Название статьи:
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы | Долбенчук Светлана Ивановна. Работа №344345
Дата публикации:
23.09.2024
Автор:
Долбенчук Светлана Ивановна
Описание:
Аннотация: В статье рассматриваются методы и приемы формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы. Описаны значимость коммуникативной компетенции для образовательного процесса и жизни в целом, а также способы её развития через взаимодействие с художественными текстами и диалоговые формы работы. Представлены конкретные примеры учебных заданий и подходов, которые помогают ученикам овладеть навыками грамотного и эффективного общения.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, русский язык, литература, диалог, межличностное общение, письменная речь, устная речь, образование.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Долбенчук Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы
МБОУ "СОШ № 19 с. Луганское Красноармейского района Саратовской области"
Аннотация: В статье рассматриваются методы и приемы формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы. Описаны значимость коммуникативной компетенции для образовательного процесса и жизни в целом, а также способы её развития через взаимодействие с художественными текстами и диалоговые формы работы. Представлены конкретные примеры учебных заданий и подходов, которые помогают ученикам овладеть навыками грамотного и эффективного общения.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, русский язык, литература, диалог, межличностное общение, письменная речь, устная речь, образование.
Формирование коммуникативной компетенции — одна из ключевых задач современного образования. В условиях динамичного развития общества и информационных технологий способность эффективно взаимодействовать с окружающими становится важным навыком, который помогает человеку не только в учебе и работе, но и в повседневной жизни. На уроках русского языка и литературы развитие коммуникативной компетенции приобретает особую актуальность, ведь именно здесь закладываются основы грамотной устной и письменной речи, а также умения вести диалог и выражать свои мысли.
Коммуникативная компетенция включает несколько компонентов: это умение воспринимать информацию, обрабатывать её, адекватно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также способность к диалогу и взаимодействию с другими людьми. Развитие этих умений необходимо начинать с младших классов, постепенно усложняя задания и формы работы по мере взросления учащихся.
Одним из наиболее эффективных способов формирования коммуникативной компетенции является работа с художественными текстами. Литература предлагает богатый материал для анализа, обсуждения и выработки навыков общения. Например, при изучении произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка" учитель может предложить ученикам обсудить мотивы поведения главных героев, дать оценку их поступкам и высказать своё мнение по поводу ключевых моментов сюжета. Такой подход не только развивает аналитические способности, но и помогает учащимся учиться высказывать свои мысли в логической последовательности и аргументировать свою точку зрения.
Важную роль в формировании коммуникативной компетенции играет работа с разными жанрами текстов. Например, задания по написанию эссе, писем или рецензий способствуют развитию умения выражать мысли в письменной форме. Эссе на тему "Мой любимый герой русской литературы" поможет ученикам научиться формулировать свои мысли, выстраивать аргументацию и выражать личные эмоции и переживания. Написание рецензии на произведение, которое обсуждалось в классе, развивает навык осознанного анализа текста и учит кратко и ёмко формулировать свои впечатления.
Кроме того, учителю важно создать условия для регулярных обсуждений и диалогов в классе. Одним из приемов, который помогает развивать коммуникативные навыки, является метод дискуссии. Например, при изучении произведения Л.Н. Толстого "Война и мир" можно организовать обсуждение на тему: "Кто является центральной фигурой романа?" или "Как Толстой раскрывает идею человеческой свободы и ответственности?". В процессе таких обсуждений учащиеся учатся выслушивать мнения других, уважать чужую точку зрения, корректно выражать несогласие и аргументировать свои слова.
Диалоговые формы работы играют ключевую роль в формировании коммуникативной компетенции. Учитель может использовать ролевые игры, инсценировки и интервью, чтобы стимулировать активное участие учащихся в учебном процессе. Например, при изучении пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад" можно предложить ученикам разыграть сцены из произведения, изменив их исход или добавив новые реплики персонажам. Это задание позволит учащимся глубже понять характеры героев, а также потренировать навыки общения в непринужденной форме.
Важной частью коммуникативной компетенции является умение строить конструктивные диалоги. Учитель может предложить ученикам задания, направленные на анализ и построение диалогов. Например, при работе с текстом И.С. Тургенева "Отцы и дети" можно предложить ученикам составить диалог между героями, развивающийся на основе их взаимоотношений в романе, или написать продолжение уже существующего диалога, представив, как герои будут общаться в другой ситуации. Это не только развивает речевые навыки, но и стимулирует творческое мышление.
