Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы | Цыбенко Лариса Гарьевна. Работа №349289
Аннотация: В статье рассматривается процесс формирования коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы. Основное внимание уделяется принципам и методам, способствующим развитию навыков общения, критического мышления и творческого подхода у школьников. Обсуждаются практические рекомендации для учителей, направленные на активизацию учебного процесса и создание эффективной образовательной среды, способствующей развитию коммуникативных умений.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, русский язык, литература, уроки, навыки общения, критическое мышление, творческий подход, образовательная среда.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Цыбенко Лариса Гарьевна, учитель русского языка и литературы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Морской лицей Городского округа Мариуполь"
Аннотация: В статье рассматривается процесс формирования коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы. Основное внимание уделяется принципам и методам, способствующим развитию навыков общения, критического мышления и творческого подхода у школьников. Обсуждаются практические рекомендации для учителей, направленные на активизацию учебного процесса и создание эффективной образовательной среды, способствующей развитию коммуникативных умений.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, русский язык, литература, уроки, навыки общения, критическое мышление, творческий подход, образовательная среда.
В современных условиях обучения важнейшим аспектом становится развитие коммуникативной компетентности учащихся, что особенно актуально на уроках русского языка и литературы. Коммуникативная компетентность включает в себя не только владение языком как средством общения, но и способность к взаимодействию, умение высказывать свои мысли, аргументировать позицию и критически оценивать информацию. Формирование этих навыков является важной задачей образовательного процесса и требует от учителя внедрения разнообразных методик и подходов.
На уроках русского языка и литературы учитель может активно использовать метод проектной деятельности. Этот подход способствует углубленному изучению тем и позволяет учащимся проявлять свою инициативу, работая над проектами, связанными с литературными произведениями или языковыми темами. Например, учащиеся могут создать литературный журнал, подготовить интервью с авторами произведений или написать рецензию на книгу. Такие проекты не только развивают навыки работы в команде, но и позволяют каждому ученику выразить свои мысли и идеи, что является важной частью коммуникативной компетентности.
Ролевая игра — еще один эффективный метод, который способствует формированию коммуникативных навыков. На уроках литературы можно разыгрывать сцены из произведений, что помогает ученикам лучше понять мотивацию героев и их эмоции. При этом важно, чтобы учащиеся не просто воспроизводили текст, а осмысленно интерпретировали его. Ролевая игра развивает навыки публичного выступления, умение аргументировать свою точку зрения и вести диалог с другими. В процессе такой активности учащиеся учатся работать в команде, понимать и принимать различные точки зрения, что в свою очередь улучшает их коммуникативные способности.
Кроме того, использование дискуссий на уроках русского языка и литературы является неотъемлемой частью формирования коммуникативной компетентности. Дискуссия предоставляет возможность учащимся высказывать свое мнение, слушать других, анализировать и критически осмысливать информацию. Учитель может предлагать темы для обсуждения, связанные как с литературными произведениями, так и с актуальными социальными вопросами. Например, после чтения определенного произведения можно обсудить его моральные аспекты и то, как они перекликаются с реальной жизнью. Важно создать атмосферу, в которой учащиеся будут чувствовать себя свободно и смогут открыто высказывать свои мысли. Учитель, в свою очередь, должен направлять дискуссию, подсказывать вопросы и обеспечивать уважительное отношение к мнению каждого.
Использование технологий также играет значительную роль в развитии коммуникативной компетентности. Внедрение интерактивных платформ позволяет организовать коллективную работу, где ученики могут делиться своими мыслями, задавать вопросы и обсуждать прочитанное. Виртуальные обсуждения, блоги и форумы создают возможность для дальнейшего взаимодействия за пределами классной комнаты, что важно для формирования умений слушать и выражать свое мнение в письменной форме.
На уроках русского языка также можно применять методики, направленные на развитие критического мышления. Например, использование технологий «шести шляп мышления» Эдварда де Боно помогает ученикам рассмотреть проблему с разных точек зрения и научиться анализировать информацию. Этот метод учит школьников не только высказывать свое мнение, но и слушать других, уважать разные точки зрения и аргументировать свою позицию. Таким образом, учащиеся учатся мыслить критически и выражать свои мысли более структурированно.
Одним из ключевых аспектов формирования коммуникативной компетентности является умение работать с текстом. На уроках литературы можно проводить занятия, в которых учащиеся будут анализировать текст, выявлять главные идеи и аргументы, обсуждать стиль и язык автора. Например, после прочтения произведения можно предложить учащимся сделать анализ главного героя, обсудить его действия и мотивы. Это развивает навыки анализа и интерпретации текста, а также формирует у учащихся способность к логическому мышлению.
Работа с текстом также включает в себя навыки написания. Ученикам важно уметь не только читать и анализировать произведения, но и грамотно выражать свои мысли на бумаге. Учитель может предложить различные виды письменных работ — от эссе до литературных отзывов, что поможет учащимся учиться структурировать свои мысли и аргументировать их. На уроках русского языка важно уделять внимание не только грамматическим аспектам, но и стилистическим, что позволяет развивать индивидуальный стиль письма и улучшает качество письменной речи.
Формирование коммуникативной компетентности невозможно без создания комфортной и поддерживающей учебной среды. Учитель должен проявлять терпение и поддерживать учеников в их стремлении высказать свое мнение, не боясь ошибок. Открытость и доступность учителя создают атмосферу доверия, в которой учащиеся могут развивать свои коммуникативные навыки. Регулярная обратная связь со стороны учителя помогает учащимся понимать, что их мнение важно и ценится, что в свою очередь мотивирует их к дальнейшему развитию.
Таким образом, формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы — это комплексная задача, требующая применения разнообразных методов и подходов. Проектная деятельность, ролевые игры, дискуссии, использование технологий и работа с текстом являются ключевыми элементами, способствующими развитию коммуникативных навыков. Создание поддерживающей учебной среды и открытость учителя также играют важную роль в этом процессе. Эффективная работа в данном направлении позволяет подготовить учащихся к активному и продуктивному участию в обществе, развивая их как личности, способные к конструктивному общению и критическому мышлению.
Список литературы
Дахова
И. С.,
Подосинникова
Р. В.
Технологии формирования коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках русского языка
// Гуманитарный научный журнал. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-formirovaniya-
kommunikativnoy-kompetentsii-u-obuchayuschihsya-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 30.10.2024).
Тагаева
Г
.
С
.
,
Озтюрк
М
.
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и чтения в школе //
Universum
: психология и образование. 2020. №3 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentsii-na-urokah-russkogo-yazyka-i-chteniya-v-shkole (дата обращения: 30.10.2024).
Хамдам
-Заде, Л. Х. Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку / Л. Х.
Хамдам
-Заде. —
Текст :
непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1 (4). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/21/672/ (дата обращения: 30.10.2024).