Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНой КОМПЕТЕНЦИи У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ | Мой кабинет. Работа №349465

Дата публикации:
Автор:
Описание:

ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНой КОМПЕТЕНЦИи  У  ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

сегодня в качестве одного из оснований обновления системы образования выдвигается компетентностный подход. Концепция модернизации российского образования предписывает внедрение компетенции и компетентностного подхода, «формирование новой системы универсальных знаний, умений и навыков».

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ.
Образование идёт мимо школы,
а школа – мимо жизни.
Л.Н. Толстой.
Педагогический лозунг Свяжем школу с жизнью!, повсеместно звучавший сначала в 1920-годы, а затем в 1950-годы, остаётся актуальным и по сей день. Даже ещё более актуальным, чем в прошлом столетии. Школа и жизнь следуют своими курсами, порой теряя друг друга из вида. Накопление человеческого капитала – это не простое совершенствование умений или знаний, но развитие личностных качеств, что достигается не только обучением в узком смысле, но и воспитанием в самом широком смысле этого слова, обретением жизненного и производственного опыта. Знание – сила, но знание – и средство. Иметь знания и уметь их использовать – разные вещи. Так же как разные вещи владеть умениями и применять их на практике. Сегодняшний выпускник не готов к тому, чему его не учили – действовать в ситуациях неопределённости, постоянно повторяющихся в жизни.
Если мы сегодня говорим о том, что мы должны подготовить ребят к жизни в современном мире, умению ориентироваться в жизненных ситуациях, умению действовать не только в учебной, но и в иных сферах деятельности, то мы должны признать, что знания, полученные в школе, зачастую не могут выручить в сложной жизненной ситуации.
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным социуму. Сейчас нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов решения, выбрать рациональный, оптимальный способ и дать этому объяснение. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия компетенция и компетентность.
Поэтому сегодня в качестве одного из оснований обновления системы образования выдвигается компетентностный подход. Концепция модернизации российского образования предписывает внедрение компетенции и компетентностного подхода, формирование новой системы универсальных знаний, умений и навыков.
Термин компетенция (от латинского – способный) означает:
круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом,
круг чьих-то полномочий, прав (мы используем выражение: данный вопрос не в моей компетенции).
В отношении учащихся под компетенцией мы понимаем совокупность ЗУНов, формируемых в процессе обучения (а не просто набор).
Термин компетентный означает знающего, осведомлённого, авторитетного в определённой области, отрасли человека, специалиста. Компетентность – это способность установить и реализовать связь между знанием- умением и ситуацией. Критерии компетентного человека:
знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности,
умение использовать эти знания в конкретной ситуации, понимание, каким способом можно получить эти знания,
адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода их получения и использования, то есть
компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления.
Что же касается непосредственно компетентности учащихся – то это способность и готовность учащихся использовать полученные и усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
В 1996г. Совет Европы определил 5 компетенций:
политические и социальные,
компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе,
компетенции, относящиеся к владению устным и письменным общением более чем на одном языке,
компетенции, связанные с возникновением информационного общества,
способность учиться на протяжении всей жизни.
Эти компетенции в переводе на наши образовательные компетенции выглядят следующим образом:
социально-трудовые,
общекультурные,
коммуникативные,
информационные,
учебно-познавательные,
ценностно-смысловые,
личностного самосовершенствования.
Все перечисленные компетенции считаются общими, базовыми, ключевыми, так как овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни. Помимо общих компетенций есть специальные:
предметные (формируются в рамках учебных предметов) и
общепредметные (относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей).
Целью моего выступления является развитие у учащихся коммуникативной компетенции. Грамотное общение необходимо всем людям в течение всей жизни. От умения общаться зависит успешность любого человека. Коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.
Коммуникативная компетенция выражается в умениях самостоятельно:
вступать в контакт с любым типом собеседника, (по возрасту, статусу, степени близости и знакомства), учитывая его особенности,
поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения (жесты, мимика),
слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению (наши дети, в основном, не умеют слушать собеседника, перебивают, не дают договорить до конца),
высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение, грамотно разрешать конфликты в общении (у нас часто своё мнение отстаивается кулаками, криком, разговорами на повышенных тонах, угрозами),
стимулировать собеседника к продолжению общения,
изменять при необходимости своё речевое поведение и корректно завершать ситуацию общения (формировать умение вовремя остановиться, умение уступать).
Ученики должны приобрести коммуникативно значимые качества личности: общительность, терпимость, доброжелательность, принципиальность, требовательность, увлечённость, тактичность, самостоятельность, активность, самообладание. Педагоги должны сделать установку на эмоционально положительное отношение к партнёрам по общению независимо от их личностных качеств.
Методы формирования коммуникативной компетенции у школьников разнообразные:
все формы учебного диалога,
доклады и сообщения (я практикую небольшие сообщения для дополнительной информации из рубрики Это интересно знать),
ролевые и деловые игры (игровыми технологиями пользуются все учителя и воспитатели),
учебные исследования (при проведении лабораторных работ),
обсуждения, дискуссии, диспуты (недавно была организована дискуссия о вреде курения, запланированы классные часы Строим дом своего здоровья, Стоит ли идти за Клинским?),
упражнения психологического тренинга общения,
подготовка заметок при оформлении стенгазет,
выступления в качестве ведущих на мероприятиях, вечерах.
На этом хочу остановиться более подробно. Считаю, что ведущих надо менять, не приглашать для участия всегда одних и тех же. У постоянно выступающих учащихся, конечно, возрастает роль собственного Я, они развиваются в коммуникативном плане, но очень часто они и зазнаются, считают, что им всё можно. Приглашая для участия одних и тех же детей, мы сами их портим. А с другой стороны, мы не выполняем свои педагогические задачи: развиваем одних, а другие остаются в тени, не имея возможности коммуникативного общения,
выступления на конкурсах (А, ну-ка, девочки!, Рыцарский турнир,
Мисс школа, областные конкурсы Художественной самодеятельности и Лучший по профессии, районные фестивали декоративно-прикладного творчества,
участие в школьных фольклорных праздниках и номерах
художественной самодеятельности (участие в парах, группах, коллективное участие).
Формирование ключевых компетенций становится сегодня главной целью обучения, так как даст возможность ученику повысить свои достижения и решает вопросы снижения дефицита общения в обществе. Развитие коммуникативной компетентности учащихся способствует становлению устойчивой личности.
Уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×