Формирование коммуникативной компетентности младшего школьника | Литвинова Дина Евгеньевна. Работа №336681
В статье представлено описание собственного педегогического опыта по формированию коммуникативной компетентности младшего школьника как ключевой. Рассказывается об актуальности, педагогичской идее, технологии реализации, результативности. А также перечисляютяс проблемы и трудности, с которыми учитель столкнулся в процессе реализации педагогического опыта. Кроме того, описаны цели каждого этапа реализации педагогического опыта, формы работы.Элементы таких приемов можно использовать не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и на уроках окружающего мира.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК КЛЮЧЕВОЙ
Описание педагогического опыта
Проблемно-ориентированный анализ деятельности
Модернизация содержания школьного образования направлена на становление и развитие личности, умеющей свободно владеть нормами устной и письменной форм литературной речи, целенаправленно и мастерски использовать языковые средства в разных речевых ситуациях, придерживаясь коммуникативного кодекса. Основной содержательной линией языкового образования в начальном звене является коммуникативная, которая ориентирует на овладение всеми видами речевой деятельности – аудирование, говорение, чтение, письмо.
Современная школа – это школа быстрого и гибкого реагирования на стремительные, динамичные изменения в обществе. Сегодня школа должна научить ребенка самостоятельно решать жизненные проблемы.
Формирование компетентности учеников – актуальнейшая проблема современной школы.
Компетентностный подход призван преодолеть пропасть между образованием и требованиями жизни. Школа должна стать не подготовительным этапом к жизни, а самой жизнью; способствовать становлению личности как творца и проектировщика собственной жизни, гармонизации и гуманизации взаимоотношений между учениками и учителями, школой и семьей на основе идеи самоценности детства, диалога, осознания выбора личностью жизненного пути.
Актуальность опыта, его практическая значимость
В современном обществе успешная личность должна мыслить творчески, принимать рациональные решения, иметь свою позицию, брать на себя ответственность, уметь адаптироваться; быть компетентной в области профессиональной деятельности. Одним из условий достижения жизненного успеха, является умение общаться с людьми, то есть сформирована коммуникативная компетентность.
Актуальность опыта определяется противоречиями:
н
еобходимостью совершенствования коммуникативных навыков младших школьников и общими зад
аниями модернизации образования;
п
отребностью в разработке технологии формирования коммуникативных навыков у младших школьников и установлением максимально эффективных вза
имоотношений с окружающим миром;
д
остаточностью практического материала и не разработанностью
технологий его применения.
Именно поэтому тема опыта «Формирование коммуникативной компетентности младшего школьника как ключевой» является актуальной.
Общение является одной из важнейших сфер духовной стороны жизнедеятельности человека. Сейчас потребность в коммуникативных умениях является гарантией хороших отношений в любом коллективе. Это помогает избежать конфликтов и поднимает уровень качества учебно-воспитательного процесса в школе. Поэтому умение строить коммуникативные связи необходимо как можно раньше прививать и развивать школьникам.
Практическое значение опыта состоит в разработке результативной, действенной технологии формирования коммуникативной компетентности младшего школьника как ключевой.
Ведущая педагогическая идея опыта
Основанием моей работы является убеждение, что овладение коммуникативной компетентностью дает возможность человеку быть активным участником жизни, выполнять любые социальные роли в коллективе, проявлять свой интеллект, делиться с окружающими своими знаниями, духовным миром.
Таким образом можно утверждать, что идея в овладении коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности, способной к самореализации в современном обществе.
Ведущая авторская идея опыта состоит в овладении учениками шестью составляющими коммуникативной компетентности, что даст возможность личности применять в конкретном общении знания языка, взаимодействовать с окружающими и отдаленными людьми и событиями, сотрудничать в группах, владеть разными социальными ролями.
Целью моей педагогической деятельности является целенаправленное формирование коммуникативной компетентности учеников через использование технологии «Ксилофон общения».
Реализация ведущей идеи педагогического опыта способствует формированию у младшего школьника коммуникативной компетентности при условии системного использования методов, приемов и средств овладения шестью составляющими коммуникативной компетентности как ключевой.
Инновационная значимость опыта состоит в создании технологии формирования коммуникативной компетентности младшего школьника для реализации его творческого потенциала и успешной социализации.
Научные и практические исследования, на которые опирается работа
В процессе создания авторской технологии использованы положения и выводы, которые касаются содержания коммуникативной деятельности (В.А.Кухаренко), коммуникативной компетентности (Ю.М.Жуков, Л.А.Петровская), ключевой коммуникативной компетентности (А.В.Хуторской), развитию речевой деятельности младших школьников (Л.С.Выготский, М.С.Вашуленко, А.Я.Савченко).
Технология реализации ведущей педагогической идеи и ее составляющие
Технологию реализации ведущей идеи опыта представлено в виде модели «Ксилофон общения». Она состоит из составляющих коммуникативной компетентности, цели работы в каждом направлении, эффективных методов, приемов и средств учебной деятельности.
Первая клавиша. Учусь представлять себя.
Цель работы: развивать монологическую речь учащихся, формировать умение представить себя устно.
Учу детей заполнять анкету, писать письмо, рассказывать о себе, описывать внешность, давать характеристику, составлять сжатое сообщение.