Формирование коммуникативной компетенции требует систематической работы над улучшением речевых навыков учеников. Важно, чтобы на уроках русского языка и литературы учащиеся постоянно сталкивались с разнообразными коммуникативными задачами — как устными, так и письменными. Например, учитель может включать в уроки задания на пересказ, изложение или сочинение на заданную тему. Это развивает способность формулировать и высказывать свои мысли, подбирать правильные слова и фразы для выражения собственных эмоций и идей.
Особое внимание в формировании коммуникативной компетенции стоит уделить работе с устной речью. Умение говорить ясно, убедительно и грамотно — необходимый навык, который пригодится учащимся в любой сфере деятельности. Для этого на уроках русского языка можно проводить задания на устные рассказы, презентации или выступления перед классом. Например, задание подготовить краткий устный отзыв о прочитанной книге стимулирует школьников учиться выстраивать свои мысли логически и выразительно.
Немаловажную роль в формировании коммуникативной компетенции играет обратная связь от учителя. После каждого задания, будь то устный рассказ или письменное сочинение, учителю важно давать конструктивные комментарии, отмечать сильные и слабые стороны работы ученика. Это помогает не только повысить уровень владения речью, но и развить у школьников уверенность в своих силах, а также желание совершенствовать свои коммуникативные навыки.
Таким образом, уроки русского языка и литературы предоставляют обширные возможности для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Работа с художественными текстами, диалоги, дискуссии, ролевые игры, сочинения и устные выступления — всё это помогает школьникам овладеть важнейшими навыками общения, которые необходимы для успешного взаимодействия в современном обществе. Регулярная практика, внимание к каждому ученику и индивидуальный подход способствуют успешному развитию коммуникативных способностей и повышению интереса школьников к родному языку и литературе.
Список литературы
Барбарян А.М. Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы // Педагогическая наука и практика. 2020. №2 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnoy-kompetentsii-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury
Шевейко С.В. Совершенствование коммуникативных умений старших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-kommunikativnyh-umeniy-starshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-po-russkomu-yazyku
Шмыкова А.А. Коммуникативная компетентность обучающихся в условиях современной школы // Форум молодых ученых. 2021. №10 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentnost-obuchayuschihsya-v-usloviyah-sovremennoy-shkoly
Скачать работу
Долбенчук Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы
МБОУ "СОШ № 19 с. Луганское Красноармейского района Саратовской области"
Аннотация: В статье рассматриваются методы и приемы формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы. Описаны значимость коммуникативной компетенции для образовательного процесса и жизни в целом, а также способы её развития через взаимодействие с художественными текстами и диалоговые формы работы. Представлены конкретные примеры учебных заданий и подходов, которые помогают ученикам овладеть навыками грамотного и эффективного общения.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, русский язык, литература, диалог, межличностное общение, письменная речь, устная речь, образование.
Формирование коммуникативной компетенции — одна из ключевых задач современного образования. В условиях динамичного развития общества и информационных технологий способность эффективно взаимодействовать с окружающими становится важным навыком, который помогает человеку не только в учебе и работе, но и в повседневной жизни. На уроках русского языка и литературы развитие коммуникативной компетенции приобретает особую актуальность, ведь именно здесь закладываются основы грамотной устной и письменной речи, а также умения вести диалог и выражать свои мысли.
Коммуникативная компетенция включает несколько компонентов: это умение воспринимать информацию, обрабатывать её, адекватно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также способность к диалогу и взаимодействию с другими людьми. Развитие этих умений необходимо начинать с младших классов, постепенно усложняя задания и формы работы по мере взросления учащихся.
Одним из наиболее эффективных способов формирования коммуникативной компетенции является работа с художественными текстами. Литература предлагает богатый материал для анализа, обсуждения и выработки навыков общения. Например, при изучении произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка" учитель может предложить ученикам обсудить мотивы поведения главных героев, дать оценку их поступкам и высказать своё мнение по поводу ключевых моментов сюжета. Такой подход не только развивает аналитические способности, но и помогает учащимся учиться высказывать свои мысли в логической последовательности и аргументировать свою точку зрения.
