ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНой КОМПЕТЕНЦИи У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ | Мой кабинет. Работа №349465
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНой КОМПЕТЕНЦИи У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
сегодня в качестве одного из оснований обновления системы образования выдвигается компетентностный подход. Концепция модернизации российского образования предписывает внедрение компетенции и компетентностного подхода, «формирование новой системы универсальных знаний, умений и навыков».
Образование идёт мимо школы,
а школа – мимо жизни.
Л.Н. Толстой.
Педагогический лозунг Свяжем школу с жизнью!, повсеместно звучавший сначала в 1920-годы, а затем в 1950-годы, остаётся актуальным и по сей день. Даже ещё более актуальным, чем в прошлом столетии. Школа и жизнь следуют своими курсами, порой теряя друг друга из вида. Накопление человеческого капитала – это не простое совершенствование умений или знаний, но развитие личностных качеств, что достигается не только обучением в узком смысле, но и воспитанием в самом широком смысле этого слова, обретением жизненного и производственного опыта. Знание – сила, но знание – и средство. Иметь знания и уметь их использовать – разные вещи. Так же как разные вещи владеть умениями и применять их на практике. Сегодняшний выпускник не готов к тому, чему его не учили – действовать в ситуациях неопределённости, постоянно повторяющихся в жизни.
Если мы сегодня говорим о том, что мы должны подготовить ребят к жизни в современном мире, умению ориентироваться в жизненных ситуациях, умению действовать не только в учебной, но и в иных сферах деятельности, то мы должны признать, что знания, полученные в школе, зачастую не могут выручить в сложной жизненной ситуации.
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным социуму. Сейчас нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов решения, выбрать рациональный, оптимальный способ и дать этому объяснение. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия компетенция и компетентность.
Поэтому сегодня в качестве одного из оснований обновления системы образования выдвигается компетентностный подход. Концепция модернизации российского образования предписывает внедрение компетенции и компетентностного подхода, формирование новой системы универсальных знаний, умений и навыков.
Термин компетенция (от латинского – способный) означает:
круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом,
круг чьих-то полномочий, прав (мы используем выражение: данный вопрос не в моей компетенции).
В отношении учащихся под компетенцией мы понимаем совокупность ЗУНов, формируемых в процессе обучения (а не просто набор).
Термин компетентный означает знающего, осведомлённого, авторитетного в определённой области, отрасли человека, специалиста. Компетентность – это способность установить и реализовать связь между знанием- умением и ситуацией. Критерии компетентного человека:
знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности,
умение использовать эти знания в конкретной ситуации, понимание, каким способом можно получить эти знания,
адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода их получения и использования, то есть
компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления.
Что же касается непосредственно компетентности учащихся – то это способность и готовность учащихся использовать полученные и усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
В 1996г. Совет Европы определил 5 компетенций:
политические и социальные,
компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе,
компетенции, относящиеся к владению устным и письменным общением более чем на одном языке,
компетенции, связанные с возникновением информационного общества,
способность учиться на протяжении всей жизни.
Эти компетенции в переводе на наши образовательные компетенции выглядят следующим образом:
социально-трудовые,
общекультурные,
коммуникативные,
информационные,
учебно-познавательные,
ценностно-смысловые,
личностного самосовершенствования.
Все перечисленные компетенции считаются общими, базовыми, ключевыми, так как овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни. Помимо общих компетенций есть специальные:
предметные (формируются в рамках учебных предметов) и
общепредметные (относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей).
Целью моего выступления является развитие у учащихся коммуникативной компетенции. Грамотное общение необходимо всем людям в течение всей жизни. От умения общаться зависит успешность любого человека. Коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.
Коммуникативная компетенция выражается в умениях самостоятельно:
вступать в контакт с любым типом собеседника, (по возрасту, статусу, степени близости и знакомства), учитывая его особенности,
поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения (жесты, мимика),
слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению (наши дети, в основном, не умеют слушать собеседника, перебивают, не дают договорить до конца),
высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение, грамотно разрешать конфликты в общении (у нас часто своё мнение отстаивается кулаками, криком, разговорами на повышенных тонах, угрозами),
стимулировать собеседника к продолжению общения,
изменять при необходимости своё речевое поведение и корректно завершать ситуацию общения (формировать умение вовремя остановиться, умение уступать).
Ученики должны приобрести коммуникативно значимые качества личности: общительность, терпимость, доброжелательность, принципиальность, требовательность, увлечённость, тактичность, самостоятельность, активность, самообладание. Педагоги должны сделать установку на эмоционально положительное отношение к партнёрам по общению независимо от их личностных качеств.
Методы формирования коммуникативной компетенции у школьников разнообразные:
все формы учебного диалога,
доклады и сообщения (я практикую небольшие сообщения для дополнительной информации из рубрики Это интересно знать),
ролевые и деловые игры (игровыми технологиями пользуются все учителя и воспитатели),
учебные исследования (при проведении лабораторных работ),
обсуждения, дискуссии, диспуты (недавно была организована дискуссия о вреде курения, запланированы классные часы Строим дом своего здоровья, Стоит ли идти за Клинским?),
упражнения психологического тренинга общения,
подготовка заметок при оформлении стенгазет,
выступления в качестве ведущих на мероприятиях, вечерах.
На этом хочу остановиться более подробно. Считаю, что ведущих надо менять, не приглашать для участия всегда одних и тех же. У постоянно выступающих учащихся, конечно, возрастает роль собственного Я, они развиваются в коммуникативном плане, но очень часто они и зазнаются, считают, что им всё можно. Приглашая для участия одних и тех же детей, мы сами их портим. А с другой стороны, мы не выполняем свои педагогические задачи: развиваем одних, а другие остаются в тени, не имея возможности коммуникативного общения,
выступления на конкурсах (А, ну-ка, девочки!, Рыцарский турнир,
Мисс школа, областные конкурсы Художественной самодеятельности и Лучший по профессии, районные фестивали декоративно-прикладного творчества,
участие в школьных фольклорных праздниках и номерах
художественной самодеятельности (участие в парах, группах, коллективное участие).
Формирование ключевых компетенций становится сегодня главной целью обучения, так как даст возможность ученику повысить свои достижения и решает вопросы снижения дефицита общения в обществе. Развитие коммуникативной компетентности учащихся способствует становлению устойчивой личности.
Уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.