Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе | Болтовская Ольга Валерьевна. Работа №351816. Номер работы: №351816
Аннотация: Коммуникативные компетенции играют важную роль в образовании школьников начальных классов, так как они закладывают основы успешной социальной адаптации и взаимодействия в будущем. В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных навыков у младших школьников, роль учителя в этом процессе, а также методы и приемы, которые могут быть использованы на уроках для развития у детей навыков общения. Приводятся примеры практических заданий и активностей, способствующих развитию речи, умения работать в коллективе, слушать и понимать других, выражать свои мысли четко и ясно.
Ключевые слова: коммуникативные компетенции, начальная школа, учебный процесс, развитие речи, социальное взаимодействие, активные методы обучения, школьная культура, навыки общения.
Болтовская Ольга Валерьевна, учитель начальных классов
МКОУ СОШ №8 пгт. Атиг
Аннотация: Коммуникативные компетенции играют важную роль в образовании школьников начальных классов, так как они закладывают основы успешной социальной адаптации и взаимодействия в будущем. В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных навыков у младших школьников, роль учителя в этом процессе, а также методы и приемы, которые могут быть использованы на уроках для развития у детей навыков общения. Приводятся примеры практических заданий и активностей, способствующих развитию речи, умения работать в коллективе, слушать и понимать других, выражать свои мысли четко и ясно.
Ключевые слова: коммуникативные компетенции, начальная школа, учебный процесс, развитие речи, социальное взаимодействие, активные методы обучения, школьная культура, навыки общения.
Коммуникативные компетенции являются основой успешного взаимодействия с окружающим миром, и их развитие у младших школьников — одна из важнейших задач современного образования. Начальная школа — это тот период, когда закладываются основы общения, умения слушать, выражать свои мысли и чувствовать себя уверенно в группе. Важным моментом в этом процессе является то, что обучение не ограничивается лишь передачей знаний, но также включает развитие личных качеств, связанных с коммуникативной деятельностью.
На уроках в начальной школе формируются не только знания по предметам, но и важнейшие навыки межличностного общения. Это важный аспект образовательного процесса, поскольку умение взаимодействовать с окружающими — важная часть личной и социальной жизни. От того, как ребенок научится строить свои речевые и межличностные отношения в школьные годы, во многом зависит его успех в дальнейшем.
Коммуникативные компетенции включают в себя несколько ключевых аспектов: способность к эффективному взаимодействию, умение слушать и понимать собеседника, навыки разрешения конфликтов, осознание своей роли в группе и уважение к различиям. Эти навыки начинают формироваться еще в дошкольном возрасте, но именно в начальной школе они получают свою завершенность и развитие.
Важным моментом является то, что коммуникативные навыки не формируются в одиночку — для этого необходима поддержка со стороны учителя, а также создание определенной социальной среды, в которой ребенок будет иметь возможность учиться взаимодействовать с другими детьми. Речь в данном контексте идет не только о развитии речевых навыков, но и о воспитании уважения к собеседнику, формировании чувства ответственности и умения выражать свои мысли так, чтобы их могли понять и другие.
Учитель в начальной школе играет центральную роль в процессе формирования коммуникативных компетенций. Он не только передает знания, но и создает условия для развития у детей умений общаться. В этом контексте важно использовать методы, которые способствуют активному участию детей в учебном процессе, развивают их способность к совместной деятельности и помогают детям чувствовать себя уверенно в коллективе.
Одним из важнейших приемов для развития коммуникативных навыков является использование ролевых игр. Они помогают детям не только овладевать речевыми навыками, но и учат их работать в коллективе, уважать мнение других, слушать и понимать собеседников. Например, учитель может предложить детям разыграть ситуацию, когда один из персонажей должен убедить другого сделать что-то или, наоборот, убедиться в правильности своего решения. Такие упражнения развивают у детей умение аргументировать свою позицию, слушать и принимать во внимание мнение других.
