Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 07.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование жизненных компетенций | Казурова Ирина Александровна. Работа №334527

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Центральная задача школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с умственной отсталостью, заключается в формировании у обучающихся жизненных компетенций. Работа по формированию у младших школьников с умственной отсталостью жизненных компетенций должна осуществляться как в ходе уроков, так и в процессе внеурочной деятельности. 

Важно расширять контакты этих обучающихся со взрослыми и сверстниками, включать ребёнка в доступные и интересные для него виды деятельности.

Целью коррекционно-развивающего обучения детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью становится не только освоение знаний по общеобразовательным предметам, сколько способность к освоению любых, доступных ребёнку, социально и личностно значимых навыков жизненной компетенции, обеспечивающих его адаптацию в окружающей среде и способствующих самостоятельной и независимой жизнедеятельности.

Формирование жизненных компетенций у младших школьников с глубоким нарушением интеллекта.

 

Центральная задача школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с умственной отсталостью, заключается в формировании у обучающихся жизненных компетенций. Работа по формированию у младших школьников с умственной отсталостью жизненных компетенций должна осуществляться как в ходе уроков, так и в процессе внеурочной деятельности. Важно расширять контакты этих обучающихся со взрослыми и сверстниками, включать ребёнка в доступные и интересные для него виды деятельности.

Целью коррекционно-развивающего обучения детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью становится не только освоение знаний по общеобразовательным предметам, сколько способность к освоению любых, доступных ребёнку, социально и личностно значимых навыков жизненной компетенции, обеспечивающих его адаптацию в окружающей среде и способствующих самостоятельной и независимой жизнедеятельности.

Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни.

Цель формирования жизненных компетенций у детей с глубоким нарушением интеллекта: введение ребенка в сложную предметную и социальную среду через индивидуально дозированное и систематически планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов, практическая подготовка детей к жизни.

При этом решаются следующие задачи:

сформировать навыки общения с людьми и поведения в обществе;

дать детям знания и представления о различных предметах

в окружающей их жизни

и объектах

,

оказывающих услуги;

научить их практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться этими предметами и объектам

и.

Содержание обучения и воспитания младших школьников с умственной отсталостью должно иметь жизненную значимость и практическую необходимость. Нарушения в развитии учащихся с УО и крайне низкий уровень обучаемости создают большие сложности при овладении различными навыками. Важным условием эффективной работы является соблюдение комплексности, системности и непрерывности работы по формированию жизненных компетенций.

Жизненные компетенции в школе формируются в ходе урочной и внеурочной деятельности.

Наиболее важными базовыми жизненными компетенциями для детей, имеющих диагноз умственная отсталость, являются:

развитие

способности

к

общению;

формирование

бытовых

навыков

и

навыков

самообслуживания;

приобретение

социального

опыта;

формирование

способности

к

трудовой

деятельности.

 

Развитие способности к общению.

Отмечается, что овладение элементарными способами коммуникации у детей с УО происходит в более поздние сроки, а в отдельных случаях без специального обучения не происходит вообще. Дети с УО, как правило, не игнорируют контактов, но самостоятельно предъявлять те или иные способы коммуникации не могут. У них отсутствует самостоятельная инициатива к общению, не проявляется интерес к общению или ограничивается круг контактов только с хорошо знакомыми людьми. При общении дети могут вести себя неадекватно: бросают игрушки, стремятся на руки к взрослому, не реагируют на предлагаемые предметы, обращения, действия.

У детей медленно развиваются понимание и использование речи, а окончательное её формирование ограничено. Ребенок понимает речь собеседника весьма ограниченно, удовлетворительно улавливая интонации, жесты и мимические движения.

Экспрессивная речь ограничивается отдельными словами или короткими предложениями. Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в быту слов и выражений. У некоторых детей с умственной отсталостью речь не появляется совсем. Отсутствие речи может компенсироваться жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые дети вкладывают вполне определенный смысл.

Работа по формированию навыков общения должна включаться во все виды деятельности: самообслуживание, игру, обучение.

Работа направлена на овладение детьми умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.

Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике для решения житейских задач «неговорящие» дети могут пользоваться невербальными средствами коммуникации: естественными жестами, графическими знаками, символами, пиктограммами.

Для развития коммуникативных навыков во время уроков «Речь и альтернативная коммуникация» используются ритуалы приветствия и прощания, проигрывание их с игрушками. Воспитанники детского дома с большим удовольствием слушают сказки, инсценируют, проигрывают эпизоды сказки.

