Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование ключевых компетенций школьников | Фогт Инна Николаевна. Работа №338808

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования ключевых компетенций школьников при преподавании курса географии. Описаны основные подходы и методы, способствующие развитию у учеников критического мышления, умения работать с информацией, коммуникативных навыков и других важных компетенций.

Ключевые слова: ключевые компетенции, школьное образование, география, критическое мышление, информационные навыки, коммуникативные навыки, педагогические методы.

Формирование ключевых компетенций у школьников является одной из приоритетных задач современного образования. Ключевые компетенции включают в себя критическое мышление, умение работать с информацией, коммуникативные навыки и способность к самостоятельному обучению. Преподавание курса географии предоставляет широкие возможности для развития этих компетенций благодаря междисциплинарному характеру предмета и разнообразию используемых методов обучения.

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ГЕОГРАФИИ

 

Фогт Инна Николаевна, учитель географии

МБОУ «Зарянская школа» администрации Володарского района

 

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования ключевых компетенций школьников при преподавании курса географии. Описаны основные подходы и методы, способствующие развитию у учеников критического мышления, умения работать с информацией, коммуникативных навыков и других важных компетенций.

Ключевые слова: ключевые компетенции, школьное образование, география, критическое мышление, информационные навыки, коммуникативные навыки, педагогические методы.

 

Формирование ключевых компетенций у школьников является одной из приоритетных задач современного образования. Ключевые компетенции включают в себя критическое мышление, умение работать с информацией, коммуникативные навыки и способность к самостоятельному обучению. Преподавание курса географии предоставляет широкие возможности для развития этих компетенций благодаря междисциплинарному характеру предмета и разнообразию используемых методов обучения.

Одним из важных подходов к формированию ключевых компетенций является использование проектной деятельности. Проектные задания помогают учащимся развивать навыки самостоятельной работы, планирования и анализа информации. Например, при выполнении проекта "Изучение климатических зон мира" учащиеся самостоятельно собирают информацию, анализируют климатические данные, делают выводы и представляют результаты своей работы в виде презентации или доклада. Это способствует развитию критического мышления, умения работать с информацией и коммуникативных навыков.

Активное использование картографического материала также играет важную роль в формировании ключевых компетенций. Работа с картами развивает у школьников пространственное мышление, умение анализировать географические данные и делать выводы. Например, при изучении темы "Реки и озера" учащиеся могут работать с картами, определять местоположение рек и озер, анализировать их влияние на окружающую среду и хозяйственную деятельность человека. Такие задания способствуют развитию навыков анализа и синтеза информации, пространственного мышления и критического подхода к изучаемому материалу.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает дополнительные возможности для формирования ключевых компетенций. Применение цифровых карт, геоинформационных систем, онлайн-ресурсов и образовательных платформ позволяет сделать процесс обучения более интерактивным и увлекательным. Например, использование геоинформационных систем для анализа экологических проблем региона помогает учащимся развивать навыки работы с цифровыми инструментами, анализа данных и презентации результатов. Это также способствует формированию информационных и цифровых компетенций.

Коммуникативные навыки развиваются через групповую работу и обсуждения. Уроки географии предоставляют множество возможностей для организации групповой работы, где учащиеся могут обсуждать различные вопросы, обмениваться мнениями и совместно искать решения. Например, при изучении темы "Экологические проблемы мира" учащиеся могут работать в группах, анализировать конкретные экологические проблемы и предлагать возможные пути их решения. Такая работа способствует развитию навыков коммуникации, аргументации и сотрудничества.

Важным аспектом является развитие исследовательских навыков у школьников. Преподавание географии предоставляет широкие возможности для проведения самостоятельных исследований и полевых работ. Учащиеся могут проводить исследования на местности, собирать данные, анализировать их и делать выводы. Например, исследование влияния антропогенных факторов на состояние местных рек и озер помогает учащимся развивать навыки научного исследования, критического анализа и представления результатов своей работы.

Использование проблемного обучения также способствует формированию ключевых компетенций. Уроки географии могут строиться на основе решения конкретных проблем и задач, что стимулирует учащихся к активному участию в учебном процессе. Например, обсуждение вопросов изменения климата и его влияния на различные регионы мира помогает развивать у учащихся навыки критического мышления, анализа данных и принятия обоснованных решений.

Примеры успешного применения описанных методов можно найти в практике многих школ и образовательных учреждений. Учащиеся, вовлеченные в активное и интерактивное обучение, демонстрируют более высокие результаты в развитии ключевых компетенций, становятся более уверенными в своих силах и успешными в учебной деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что преподавание курса географии предоставляет широкие возможности для формирования ключевых компетенций школьников. Использование проектной деятельности, картографического материала, ИКТ, групповой работы, исследовательских методов и проблемного обучения способствует развитию критического мышления, информационных и коммуникативных навыков, самостоятельности и умения работать в команде. Учителя должны активно внедрять эти методы в свою практику, чтобы обеспечить успешное развитие и обучение учащихся.

Список литературы

Николина В.В. Проектное обучение в школьной географии: теория и практика, 2008. - 107 с.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. - 2002. - № 1. - С. 1.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×