Формирование коммуникативной компетенции | Буянская Лариса Николаевна. Работа №338579
Статья содержит теоретическое и практическое обоснование формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Новизна данной работы состоит в раскрытии специфики применения методов, приемов и средств формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы. В работе представлены фрагменты уроков , задания, способствующие формированию коммуникативной компетенции. Речь идет об обновлении содержания образования, где общение рассматривается как средство обучения. Формирование у учащихся навыков говорения, слушания, общения, умения создать письменное высказывание — это путь решения проблемы воспитания творческой, востребованной обществом личности.
Цель
Школа № 120 города Донецка
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Работу выполнила:
Буянская Лариса Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Донецк
2024
Смена веков привела к пониманию неизбежности перемен в общественном переустройстве: на смену техногенному типу общества идёт новое, которому предстоит создать современную парадигму образования. Поэтому приоритетным направлением “Стратегии модернизации образования” является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть формировать у учащихся коммуникативную компетенцию.
Введение Едиными учебными стандартами понятия коммуникативной компетентности оказывается весьма своевременным и актуальным. Особенно актуальна проблема формирования коммуникативной компетентности для успешного личностного развития школьников, для воспитания эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждение интереса к слову, стремления правильно говорить и писать на родном языке. Формирование коммуникативной компетентности развивает способность работать в группе, владеть различными социальными ролями в коллективе, получать необходимую информацию, выработать потребность в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании, овладеть способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого предмета. Общение становится обязательным условием учебной деятельности. При этом урок сохраняется как форма организации обучения, но обновляются приемы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций, расширяется применение современных педагогических технологий, неурочных форм организации деятельности. Успешная коммуникативная деятельность способствует формированию коммуникативной личности, которая
стремится к максимальной реализации своих возможностей,
открыта для восприятия нового опыта,
способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях,
умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.
Интересный подход к формированию коммуникативной компетентности находим в работах методистов Д.И.Иванова, К.П.Митрофанова, О.В.Соколовой, Антоновой Е.С. Главной идеей этих работ становится мысль о том, что работа над коммуникативными навыками возможна на уроках русского языка. В основу опыта положены также идеи ученых-методистов Л.С.Выготского (деятельностный подход к обучению), П.А.Гальперина (теория поэтапного формирования умственных способностей), В.В.Гузеева (идея интегральной технологии). Т.А.Ладыженская, М.М.Разумовская разработали систему обучения связной речи на основе коммуникативных умений. Изучению процессов педагогического взаимодействия и личностного саморазвития посвящены исследования Е.В.Бондаревской, Е.П. Ершовой. Разработка проблемы формирования и развития ключевых компетенций осуществляется И.Г.Агаповым, В.А.Болотовым, Г.В.Селевко, В.М.Шепелем. Теория и практика формирования коммуникативной компетентности разрабатывается Е.В.Сидоренко, Л.А.Петровской, Г.Н.Николаевой и др. Новизна данной работы состоит в раскрытии специфики применения методов, приемов и средств формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы. В работе представлены фрагменты уроков , задания, способствующие формированию коммуникативной компетенции. Речь идет об обновлении содержания образования, где общение рассматривается как средство обучения. Формирование у учащихся навыков говорения, слушания,общения, умения создать письменное высказывание — это путь решения проблемы воспитания творческой, востребованной обществом личности.
Современные выпускники, к сожалению, демонстрируют недостаточную сформированность навыков и умений устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.
Исходя из поставленной цели, содержание общего среднего образования по русскому языку подчинено формированию ряда компетентностей:
- умение ставить и решать языковые задачи (компетентность разрешения проблем)
- владение лингвистическими знаниями (информационная компетентность);
- использование фактов языка в устной и письменной коммуникации (коммуникативная компетентность)
Поскольку составляющими любой компетенции являются: владение знанием, содержанием компетенции, проявление компетенции в различных ситуациях, отношение к содержанию компетенции и объекту ее приложения, то коммуникативную компетенцию можно рассматривать с позиции трех составляющих: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, личностно-ориентационной, где все компоненты составляют целостную систему личных свойств обучающихся. Поэтому коммуникативную компетенцию следует рассматривать как готовность ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности.