На уроках обязательно использую телесно-ориентированные приёмы (объятия, поглаживания, совместные жесты) с постепенным увеличением продолжительности зрительного контакта «глаза в глаза», эмоциональными и предметными стимулами. Сочетание этих приёмов способствует возникновению чувства защищенности, безопасности.

В процессе социально-бытовой деятельности у детей с умственной отсталостью происходит развитие способов коммуникации. У них вырабатывается умение использовать свою речь в коммуникативных целях: попросить нужные им предметы, обратиться за помощью и т.д.

Важно научить ребенка корректно выражать свои чувства (отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу, желание, опасение и т.д.), устанавливать и ограничивать контакт (не быть назойливым, быть благодарным и др.)

 

Формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания.

Главное для детей с умственной отсталостью - это максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Процесс развития того или иного навыка зависит не только от организации коррекционно-практической работы, но и от индивидуальных возможностей детей.

Формирование навыков самообслуживания является долгосрочным и трудоёмким процессом. При грубых дефектах моторного развития отсутствует возможность формирования этих умений. В большинстве случаев возникают трудности в овладении навыками, которые требуют использования мелкой моторики рук: шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек и шнурков. Некоторые нуждаются в контроле и помощи в быту на протяжении всей жизни.

Важно при формировании навыков самообслуживания у обучающихся учесть склонность к действию по подражанию. Данная особенность ускоряет накопление жизненного опыта и помогает осознать важность самообслуживания. Пример положительного отношения окружающих к добросовестному труду действует, как среда для успешного становления личности обучающегося, его убеждений и привычек поведения. Личные примеры взрослых, которые влияют на мысли и чувства обучающегося выступают как одно из главных условий формирования положительного отношения к труду.

Гигиенические навыки и навыки самообслуживания вырабатываются у детей с УО путем многократных упражнений и повторений. Задача создать у детей стойкие положительные мотивации побуждения к выполнению гигиенических процессов. Своим примером выполнения правил гигиены, положительной оценкой действий детей учитель постоянно подчеркивает то удовлетворение, которое он испытывает от чисто вымытых рук, аккуратной прически, опрятной одежды. Умственно отсталые дети в силу особенностей развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. Играют здесь роль относительно меньшие возможности общения с окружающим миром. В связи с этим велика роль систематического и целенаправленного обучения.

Самообслуживание обучающихся на уровне начального образования включает:

1. Прием пищи: уметь использовать столовые приборы (вилка, ложка), есть аккуратно при этом сохраняя осанку за столом, уметь убирать за собой посуду; культурно вести себя во время приёма пищи. 2. Овладение навыками раздевания и одевания: уметь снимать и одевать одежду, застёгивать пуговицы и молнию, снимать и одевать обувь, завязывать и развязывать шнурки на обуви, выбирать одежду по погоде. 3. Гигиена тела: уметь мыть руки и лицо, вытирать руки и лицо полотенцем, правильно использовать мыло и зубную щетку, уметь расчесывать волосы, использовать по назначению носовой платок. 4. Навыки опрятности: умение пользоваться горшком, туалетом, сообщать о нужде, пользоваться туалетной бумагой; 5. Гигиена быта: соблюдать и поддерживать порядок, уметь складывать свои вещи, соблюдать порядок в шкафу, содержать в порядке предметы игры.

Таким образом, навыки самообслуживания играют важную роль в повышении адаптационных возможностей у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования. Навыки самообслуживания развивают самостоятельность и речь, мелкую моторику рук, повышают самооценку, что является важным шагом на пути к независимости.

Занятия по самообслуживанию проводятся на том практическом материале, который близок личному опыту детей. Они лучше усваивают слова и фразы, которыми пользуются в повседневной жизни.

Формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания направлено на развитие представления о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других.

Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание), стремление к самостоятельности и независимости в быту, помощи другим людям в быту.

Для формирования навыков на уроках «Человек» и «Окружающий социальный мир» использую картинные алгоритмы выполнения действий, что позволяет быстрее и нагляднее сформировать необходимый навык.

Формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания на уроках «Человек», «Окружающий социальный мир» и «Домоводство» включает:

- Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (поддержание чистоты в помещении: классе, игровой и спальной комнате; создание уюта и т.д.), предназначения и умения использовать окружающих в быту предметов и вещей.

- Умение ориентироваться в пространстве помещения (группы, кабинета, столовой, мест общего пользования).

 

Приобретение социального опыта.

Для расширения радиуса социальной активности особое внимание уделяется совместной деятельности с ребенком. Для этого используется в повседневной обыденной жизни любая ситуация (на уроке, перемене, на прогулке, в процессе кормления, одевания и раздевания); придумывание истории, проигрывание их с игрушками. Для накапливания социального и коммуникативного опыта, посещая актовый зал, столовую, специалистов постоянно отрабатываются и закрепляются модели поведения и общения.