Темы для бесед, рассказов, описаний дают книги, картины, экскурсии, наблюдения, собственные размышления, переживания, т.е. жизнь, которая окружает ребенка. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученикам собрать необходимый материал, выбрать из него необходимое и рационально использовать его для построения собственных высказываний.
Вторая клавиша. Учусь представлять свой край.
Цель работы: формировать умение представить свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения.
Предлагаю такие виды работ: рассказать о своем классе, школе, улице, городе и т.д. Высказать при этом свою мысль, дать оценку.
Описать природу родного края, друзей, праздники и т.д.
Третья клавиша. Учусь вести диалог.
Цель работы: формировать умение корректно вести диалог.
Учу составлять:
- диалоги этикетного характера: поздравления, представления друга, прощание, приветствие, пожелание;
- диалоги-расспросы: в форме интервью (целенаправленно выяснять информацию), а также обмен вопросами и сообщениями;
- диалоги-побуждения: обратиться с просьбой, дать совет, высказать предложение, пригласить к действию;
- диалоги- обмен мыслями: выслушать мнение собеседника, высказать свою точку зрения.
Четвертая клавиша. Учусь формулировать мысли.
Цель работы: развивать умение владеть разными видами речевой деятельности. Обучая аудированию предлагаю интерактивные формы: «Выполнение действий» относительно услышанного, «Сигнальные карточки» для проверки усвоенного, игра «Да – нет», формулирование вопросов.
Обучая письму, применяю «Письмо в рисунках», «Письмо к себе», «Предложения с открытым окончанием».
Формируя навыки чтения, использую методики «Предвидение», «Нарушенная последовательность», «Комментирование», «Отзывы».
Формируя навыки говорения, предлагаю методики: «Мозговой штурм», «Взаимные вопросы», «Интервью», элементы дискуссии.
Пятая клавиша. Учусь сотрудничать.
Цель работы: способствовать овладению способами сотрудничества в парах, группах.
Такое учебное сотрудничество воспитывает у школьников уважение к одноклассникам, умение дать оценку работе других учеников или высказывать по этому поводу критические замечания, менять свою точку зрения в случае убедительных аргументов других участников совместной работы.
Шестая клавиша. Учусь общению в социуме.
Цель работы: способствовать овладению позитивными навыками общения. Эффективность обучения общению достигается с помощью коммуникативных игр, коммуникативных имитаций и свободного общения.
Привлечение родителей к участию в обучении детей общению в социуме.
Результативность опыта
Презентация опыта происходила на таких мероприятиях:
заседание методического объединения учителей начальных классов
Музыкальной школы
для одаренных детей
(
г
.Д
онецк
, октябрь 2018 г.);
заседание педагогического со
вета Музыкальной школы для одаренных детей
(
г
.Д
онецк
, январь 2019 г.);
круглый стол «Формир
ование и развитие творческих компетенций
и навыков младших школьников на уроках русского языка» МОУ «УВК № 244
(
г
.Д
онецк
, октябрь
2019 г.).
круглый стол «Развитие основных компетенций одаренных детей в условиях специализированной школы» (совместно с преподавателями Донецкого училища олимпийского резерва
им.С.Бубки
) (
г
.Д
онецк
, апрель 2019)
Внедрение модели «Ксилофон общения» способствовало повышению уровня сформированности коммуникативной компетентности учеников.
Выросло количество учеников, которые раскрывают свой творческий потенциал, принимая участие в различных конкурсах, олимпиадах, выступлениях.
Проблемы и трудности
Однако, существуют и трудности в реализации педагогического опыта:
- низкая культура общения взрослых;
- недостаточность родительской работы в развитии навыков говорения малыша;
- ограниченность семейного общения с ребенком;
- замена живого общения с ребенком средствами массовой информации и информационно-компьютерными технологиями.
Тесное общение с родителями дает возможность избегать указанных недостатков.
Литература
Общеобразовательные программы начального общего образования.
-
Г
ОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.
Болотова
А.К., Жуков Ю.М., Петровская
Л.А.Социальные
коммуникации.
Гардарики
, М., 2008, 279 с.
Болотова
А.К., Жуков
Ю.М.Психология
коммуникаций. Издательский дом Высшей школы экономики, М., 2015, 495 с.
Выготский, Лев Семенович. Воображение и творчество в детском возрасте: Психолог
.
о
черк.-
М.:Госиздат
, 1930.- 80с.
Савченко
Олександра
Яківна
Компетентнісний
п
ідхід
як
чинник
модернізації
початкової
освіти
/
О
.
Я
.
Савченко
//
Наука
і
освіта
:
наук
.-
практ
.
журн
.
Півд
. наук. Центру АПН
України
. — 2011. — № 4(Педагогика). — С. 13-16.
Савченко
Олександра
Як
i
вна
Дидактика
початкової
школи
:
П
ідручник
для
вузів
/
Олександра
Якiвна
Савченко . —
Київ
: Генеза, 2002 . — 368 с. —
Бібліогр
. у
підстроч
.
приміт
. —
ISBN 966-504-295-5
.
Хуторской А. В.
55 методов творческого обучения
:
Методическое пособие. — М.
:
Издательство «
Эйдос
»; Издательство Института образования человека, 2012. — 42 с. : ил. (Серия «Современный урок»).