Формирование коммуникативной компетентности становится конечной целью обучения русскому языку, в соответствии с которой решаются вопросы отбора содержания обучения.
Коммуникативная компетентность в научной литературе понимается как:
способность к реальному общению адекватно целям, сферам, ситуациям общения, готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
умение создавать речевое высказывание разных типов речи (описание, повествование, рассуждение), т.е. компетентность – это владение диалогической и монологической речью с учётом того, с кем мы говорим, где говорим, с какой целью.
Коммуникативная компетентность относится к базовым компетентностям современного человека. Можно выделить несколько составляющих: лингвистическая (языковая), социолингвистическая (умение использовать языковой материал в соответствии с контекстом), социокультурная (умение пользоваться знаниями истории, культуры, традиции и обычаев стран изучаемого языка), дискурсивная (умение организовать речь, поддержать разговор, слушать собеседника, учитывать его точку зрения), стратегическая (умение ставить задачи, добиваться цели, устанавливать контакт с собеседником), и социальная - умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией.
Содержание понятия Коммуникативная компетентность:
1.Вступить в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности.
2.Поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога.
3.Слушать собеседника, проявляя уважение к его мнению.
4.Высказывать, аргументировать, отстаивать свое мнение.
5.Стимулировать собеседника к продолжению общения.
6.Грамотно разрешать конфликты в общении.
7.Изменять при необходимости свое речевое поведение.
8. Оценивать успешность ситуации общения.
9.Корректно завершать ситуацию общения.
В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. Т. е. обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную. Речь идет о “зоне ближайшего развития”, которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетенции.
Данный подход не противопоставлен традиционному, но и не тождественен ему, так как он фиксирует и устанавливает подчиненность знаний, умений, ставя акцент на практической стороне вопроса, расширяя содержание собственно личностными составляющими.
Цель современного обучения русскому языку в школе – не только получение навыков грамотного письма, но и подготовка к самообразованию, к самостоятельному поиску информации. Поэтому нужно так организовать учебный процесс, чтобы использовать активные формы работы на уроках. Какие же методы помогут учителю активизировать учебный процесс?
1. Метод проблемного изложения. Используя этот метод, учитель формирует проблему, показывает пути ее решения, а ученики самостоятельно анализируют представленный материал.
2. Частично-поисковый метод. Учитель формирует проблему, помогает оформлять ее решение с помощью наводящих вопросов, а ученики, отвечая на вопросы, находят решение.
3. Исследовательский метод. Ученики самостоятельно решают проблемы, поставленные учителем, обосновывают свои выводы в результате анализа.
Регулярное использование всех трёх методов формирует у учащихся умение применять знания и навыки в новой ситуации, что способствует развитию речевой и мыслительной деятельности учащихся.
В своей работе я использую в основном методы, ориентированные на устную коммуникацию (общение):* все формы учебного диалога;* доклады, сообщения;* ролевые и деловые игры;* учебные исследования, интервью;* обсуждение;* дискуссии;* диспуты;* выступления в качестве ведущих на мероприятиях.Кроме того используются методы, ориентированные на письменную коммуникацию:* подготовка заметок и статей;* участие в конкурсах сочинений, олимпиадах;* создание эссе, репортажей, очерков, сочинений-рассуждений, сочинений-отзывов, сочинений на литературную тему.
Для решения главной задачи- развития у учащихся коммуникативной компетентности целесообразно использовать следующие современные образовательные технологии:
1 Технология развития критического мышления.
2 Исследовательская деятельность.
3 Информационные технологии .
4 Проектные технологии.