Важную роль в формировании коммуникативной компетенции играет работа с разными жанрами текстов. Например, задания по написанию эссе, писем или рецензий способствуют развитию умения выражать мысли в письменной форме. Эссе на тему "Мой любимый герой русской литературы" поможет ученикам научиться формулировать свои мысли, выстраивать аргументацию и выражать личные эмоции и переживания. Написание рецензии на произведение, которое обсуждалось в классе, развивает навык осознанного анализа текста и учит кратко и ёмко формулировать свои впечатления.
Кроме того, учителю важно создать условия для регулярных обсуждений и диалогов в классе. Одним из приемов, который помогает развивать коммуникативные навыки, является метод дискуссии. Например, при изучении произведения Л.Н. Толстого "Война и мир" можно организовать обсуждение на тему: "Кто является центральной фигурой романа?" или "Как Толстой раскрывает идею человеческой свободы и ответственности?". В процессе таких обсуждений учащиеся учатся выслушивать мнения других, уважать чужую точку зрения, корректно выражать несогласие и аргументировать свои слова.
Диалоговые формы работы играют ключевую роль в формировании коммуникативной компетенции. Учитель может использовать ролевые игры, инсценировки и интервью, чтобы стимулировать активное участие учащихся в учебном процессе. Например, при изучении пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад" можно предложить ученикам разыграть сцены из произведения, изменив их исход или добавив новые реплики персонажам. Это задание позволит учащимся глубже понять характеры героев, а также потренировать навыки общения в непринужденной форме.
Важной частью коммуникативной компетенции является умение строить конструктивные диалоги. Учитель может предложить ученикам задания, направленные на анализ и построение диалогов. Например, при работе с текстом И.С. Тургенева "Отцы и дети" можно предложить ученикам составить диалог между героями, развивающийся на основе их взаимоотношений в романе, или написать продолжение уже существующего диалога, представив, как герои будут общаться в другой ситуации. Это не только развивает речевые навыки, но и стимулирует творческое мышление.
Формирование коммуникативной компетенции требует систематической работы над улучшением речевых навыков учеников. Важно, чтобы на уроках русского языка и литературы учащиеся постоянно сталкивались с разнообразными коммуникативными задачами — как устными, так и письменными. Например, учитель может включать в уроки задания на пересказ, изложение или сочинение на заданную тему. Это развивает способность формулировать и высказывать свои мысли, подбирать правильные слова и фразы для выражения собственных эмоций и идей.
Особое внимание в формировании коммуникативной компетенции стоит уделить работе с устной речью. Умение говорить ясно, убедительно и грамотно — необходимый навык, который пригодится учащимся в любой сфере деятельности. Для этого на уроках русского языка можно проводить задания на устные рассказы, презентации или выступления перед классом. Например, задание подготовить краткий устный отзыв о прочитанной книге стимулирует школьников учиться выстраивать свои мысли логически и выразительно.
Немаловажную роль в формировании коммуникативной компетенции играет обратная связь от учителя. После каждого задания, будь то устный рассказ или письменное сочинение, учителю важно давать конструктивные комментарии, отмечать сильные и слабые стороны работы ученика. Это помогает не только повысить уровень владения речью, но и развить у школьников уверенность в своих силах, а также желание совершенствовать свои коммуникативные навыки.
Таким образом, уроки русского языка и литературы предоставляют обширные возможности для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Работа с художественными текстами, диалоги, дискуссии, ролевые игры, сочинения и устные выступления — всё это помогает школьникам овладеть важнейшими навыками общения, которые необходимы для успешного взаимодействия в современном обществе. Регулярная практика, внимание к каждому ученику и индивидуальный подход способствуют успешному развитию коммуникативных способностей и повышению интереса школьников к родному языку и литературе.
Список литературы
Барбарян А.М. Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы // Педагогическая наука и практика. 2020. №2 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnoy-kompetentsii-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury
Шевейко С.В. Совершенствование коммуникативных умений старших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-kommunikativnyh-umeniy-starshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-po-russkomu-yazyku
Шмыкова А.А. Коммуникативная компетентность обучающихся в условиях современной школы // Форум молодых ученых. 2021. №10 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentnost-obuchayuschihsya-v-usloviyah-sovremennoy-shkoly