Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС | Лысогор Елизавета Петровна. Работа №344312. Номер работы: №344312
Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Описываются методы и подходы, направленные на развитие у школьников навыков устного и письменного общения, способность эффективно взаимодействовать в различных коммуникативных ситуациях. Приводятся примеры практических упражнений, которые способствуют развитию коммуникативных умений и повышению уровня языковой грамотности.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
Лысогор Елизавета Петровна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ Луганской Народной Республики "Евсугский учебно-воспитательный комплекс"
Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Описываются методы и подходы, направленные на развитие у школьников навыков устного и письменного общения, способность эффективно взаимодействовать в различных коммуникативных ситуациях. Приводятся примеры практических упражнений, которые способствуют развитию коммуникативных умений и повышению уровня языковой грамотности.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, русский язык, ФГОС, устное общение, письменная речь, методы обучения, языковая грамотность.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) направлен на всестороннее развитие личности учащихся, и одним из ключевых направлений является формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция — это способность человека эффективно использовать язык в различных коммуникативных ситуациях, понимать и создавать тексты, выражать свои мысли устно и письменно. На уроках русского языка эта задача становится особенно актуальной, так как язык является основным средством общения и самовыражения.
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка включает в себя несколько направлений. Во-первых, это развитие устной речи. Учащиеся должны уметь грамотно и чётко выражать свои мысли, участвовать в диалогах, дискуссиях, обсуждениях. Для этого на уроках русского языка могут использоваться такие методы, как ролевые игры, дебаты, дискуссии по прочитанным произведениям, где школьники могут развивать навыки аргументации и убедительного изложения своих точек зрения. Например, обсуждение литературных героев или языковых явлений помогает учащимся не только глубже осознавать содержание, но и тренироваться в выражении собственных мыслей и эмоций.
Особое внимание должно уделяться развитию навыков публичных выступлений. Это может быть работа над проектами, презентациями или устными рассказами по темам уроков. Подготовка и выступление с докладом или презентацией развивают у школьников умение планировать свою речь, структурировать её и выбирать подходящие речевые средства для достижения максимального эффекта.
Второе важное направление — это развитие письменной речи. Умение ясно и грамотно излагать свои мысли на письме необходимо как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни. В условиях внедрения ФГОС на уроках русского языка учащиеся активно работают над написанием сочинений, эссе, анализом текстов, что способствует формированию навыков письменной коммуникации. Учитель должен акцентировать внимание на работе с текстами разных жанров и стилей, что помогает школьникам осваивать правила построения текста и его структурирования. Например, написание рецензий на книги или фильмы, создание письменных аргументов по общественно важным вопросам позволяет развивать творческое мышление и языковую грамотность.
Неотъемлемой частью формирования коммуникативной компетенции является работа с диалоговой речью. Учащиеся должны уметь правильно строить диалоги, соблюдать этические нормы общения, использовать речевые средства, соответствующие ситуации. На уроках русского языка можно моделировать различные коммуникативные ситуации, предлагая школьникам разыгрывать диалоги в различных жизненных контекстах: например, интервью с известной личностью, обсуждение новостей или организацию публичного мероприятия. Это помогает развивать у учащихся гибкость мышления и учит их быстро адаптироваться к разным коммуникативным условиям.
Формирование коммуникативной компетенции также невозможно без развития навыков чтения и анализа текстов. Учащиеся должны не только уметь воспринимать текст на уровне информации, но и анализировать его, выделять основные мысли, сопоставлять факты и делать выводы. Для этого на уроках русского языка используются различные формы работы с текстами: их пересказ, интерпретация, создание собственных произведений на основе прочитанного. Это помогает школьникам осознавать значимость текста как инструмента передачи информации и учит их самостоятельно работать с материалом.
Внедрение ФГОС предполагает активное использование проектной деятельности, что также способствует формированию коммуникативной компетенции. Работа в группах над проектами, создание презентаций, исследование литературных произведений, совместное обсуждение вопросов — все это развивает умение сотрудничать, эффективно коммуницировать и формулировать мысли как в устной, так и в письменной форме. Такие задания помогают школьникам не только углубить знания, но и научиться взаимодействовать в коллективе, что является важным аспектом формирования коммуникативных умений.
В заключение следует отметить, что формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в условиях ФГОС играет ключевую роль в развитии личности учащегося. Использование ролевых игр, дискуссий, проектной деятельности и работы с текстами позволяет школьникам совершенствовать свои речевые навыки, учиться выражать мысли, правильно строить диалоги и грамотно излагать информацию как в устной, так и в письменной форме. Эти умения являются важнейшими элементами успешного обучения и социальной адаптации, помогая школьникам не только овладевать языком, но и использовать его для решения жизненных задач.
Список литературы
Коконова
, Е. А. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка с применением приемов технологии системно-
деятельностного
подхода / Е. А.
Коконова
, Т. А.
Коконова
. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 646-648.
Мязина
Т. А. Формирование речевой и языковой компетенции на уроках русского языка и литературы (выступление на МО словесников) // Молодой учёный. — 2016. — №6. — С. 907-910.
Хамдам
-Заде, Л. Х. Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку / Л. Х.
Хамдам
-Заде. — Текст: непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1 (4). — С.
75-
77.