Работая над формированием коммуникативных компетенций, я использую следующие формы работы:Урок-мастерская. Обучение на таких уроках основывается на решении проблемной задачи. Получение знаний в мастерской осуществляется в виде поиска, открытия. Ученики сами формируют гипотезу, создают текст, используют при этом работу в парах или группах с целью диалогового общения. На следующем этапе социализации ученики представляют свою работу классу, при этом уважая другую точку зрения. Следующий этап - разрыв показывает, что знаний недостаточно и начинается поиск новой информации, позволяющей полно завершить задание. Для каждого занятия важен этап рефлексии: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания. Для формирования одной из главных составляющих коммуникативных компетенций: дискурсивную компетенцию (правильное построение смыслового высказывания) и стратегическую (правила поддержания контакта с собеседников) используются.Уроки дебаты, уроки-пресс-конференции, уроки-дискуссии.Эти формы работы предполагают самостоятельную работу учащихся с языковым материалом, а также формирование умения задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения, толерантно относится к чужому мнению, умения работать в команде, способность брать на себя ответственность и принимать решения. В основе - текстоцентрический подход, когда на уроке русского языка и литературы главной формой работы становится работа с учебными, художественными, публицистическими текстами. Ученики учатся определять тему и главную мысль текста, учатся строить монологическое высказывание (по предложенной теме), развернуто обосновывать суждение, приводить доказательства на самостоятельно подобранных примерах, а также воспроизводить содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Этот подход предполагает развитие умения у учащихся искать нужную информацию в различных источниках и передавать ее адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), свободно работать с текстами любого стиля, владение навыками создания собственного текста. Работа с текстами предполагает умение владеть монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение. Это и есть составляющие коммуникативной деятельности учащихся.
Для формирования речевых умений, необходим широкий выбор упражнений, выполнение которых идёт в условиях создания игровой и речевой ситуации. Здесь поможет введение в образовательный процесс интерактивных форм обучения:
ролевая игра
Задание: Разыграйте по ролям в парах ситуацию общения У кассы (в кинотеатре, театре, на стадионе, вокзале).
Какую форму общения вы используете? Какие местоимения вам понадобятся?
Какие формы выражения просьбы (пожалуйста, будьте добры, разрешите попросить) и благодарности (спасибо, благодарю) вы используете?
Две-три пары учеников представляют (в ролях) коммуникативную ситуацию. Учитель вместе с классом анализирует ее, обращая внимание на средства речевого воздействия.
Возможно, ситуации записать на видеокамеру, а при просмотре проанализировать. (Языковая рефлексия.)
языковые игры
Это могут быть всем известные На одну букву, Одним словом, Мы идем в зоопарк и т.д., которые мы можем использовать на протяжении ряда лет, каждый год, усложняя задание. Так, например, при изучении темы Одушевленное существительное в 5-ом классе предлагаю путешествие в зоопарк с перечислением его обитателей, возвращаемся к этой работе, дополняя имена, существительные одушевленные качественными и относительными прилагательными (тема Разряды имен прилагательных), в седьмом можем продолжить, составляя предложения с различными видами осложнений. Использование подобных игр позволяет сформировать стойкую мотивацию, направленную на овладения языковыми знаниями и нормами.
Помимо работы над диалогом, коммуникативная компетентность предполагает разнообразные упражнения по интерпретации и созданию текстов. Среди них: составление писем, объявлений, афиш, редактирование текста, различные виды перестройки текстов, создание текстов по опорным словам. Эта работа не ограничивается рамками урока. Обязательно дополнение урока специально организованной (вместе с детьми) языковой средой. Под образовательно-языковой средой понимается весь корпус текстов, возникающих и имеющих хождение в стенах школы (школьные законы, газеты, доклады, сценарии праздников и т.п.) Необходима структуризация и организация этой среды с целью максимального воздействия на речевое развитие ребёнка.
Немаловажную роль в формировании коммуникативной компетентности играет обогащение словарного запаса учеников. Этому способствует тематически обусловленный дидактический материал. Например, в смысловой теме Дождь предлагается:
А) продолжить синонимический ряд, располагая глаголы в порядке возрастания действия: дождь моросит, льёт, накрапывает, идёт…
Б) вспомнить, какие бывают дожди: моросящие, слепые, обложные, грибные, скорые, косые, сильные, окатные…
В) что можно сказать о громе? Перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет…
Г) представьте, что дождь вы не видите, но слышите. Подберите глаголы, передающие силу дождя.
По листьям шуршит, капает, моросит, стучит…
По крыше шумит, барабанит…
По реке звенит…
Д) данные глаголы и фразеологизмы распределите по трём группам: Глаголы, изображающие:1) весенний дождь; 2) летний дождь; 3) осенний дождь:
Идёт, капает, моросит, накрапывает, льёт, льёт как из ведра, хлещет, стучит, барабанит, струиться, стенает, зачастит, зарядит, сеет как из сита, резвится, прыгает, пляшет.
