Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС | Морева Елена Николаевна. Работа №341970. Номер работы: №341970

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Раскрывается значение коммуникативной компетенции как ключевого элемента, способствующего успешной социализации и академическим достижениям учащихся. Рассматриваются основные методы и подходы, которые могут быть использованы учителями для развития у школьников навыков эффективного общения в устной и письменной формах, а также анализируются требования ФГОС в контексте преподавания русского языка.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, ФГОС, русский язык, образовательный стандарт, методы обучения, школьники, устная и письменная речь.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

 

Морева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ «Основная школа № 98 г.о. Макеевки» ДНР

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Раскрывается значение коммуникативной компетенции как ключевого элемента, способствующего успешной социализации и академическим достижениям учащихся. Рассматриваются основные методы и подходы, которые могут быть использованы учителями для развития у школьников навыков эффективного общения в устной и письменной формах, а также анализируются требования ФГОС в контексте преподавания русского языка.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, ФГОС, русский язык, образовательный стандарт, методы обучения, школьники, устная и письменная речь.

 

Введение Федерального государственного образовательного стандарта в российские школы обозначило новые подходы к образовательному процессу, акцентировав внимание на формировании у учащихся ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетенция. В условиях информационного общества умение эффективно общаться, ясно излагать свои мысли и понимать других людей становится неотъемлемой частью успешной социализации и академического роста школьников. На уроках русского языка формирование данных способностей является одной из главных задач, так как именно этот предмет напрямую связан с развитием речи и культуры общения.

Коммуникативная компетенция включает в себя способность учащихся строить грамотные и логически последовательные высказывания, адекватно воспринимать устную и письменную речь, вести диалоги и дискуссии, а также анализировать и интерпретировать текстовую информацию. ФГОС определяет данный навык как ключевой, требуя от учителя русского языка сосредоточить усилия на его развитии у обучающихся.

Основные компоненты коммуникативной компетенции — это речевая грамотность, умение воспринимать и интерпретировать текст и навыки ведения диалога.

Внедрение ФГОС предполагает использование разнообразных методик и технологий, направленных на развитие данных умений у учащихся.

Одним из эффективных методов является проблемно-диалогическое обучение, которое предполагает организацию учебного процесса через постановку проблемных вопросов и ведение дискуссий. Этот подход способствует развитию критического мышления, умения аргументировать свою точку зрения и анализировать альтернативные позиции. Например, на уроке, посвященном изучению текста, учитель может предложить учащимся обсудить моральные и этические дилеммы, представленные в произведении. Это позволит школьникам не только лучше понять текст, но и выработать умение формулировать и отстаивать свои взгляды.

Проектная деятельность стимулирует учащихся к самостоятельному исследованию и активному участию в образовательном процессе. Работая над исследованием, школьники учатся собирать информацию, обрабатывать её и представлять результаты в различной форме: от письменных отчетов до устных презентаций. Отличным образцом служит создание проекта по теме «История слов и выражений», где учащиеся исследуют происхождение и эволюцию определенных слов или фраз, представляет их одноклассникам и обсуждает результаты. Это позволяет углубить знания по лексике и одновременно развивать навыки публичных выступлений.

Чтение и анализ текстов различных жанров — от художественных произведений до научно-популярных статей — также развивает у учащихся способность воспринимать информацию из разных источников, критически её осмысливать и выражать свое мнение. На уроках русского языка можно использовать газетные статьи, блоги, социальные сети, предлагая ученикам анализировать языковые особенности, цели и аудиторию этих текстов, что способствует формированию навыков адаптации стиля и тональности речи в зависимости от ситуации общения.

ФГОС определяет чёткие требования к формированию коммуникативной компетенции, предусматривая, что учащиеся должны уметь вести продуктивный диалог, участвовать в обсуждениях, формулировать и аргументировать свою позицию; создавать тексты различных жанров, адекватно использовать языковые средства в зависимости от коммуникативной ситуации; понимать тексты различного содержания, выявлять основную мысль и идею, анализировать и интерпретировать информацию.

Для выполнения этих требований учителю необходимо разрабатывать систему занятий, которая включает работу с различными формами используемой литературы, организацию дискуссий, проекты и другие виды деятельности, направленные на развитие речевых навыков.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС требует от учителя применения комплексного подхода, включающего использование разнообразных методик и технологий. Проблемно-диалогическое обучение, проектная деятельность, работа с текстами разных жанров — все эти методы способствуют развитию у школьников навыков эффективного общения, критического мышления и способности адекватно воспринимать и передавать информацию. Важно, чтобы преподаватель стремился к созданию на уроках атмосферы сотрудничества и диалога, способствующей активному вовлечению каждого учащегося в образовательный процесс.

 

Список литературы

Долгова В. И., Мельник Е. В., Карахан Н. Понятие коммуникативной

компетентности в психолого-педагогических исследованиях // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 81–85.

Зотова И.Н. Характеристика коммуникативной компетентности //

Известия ТРГУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». Таганрог:

2006. №13. С. 225 - 227.

Мязина

Т. А. Формирование речевой и языковой компетенции на уроках

русского языка и литературы (выступление на МО словесников) // Молодо

й

уч

ё

ный. — 2016. — №6. — С. 907-910.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X