Важно отметить, что именно в начальной школе дети начинают осознавать важность общения как основного средства взаимодействия с окружающими. В этот период они учат себя делиться, проявлять терпимость к множеству разных точек зрения и строить взаимоотношения с ровесниками и взрослыми на основе взаимного уважения и доверия.
Еще одной важной практикой для развития коммуникативных навыков является работа в малых группах. Это может быть как групповая работа над проектами, так и работа в парах. Важно, чтобы дети учились слушать друг друга, обсуждать идеи, работать над одним общим результатом. Например, можно предложить детям совместно придумать и создать проект по теме, которая интересна всем, или же провести мозговой штурм по решению конкретной задачи. Совместная деятельность в группе помогает детям развивать навыки сотрудничества, учит решать конфликты и искать компромиссы.
Кроме того, на уроках можно использовать различные виды диалогов и дискуссий. Диалог помогает детям научиться строить речь логично и последовательно, а также учит их различать разные точки зрения. Для этого учитель может предложить детям тему для обсуждения, которая будет интересна всем, и предложить каждому высказать свое мнение по поводу обсуждаемого вопроса. Важно, чтобы все дети имели возможность высказаться, а учитель направлял обсуждение в конструктивное русло, помогая детям принимать и уважать мнения других.
На уроках литературы также можно использовать различные подходы, способствующие развитию коммуникативных навыков. Например, чтение текстов в группах с последующим обсуждением прочитанного помогает детям научиться аргументировать свое мнение и слушать других. Чтение и пересказ текстов, а также создание собственных рассказов или стихотворений развивают не только речь, но и творческое мышление. Развитие воображения через литературу помогает детям лучше понимать и выражать свои мысли, а также воспринимать окружающих как равноправных собеседников.
Примером может быть задание, где ученики должны подготовить и провести мини-спектакль по мотивам прочитанного произведения. Это задание не только развивает речь, но и позволяет детям научиться работать в группе, учитывать мнение других и принимать на себя разные роли, что важно для формирования коммуникативных навыков.
Также следует отметить важность учёта эмоциональной составляющей общения. Учитель должен помочь детям научиться выражать свои эмоции с помощью слов, а также воспринимать и понимать эмоции других людей. Например, в ходе обсуждения определённых ситуаций дети могут обсуждать, как бы они чувствовали себя на месте других героев и как бы они поступили в той или иной ситуации. Это способствует развитию эмпатии и эмоционального интеллекта, что также является важным аспектом коммуникативной компетенции.
Коммуникативные навыки также включают в себя навыки слушания и восприятия. На уроках необходимо не только давать детям возможность говорить, но и учить их внимательно слушать собеседников. Это может быть достигнуто с помощью различных упражнений, таких как слушатель — ведущий, где один ученик рассказывает о своей идее или проекте, а другие должны слушать и задавать вопросы, подтверждая понимание услышанного.
Использование различных активных методов обучения также является важным фактором для формирования коммуникативных компетенций. Работы в парах, группах, проекты, ролевые игры и деловые игры, все эти методы способствуют развитию у детей уверенности в себе и в своих силах, а также помогают создать атмосферу, в которой каждый ребенок может выразить себя.
В целом, формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе — это процесс, который требует активного участия как учителя, так и самих детей. Через разнообразные методы и приемы, через взаимодействие с другими детьми и взрослыми, через коллективную деятельность и решение различных задач, ребенок постепенно осваивает основы общения, учится быть частью группы и развивает навыки, которые будут необходимы ему в дальнейшей жизни.
Список литературы
Вукс Я. Н. Развитие коммуникативных компетенций в начальной школе // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-kompetentsiy-v-nachalnoy-shkole
Колесова О.В., Тивикова С.К., Фокина Е.И. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи учащихся // ПНиО. 2018. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-kommunikativno-deyatelnostnogo-podhoda-k-razvitiyu-rechi-uchaschihsya
Столярова Е. П. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников // Экономика и социум. 2022. №12-1 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentsii-mladshih-shkolnikov-2