Ценность данной работы не только в том, что происходит обогащение речи школьников, но и в связи уроков русского языка, где изучаются, например глагол и прилагательное, и уроков развития речи, которые показывают, как работает глагол и прилагательное в речи, и в том, что при всём богатстве слов, представленных в дидактическом материале, всегда есть возможность сказать учащемуся своё слово, дополнить своим наблюдением.
При изучении темы Лексика можно дать такие задания.
Задание 1: Прочитайте предложения, записанные на доске, и ответьте на вопрос: Какие значения слова крепкий представлены в данных предложениях? Записать предложения, вставить пропущенные буквы.
В коляск.. с..дел кре..кий малыш…
( В Средней Азии п..ют очень кре..кий чай..
( На н..гах у него были кре..кие ботинки.
( Спецодежда изгот..вля..ся из кре..кой ткани
Задание 2. Отгадать слово по его лексическому значению
1. Внутренний мир человека, его сознание.
2. В религии: сверхъестественное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти.
(подсказка: на ней бывает радостно, её вкладывают в дело, она бывает нараспашку).
Душа – всего 6 значений в толковом словаре.
2). 1. Маленький, обычно четырехугольный знак почтовых сборов.
2. Торговый знак.
3. Сорт, качество.
(подсказка: её держат, когда заботятся о своей репутации, она бывает почтовой, гербовой).
Марка – всего 5 значений.
Таким образом, конечная цель обучения – формирование коммуникативной компетентности продиктована стратегической ролью языка, которую он играет в жизни каждого человека и общества, являясь важнейшим средством общения, воспитания и познания окружающего мира. Главным направлением в обучении учащихся становится уже не просто сумма знаний, а владение данными знаниями в жизненных ситуациях, что отвечает потребностям современного человека.
Выдающийся ученый-лингвист Л. А. Щерба высказал мысль о всестороннем языковом развитии и о роли грамматики в этом вопросе. Действительно, наблюдение за языковыми явлениями учит школьников грамматическим обобщениям, которые воспитывают самостоятельность мышления.
Грамматика выявляет своеобразие устной и письменной речи. Поэтому часто учащимся предлагаю такие задания:
1 По итогам диктантов, изложений, сочинений прошу учащихся, поработав над своими ошибками, написать письмо ученому соседу, соблюдая этикетные формулы. Вот отрывок из такого письма-сочинения ученика 7 класса: Здравствуй, Саша! Я решил написать тебе письмо, так как за контрольный диктант по теме Причастие я получил двойку. Представляешь, я допустил совсем глупые ошибки: в слове защищены я написал в суффиксе две буквы НН. Но я ведь мог объяснить ошибку: это слово краткое причастие, в котором всегда пишется одна Н. А в слове сложенный я, наоборот, написал одну Н, а это же полное причастие. В нем есть и приставка С, значит надо было писать две Н…
2 Предлагаются учащимся проблемные задания по орфографии с опознавательной функцией: Выделить третий лишний на основе проблем орфографии
Капус…ный реч…нка жаре…ая (картошка)
Опас…ный дев…нка реше…ая (задача)
Сви…нуть печ…нка кваше…ая (капуста)
3 Готовя учащихся в ГИА, уже в 7 классе предлагаю учащимся творческие задания на лингвистические темы. После изучения темы Наречие было задание: написать сочинение-рассуждение Чем сходны и чем различаются наречия и причастия, после изучения тем Предлоги и Союзы - В чем сходство и различие между предлогами и союзами. Вот пример такой работы ученика 7 класса.
Союзы и предлоги как части речи имеют сходства и различия.
И предлог, и союз – это служебные слова, которые не изменяются и не являются челнами предложений. И предлоги, и союзы бывают простыми (В, НА, И, ДА) и составными (НЕСМОТРЯ НА, В ТЕЧЕНИЕ, КАК БУДТО, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО). И предлоги, и союзы можно спутать ссозвучными словоформами.
Но есть и отличия у предлогов и союзов. Предлог указывает на грамматические отношения между словами в словосочетаниях и предложениях, а союз связывает между собой однородные члены предложения или части сложного предложения. Предлоги бывают производными и непроизводными, и только союзы могут иметь разряды по значению (сочинительные, подчинительные).
