результатом проведения экскурсий является то, что учащиеся:
овладевают навыками делового общения;
получают знания о профессиях, значении труда в жизни;
не стесняются обращаться с просьбами к работникам различных учреждений;
умеют выбирать форму поведения в различных ситуациях;
накапливают представления и знания о нормах культуры поведения;
вырабатывают положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях.
Практические виды деятельности на уроках столярного дела являются основным методом отработки теоретических знаний. Они дают возможность перевести знания в умения. При проведении практических работ решаются следующие задачи:
воспитание личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
формирование бережного отношения к предлагаемым материалам;
развитие внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности.
Стараюсь больше использовать систему упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. В ходе проведения таких упражнений у детей сформировывается навык, который они будут использовать в своей самостоятельной жизни.
Опыт показал, что старшеклассники коррекционных школ не всегда владеют различными видами труда. Они затрудняются не только последовательно рассказать, как будут выполнять какую-либо работу, но практически выполнить ее. Здесь очень важно найти оптимальный путь овладения этими навыками. За годы своей работы пришел к выводу, что прежде чем выполнять практическую работу, недостаточно одного объяснения учителя, нужно составить карту или план действия (технологическую карту). Технологическая карта помогает представить практический процесс в развитии, а при выполнении трудового задания выполнить его последовательно, провести необходимые контрольные действия, выявить слабые места в работе над изделием и устранить ошибки.
Результатом использования практических упражнений является то, что учащиеся:
становятся более терпеливыми, выполняют работу до конца;
с введением технологических карт возникает меньше вопросов у учащихся по правильности выполнения той или иной работы;
появляется заинтересованность, учащиеся всегда интересуются, будут ли они сегодня выполнять практическую работу и какую.
Сюжетно – ролевые игры можно проводить при знакомстве с профессиями столяр, плотник, рабочий по ремонту мебели, зданий и сооружений.
Учащиеся под руководством учителя разыгрывают ситуацию обращения в отдел кадров для устройства на работу и упражняются в диалоге с работодателем. Также проигрывается и посещение магазина с целью приобретения инструментов и материалов. Такие занятия проходят с большим интересом для учащихся. Чем больше жизненных ситуаций рассматривается на уроках столярного дела, тем больше может быть уверенности у учителя, что его выпускники используют полученные знания в новой или измененной ситуации, что всегда является сложным для детей с недостатками интеллектуального развития.
Результатом проведения таких игр является то, что учащиеся:
не боятся общения с работниками различных предприятий;
уверенно пользуются вежливыми словами, правильно выбирают форму общения с взрослыми и сверстниками;
получают более глубокие представления о жизни и деятельности людей.
Таким образом, работа, проводимая по формированию жизненных компетенций у детей с ОВЗ на уроках столярного дела, позволяет сделать следующий вывод: дети становятся более самостоятельными в принятии решений, в оценке бытовых ситуаций. Умеют выбрать материалы, инструменты для ремонта домашней мебели. У учащихся расширяются представления о правилах поведения в общественных местах. В действиях детей проявляется самостоятельность и целенаправленность.
Подводя итог, можно отметить, что, овладевая жизненными компетенциями, ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет много шансов на успешное включение в общество, на адаптацию к интенсивно меняющимся социальным условиям, на максимальную доступную для него самореализацию.