Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование ключевых компетенций функциональной грамотности младших школьников на уроках | Гашева Галина Николаевна. Работа №350142

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования функциональной грамотности младших школьников через развитие ключевых компетенций на уроках. Рассматривается значимость функциональной грамотности для успешной адаптации ребенка в обществе, а также роль учителя начальной школы в процессе формирования этих навыков. Описаны подходы и методы, которые способствуют развитию у детей способностей к критическому мышлению, творчеству, умению решать жизненные задачи и эффективно взаимодействовать с окружающими. Статья направлена на педагогов, заинтересованных в эффективном формировании функциональной грамотности у младших школьников.

Ключевые слова: функциональная грамотность, начальная школа, ключевые компетенции, критическое мышление, социальные навыки, педагогика, образовательные подходы.

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

 

Гашева Галина Николаевна, учитель начальных классов

МАОУ СОШ «Экошкола» г. Перми

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования функциональной грамотности младших школьников через развитие ключевых компетенций на уроках. Рассматривается значимость функциональной грамотности для успешной адаптации ребенка в обществе, а также роль учителя начальной школы в процессе формирования этих навыков. Описаны подходы и методы, которые способствуют развитию у детей способностей к критическому мышлению, творчеству, умению решать жизненные задачи и эффективно взаимодействовать с окружающими. Статья направлена на педагогов, заинтересованных в эффективном формировании функциональной грамотности у младших школьников.

Ключевые слова: функциональная грамотность, начальная школа, ключевые компетенции, критическое мышление, социальные навыки, педагогика, образовательные подходы.

 

Формирование функциональной грамотности у младших школьников является одной из ключевых задач современной начальной школы. Функциональная грамотность представляет собой комплекс знаний, умений и навыков, которые необходимы каждому человеку для эффективного выполнения повседневных задач и успешной социальной адаптации. На этом этапе важно развивать у детей не только академические знания, но и практические навыки, которые помогут им применять усвоенные знания в реальных ситуациях. Учитель начальных классов играет здесь важную роль, так как именно он закладывает основы функциональной грамотности, развивая у детей ключевые компетенции, такие как умение решать проблемы, критическое мышление, креативность и коммуникативные навыки.

Одной из ключевых компетенций, необходимых для формирования функциональной грамотности, является способность к решению проблем. В начальной школе ученики сталкиваются с учебными задачами, которые побуждают их искать решения, применять знания и использовать логическое мышление. Учитель должен организовывать учебный процесс таким образом, чтобы дети учились видеть связь между учебными задачами и жизненными ситуациями. Примером может служить работа с задачами, которые требуют анализа условий и принятия решений. При решении таких задач дети учатся самостоятельно находить пути решения, что развивает их навыки планирования и самоконтроля.

Критическое мышление также является важной компетенцией для формирования функциональной грамотности. Умение критически анализировать информацию помогает детям не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни, когда они сталкиваются с потоком информации из разных источников. Учитель может способствовать развитию критического мышления у младших школьников, задавая вопросы, которые требуют не простого воспроизведения знаний, а анализа и обоснования своих ответов. Например, на уроках чтения можно обсуждать мотивы и поступки персонажей, помогая детям задумываться над тем, почему герои принимают те или иные решения, и как их поведение влияет на окружающих.

Креативность является еще одной важной компетенцией, которая позволяет младшим школьникам находить нестандартные решения и развивает их способность к самовыражению. Креативные задачи и проекты способствуют развитию творческого потенциала детей, помогают им чувствовать себя увереннее и свободнее в процессе обучения. Важно создавать условия для креативного самовыражения, используя задания, которые требуют фантазии и нестандартного подхода. На уроках изобразительного искусства или труда дети могут создавать проекты, исследовать окружающий мир и выражать свое видение, что способствует развитию их художественных способностей и умения находить уникальные решения.

Коммуникативные навыки также играют значительную роль в формировании функциональной грамотности. Умение взаимодействовать с окружающими, выражать свои мысли и слушать других — это базовые навыки, которые необходимы для успешной адаптации в обществе. Учитель может содействовать развитию коммуникативных навыков у младших школьников, создавая ситуации, в которых дети могут работать в группах, обмениваться мнениями и учиться сотрудничать. Групповая работа позволяет детям учиться уважать чужие точки зрения, договариваться и находить компромиссы, что способствует развитию их социальной компетентности и эмпатии.

Кроме того, важной частью формирования функциональной грамотности является развитие у детей способности к самооценке и рефлексии. Самоанализ помогает младшим школьникам осознавать свои сильные и слабые стороны, ставить цели и принимать ответственность за свое обучение. В процессе выполнения заданий учитель может побуждать детей анализировать свои успехи и неудачи, размышлять над тем, что удалось сделать хорошо и что можно улучшить. Такой подход способствует развитию ответственности и мотивации к обучению, что является важным элементом функциональной грамотности.

Формирование функциональной грамотности требует комплексного подхода, в котором учитель использует различные педагогические приемы и методы. Среди эффективных подходов можно отметить проектную деятельность, практико-ориентированные задания и работу с жизненными ситуациями. Например, проектная работа позволяет детям использовать полученные знания для создания реального продукта или решения конкретной задачи, что помогает им лучше усваивать материал и видеть его практическую значимость. Задания, связанные с жизненными ситуациями, способствуют формированию у детей понимания того, как знания, полученные в школе, могут пригодиться им в повседневной жизни.

Таким образом, формирование функциональной грамотности у младших школьников на уроках является важной задачей, которая требует от учителя внимания к развитию ключевых компетенций, таких как умение решать проблемы, критическое мышление, креативность и коммуникативные навыки. Эти компетенции помогают детям адаптироваться к требованиям современной жизни, развивают их личностные качества и способствуют успешной социальной интеграции. Педагогу начальных классов следует уделять особое внимание созданию условий для развития функциональной грамотности, так как это закладывает основы для дальнейшего успешного обучения и саморазвития ребенка.

 

Список литературы

1. Карамышева Е. В. Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка / Е. В. Карамышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 452-454.

2. Красикова В. В. Функциональная грамотность как одна из ведущих компетенций учащихся младшего школьного возраста / В. В. Красикова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 4 (45). — С. 62-65.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×