Несмотря на сходство и различия союзов и предлогов, мы не можем обойтись без них, постоянно используя их в нашей речи.
Учащимся нравится составлять лингвистические миниатюры на разные темы: Утенок Кряк в стране Лингвистики, Пропали запятые, Про приставки ПРЕ и ПРИ, Числительное, Бродячий цирк (про знаки препинания), Сказка о частицах.
4 На уроке по теме Дефисное написание наречий даются опорные слова: ЕЛЕ-ЕЛЕ, КОЕ-КАК, ЧУТЬ-ЧУТЬ, ЕДВА-ЕДВА и задание: составить текст по теме Так работает лентяй. Кто - то составляет прозаический текст, а кто-то и стихотворный, как, например, такой:
Как работает лентяй?
Возьмем, к примеру, Сашу
Он еле-еле выпил чай,
Не доварил и кашу,
Уроки сделал как-нибудь,
Стих выучил совсем чуть-чуть.
Решил он в школу не идти:
Портфель тяжелый-лень нести…
А при изучении темы Частицы в домашнем задании нужно будет продолжить фразу И о чем только не говорят служебные части речи в неслужебное время!...
При работе над лингвистическими сочинениями активизируются знания по грамматике, развивается образное мышление. Такая форма работы помогает выйти на коммуникативную компетенцию. Решая творческие задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, становятся более самостоятельными в своих суждениях.
Развитию языковой и коммуникативной компетенции учащихся способствует и большая внеклассная работа по предмету. Вовлечение учащихся во внеклассную работу позволяет расширять творческие способности учащихся, выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся. Проводятся конкурсы Знатоки русского зыка, КВН Страна Фразеология, Грамматический бой, Брейн-ринг по русскому языку, участие в Олимпиадах как школьных, так и городских, областных, международных. В школе издается газеты Переменка, с редакцией которой активно сотрудничают мои ученики. В газете были помещены отрывки из сочинений учащихся на разные темы: Старые семейные фотографии, Как я первый раз…, О моем друге, Письмо президенту, Письмо водителю, Сочинение о маме, Безопасные дороги детям…
Таким образом, тщательно продуманное содержание и организационные формы каждого урока, применение современных технологий обучения, работа над развитием устной и письменной речи учащихся, система работы над формирование орфографической и пунктуационной грамотности способствуют привитию интереса к учебной деятельности, формированию языковых, коммуникативных умений и навыков.
При решении задачи формирования коммуникативной компетенции очень важно реализовать межпредметные связи. Я предлагаю использовать на уроке русского языка следующие виды заданий.
Иностранного язык.
1. О каких буквах русского алфавита говорят, что они всегда молчат? Всегда ли молчали эти буквы? Чтобы ответить на данные вопросы, внимательно перечитайте текст предыдущего упражнения.
2. Есть ли немые буквы в том иностранном языке, который вы изучаете в школе?
3. На какие группы делятся согласные в том иностранном языке, который вы изучаете в школе? Есть ли в нем мягкие согласные?
4. Какие звуки иностранного языка трудно произносить русскому человеку и почему?
Язык и литература.
1. Выразительно прочитайте отрывки из поэтических произведений и докажите, что в них есть звукопись.
1) К..стер мой дог..рал на берегу пустын…,
Шуршали шелесты струистого песка,
И горькая душа тоскующ..й полыни
В истомной мгле к..чалась и текла.
(М. Волошин)
2) Полночной порою в б..лотной глуши
Чуть слышно, бе..шумно, шуршат к..мыши.
О чем они шепч..т? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними г..рят?
(К. Бальмонт)
2. Спишите тексты, выделяя морфемы с пропуском букв. Объясните их написание.
3. Самостоятельно подберите из поэтических текстов примеры, которые показывают, что глухие шипящие и свистящие согласные звуки ассоциируются с таинственными ночными шорохами, шумом ветра, легкими шагами, шуршанием и чуть слышным шелестом листьев.
Язык и история.
По материалам учебника истории составьте краткий список собственных имен знаменитых людей и названий исторических событий. Обоснуйте использование прописной буквы при написании этих слов.