Основные направления работы по обогащению социального опыта умственно отсталых детей младшего школьного возраста:

-Формирование первоначальных представлений о мире, созданном человеком: о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д. Усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице.

-Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

-Развитие межличностных и групповых отношений.

-Развитие восприятия собственного тела. Освоение доступных способов передвижения (в том числе с использованием технических средств). Формирование двигательных навыков, координации движений, физических качеств.

-Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни. Участие в классных, общешкольных и дистанционных мероприятиях.

 

Формирование способности к трудовой деятельности.

Практически у всех детей с нарушением интеллекта в той или иной степени нарушена координация движений рук, что оказывает негативное влияние на выполнение практических действий, а так же на контроль и регуляцию при формировании двигательных трудовых навыков. Двигательные трудовые навыки автоматизируются у таких ребят медленно, затрудняются их использование в новых условиях. И чем больше изменено задание, тем сложнее умственно отсталым младшим школьникам использовать сформированный навык. Это указывает на недостаточное развитие интеллектуальных компонентов трудовой деятельности и нарушения двигательной сферы.

В процессе трудового обучения коррекция дефектов умственного и физического развития младших школьников состоит в формировании у них трудовых умений, в развитии точности, ловкости, скоординированности движений рук.

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку у них трудиться и заботиться друг о друге, формируя тем самым благородные побуждения. Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. Дети с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде. Важно умело реализовать воспитательный потенциал труда, который заключается в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой либо потребности влечет за собой появление новой или новых потребностей.

Работа с младшими школьниками направлена на приобретение ими ряда организационных умений (организация рабочего места, умение концентрироваться на выполняемой работе). Важно сформировать первоначальные навыки ориентировки в задании, планирования и контроля за его выполнением, усвоить предусмотренные программой сведения о свойствах материалов, правилах работы с ними, об устройстве инструментов, научиться соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности, овладеть приёмами работы с различными материалами. В работе помогает использование графических знаков, символов.

Формирование способности к трудовой деятельности направлено на овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами; в сервировке и уборке столов.

Для ребенка доступны навыки ухода за комнатными растениями, полив, опрыскивание, рыхление, дежурство по классу.

 

Непосредственно в организации образования важно создать условия, чтобы школьники с умственной отсталостью активно взаимодействовали, сотрудничали друг с другом. Например, можно предложить детям выполнение совместной работы, какого-либо коллективного творческого задания и т.п. Только в таких условиях дети с умственной отсталостью могут накапливать положительный социальный опыт, перенимая его не только от взрослого в рамках диады «педагог - ребёнок», но и от сверстника, то есть в рамках диады «ребёнок - ребёнок».

Таким образом, работа по формированию у младших школьников с умственной отсталостью жизненных компетенций является важным звеном в образовательном процессе школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для успешной реализации данной работы требуется регулярно включать обучающихся названной категории в доступные для них области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности (с учётом личных интересов и возможностей каждого ребёнка). В ходе урочной и внеурочной деятельности важно создавать условия для освоения младшими школьниками с умственной отсталостью социальных ролей, а также широкого спектра культурных норм.


Список литературы.

«Формирование навыков самообслуживания и навыков культурного поведения у младших школьников с тяжелыми нарушениями интеллекта».

Скворцова Вероника Олеговна

, кандидат наук, доцент. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

https://novainfo.ru/article/8540

«Развитие коммуникативных умений у детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью в процессе социально-бытовой деятельности». Зак Г.Г. «Специальное образование №1», 2010

Статья

https://multiurok.ru/files/formirovanie-zhiznennykh-kompetentsii.html

Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелой умственной отсталостью в процессе абилитационной работы / Авторы

-

сост.: С.Ю. Танцюра, Т.Ф. Баранова, Б.М. Басангова, С.М. Мартыненко, Т.Д. Шоркина; под общ. ред. С.Ю. Танцюры, - М.: ГАУ ИДПО ДТСЗН, 2017. - 114 с.

Статья «Формирование жизненных компетенций у детей школьного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС для умственно-отсталых детей»

https://infourok.ru/statya-na-temu-formirovanie-zhiznennyh-kompetencij-u-detej-shkolnogo-vozrasta-s-ovz-v-usloviyah-realizacii-fgos-4607522.html

Социализация детей с интеллектуальными нарушениями в контексте модернизации системы образования: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конф. 26 м

арта 2015 г. / под общ. ред. С.

В. Соловьевой; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», Кафедра методологии и методики образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения

родителей. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015. – 422 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×