На уроке математики.
1. Из толкового словарика выпишите устаревшие слова, с помощью которых обозначались старинные меры длины. Кратко укажите значение каждого слова.
Образец: аршин = 71 см
2. Прочитайте отрывок из русской былины. Установите размер камня, который описан в этом отрывке.
В высоту камень три сажени - через него только топор подать; в длину камень три аршина с четвертью.
3. Раскройте смысл старинных русских выражений.
1) Как аршин проглотил. 2) За семь верст киселя хлебать. 3) Сам с вершок, а голова с горшок. 4) Семи пядей во лбу.
На уроке географии.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните придаточные части сложноподчиненного предложения. По толковому и этимологическому словарикам определите значение и происхождение выделенных слов. К какой группе лексики они относятся?
Все что увидели бы инопл..нетяне при пр..ближении к Земле обр..зует ее внешние оболочки. Воздух обр..зует г..зообразную оболочку которая называется атм..сферой. Вода обр..зует водную оболочку которую именуют гидр..сферой.
Горные породы которые сл..гают сушу и дно океанов сост..вляют земную кору. Живые организмы вместе с той средой где они живут форм..руют биосферу. (Т. Герасимова)
2. Выразительно прочитайте текст. Определите его тип и стиль речи.
Такие типы упражнений формируют у учащихся целостное представление о мире, дают возможность делать выводы о роли языковых явлений на разных предметах, изучаемых в школе.
Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, приобретающему все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить — вот основной тезис метода проектов.
Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Так, мотивом для работы над проектом Лексика современного русского языка для пятиклассников нашей школы послужил вопрос на одном из уроков: Сколько слов в русском языке? Решено было это выяснить. По желанию участников проекта были сформированы группы, каждая из которых получила задание: собрать информацию, материал о том или ином пласте слов лексики русского языка. Группа, взявшая для изучения проблему Употребление старославянизмов в русском языке, поставила для себя цель: узнать как можно больше о самых древних словах письменного языка славян. Выдвинутая гипотеза (старославянский язык внес большой вклад в развитие русского языка, потому что…) способствовала постановке задачи: найти в разных текстах, в частности в Библии, слова старославянского происхождения. Для успешной реализации задачи решено было использовать самые разнообразные методы: словесные, наглядные, практические. Затем (под ненавязчивым руководством учителя) составлен план действий, сводящийся к следующему:
• Образно представить (в рисунках, коллажах) всю лексику русского языка, в том числе и старославянизмы (символ).
• Изучить в учебниках, словарях, энциклопедиях, справочниках информацию о старославянизмах, их признаках, сделать сообщение.
• Найти стихотворения, в которых имеются старославянизмы, выразительно прочитать наизусть, сделать вывод об употреблении самых древнейших слов.
• Проанализировать отрывки из произведений А.С. Пушкина, из Библии и сделать вывод о частоте употребления старославянизмов и их роли в тексте.
• Составить синквейны к словам старославянского происхождения.
• Приготовить рисунки, на которых изображены предметы, подписи под ними – слова старославянского происхождения.
• Предложить музыкальные ассоциации.
По такому плану организовали свою деятельность и другие группы учащихся, исследовавшие разные пласты русского языка: исконно русскую лексику, диалекты, заимствованные слова, архаизмы, профессионализмы, неологизмы. Результатом (продуктом) проектной деятельности явилось следующее: реферат, мини-исследование в работе над текстом, компьютерная демонстрация рисунков в технологии слайд-шоу, выразительное чтение стихов, творческое сочинительство, портфолио – папка материалов, эстетично оформленных (с помощью компьютера), с рисунками – наглядное пособие для будущего поколения учеников. Презентация состоялась на открытом уроке перед учителями Инзенского района, а также в виде выступления перед учащимися младших классов с целью популяризации русского языка.
В течение года пятиклассники принимали участие в других проектах: коллективных творческих (из индивидуальных работ) по темам Описание любимого животного, Какой(-ая) я?, Сочиняем сказки, Осенние фантазии. Группа ребят выступила с презентацией своих индивидуальных проектов на научной школьной конференции Шаг в будущее. Самые юные участники этой конференции доказали: Ничего нет трудного, если есть желание. Их работы по многоаспектному анализу слова признаны экспертной комиссией лучшими.
Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации; повышает мотивацию к изучению предмета, приобретает исследовательские навыки. У проектантов формируются различные компетенции, под которыми, по мнению современного ученого И.С. Сергеева, в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений.
В процессе проектной деятельности формируются различные общеучебные умения и навыки, а именно: рефлексивные, поисковые, оценочные, умения и навыки работы в сотрудничестве, менеджерские, коммуникативные, презентационные.
Подробнее остановимся на коммуникативных умениях, под которыми подразумеваются следующие:
• умение общаться со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и отвечать на них;
• умение вести дискуссию;
• умение отстаивать свою точку зрения;
• навыки устного опроса, интрервьюирование;
• навыки монологической речи.
Презентация проекта Лексика современного русского языка показала, что формирование коммуникативной компетенции эффективно осуществляется в процессе подготовки практической деятельности и её реализации. Учащиеся выступали с докладами (доклад – образец монологической речи), представляли устную защиту рисунков, отвечали на проблемные вопросы, на вопросы одноклассников (одна группа задает вопрос другой), участвовали в дискуссии, создавали собственные речевые высказывания (устные и письменные), предлагали вниманию стихи собственного сочинения, учились отстаивать свою точку зрения. Учителя отметили высокий уровень выступлений, оценили творчество учащихся. Такой хороший результат возможен только при условии, если в процессе обучения на каждом уроке имеет место взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывного и целенаправленного совершенствования речевой деятельности.
Успешному формированию коммуникативной компетенции будут способствовать своеобразные памятки для учащихся
правила говорящего: правила читающего:
-логично строю речь -читаю быстро (скорость чтения)
-ясно излагаю мысли -понимаю прочитанное
-не теряю нити разговора -умею пользоваться библиотекой
-правильно и красиво говорю -читаю художественную литературу
-владею интонацией -умею вести записи
-умею варьировать темп речи
-владею вниманием слушателей
-не употребляю слов-сорняков
правила работы с информацией: способы формирования умственных действий:
-уметь слушать -выделение главного
-уметь находить информацию -анализ и синтез
-уметь читать -обобщение, абстрагирование
-уметь конспектировать -индукция и дедукция
-уметь понимать -классификация
-уметь запоминать -логическое мышление
-доказательство, аргументирование
-творчество, исследование.
Таким образом, в преподавании русского языка на современном этапе не случайно отмечается обостренный интерес к методу проекта, ибо он способствует формированию различных компетенций, среди которых важное место принадлежит коммуникативной.
Таким образом, апробированные в ходе деятельности методы , приёмы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции
способствуют формированию устойчивых коммуникативных компетенций;
затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза;
позволяют проявить обучающимся его личные качества, направленность ума, воли, чувств;
повышают мотивацию к учению;
развивают познавательную активность;
вызывают интерес к предмету;
дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве;
способствуют повышению качества знаний.
Идея формирования коммуникативной компетенции и данный опыт может быть использован учителями русского языка и литературы, педагогами всех других предметов. Идея подразумевает работу с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности, и различный уровень подготовки. Опыт решает общепедагогическую задачу - формирование коммуникативной компетентности.Положительный результат возможен при систематической работе по формированию коммуникативной компетенции и при соблюдении принципа преемственности в работе, младшего, среднего и старшего звеньев.
Библиография
Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка. Коммуникативно-деятельностный подход. - М.: Кнорус, 2007. – 205 с..
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М.: Дрофа, 2006. – 229 с.
3 Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательных технологий. М.: Народное образование, 2001.-118 с.
4 Давыденко, Т. М., Тонков, Е. В. Проектирование учебного занятия. Учебное пособие.- Белгород: Из – во БелГУ, 2002.
5 Ладыженская, Т. А. Речь. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.-246с.
6 Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.
7. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. М.: Народное образование, 1998.-286 с.
8. Шамова, Т. И. Теория активизации учебной деятельности учащихся в средней школе М.: Просвещение, 2007.-230 с.
9. Якиманская. И. С. Личностно - ориентированное, развивающее обучение школьников. Теория. М.: Молодая гвардия, 2001.-210с.
35